Чего ожидать на рынке ГСМ в сентябре

4745

В своем прошлом посте я затронул тему рисков возникновения дефицита на казахстанском рынке дизельного топлива.

Чего ожидать на рынке ГСМ в сентябре

Тема весьма наболевшая и актуальная. С подобными рисками наш рынок сталкивается практически ежегодно. Исключение составил лишь 2020 год на фоне снижения объемов потребления дизеля в период коронавирусного карантина.

Почему я заостряю внимание на текущих ожиданиях?

Прогнозные объемы потребления дизеля в сентябре превышают ожидаемые объемы сентябрьского производства казахстанскими НПЗ. Ощущается нехватка 30-40 тыс. тонн дизеля. Уровень запасов дизеля в стране не позволяет строить оптимистичных прогнозов.

В предыдущие годы в период "жаркой" осени недостаток дизеля покрывался путем его импорта из России. Ежегодно в сентябре 30-40 тыс. тонн дизеля завозилось из России, и это сглаживало напряжение на казахстанском рынке. На сегодня импорт из России – вопрос крайне сложный. Разбег оптовых цен на казахстанском и российском рынках дизеля настолько велик, что ни один здравомыслящий бизнесмен не возьмет на себя высокие риски осуществления экономически отрицательного импорта.

 

В сентябре дизеля в Казахстане может не хватить. Я уже упоминал о плановой остановке Павлодарского НХЗ на ремонт. Необходимо отметить, что этот ремонт уже перенесен с начала лета и далее отодвигать его теоретически нельзя. Также я говорил, что в приоритетном порядке топливо получат крестьяне и железнодорожники. Крупные сети АЗС пытаются сформировать необходимый запас, но еженедельные сводки о наличии топлива в регионах показывают еженедельное снижение запасов на 5-7 тыс. тонн.

Какой выход? Выход на сегодня – это повышение розничных цен, дать возможность бизнесу самостоятельно импортировать топливо из России. Понятно, что это болезненная мера для экономики и потребителя. Но, учитывая полную открытость казахстанской экономики, ее полную адаптивность мировым тенденциям, необходимо понимать, что рост цен на ГСМ – это не желание казахстанского бизнеса больше зарабатывать, а это общемировая тенденция, от которой наш рынок сегодня очень сильно отстает. И государственные механизмы сдерживания цен не приведут к насыщению рынка.

На сегодня казахстанский розничный рынок по-прежнему входит в список самых дешевых рынков ГСМ. А в сравнении с ценами на сопредельных рынках России, Кыргызстана и Узбекистана становится вполне очевидной привлекательность серых схем по вывозу казахстанского дизеля.

Я не говорю о необходимости выравнивания цены дизеля с российским или киргизским рынками. Целесообразно привести рынок в равновесное состояние с российским импортом топлива – это обеспечит насыщение казахстанского рынка в период сезонного увеличения спроса на дизельное топливо.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора