Согласительная комиссия – досудебный и внесудебный способы урегулирования трудового спора

76891

Действующий с 1 января 2016 года Трудовой кодекс Республики Казахстан (далее – ТК) предусматривает обязательное рассмотрение индивидуального трудового спора в согласительной комиссии.

Согласительная комиссия – досудебный и внесудебный способы урегулирования трудового спора

Согласительная комиссия – постоянно действующий орган, создаваемый в организации, ее филиалах и представительствах на паритетных началах из равного числа представителей от работодателя и работников.

При этом стороны согласительной комиссии, то есть работодатель и представители работников (как правило, профсоюзная организация), обязаны проводить ежегодное обучение членов согласительной комиссии основам трудового законодательства Республики Казахстан, развитию умения вести переговоры и достижению консенсуса в трудовых спорах (пункт 8 статьи 159 ТК).

Несмотря на то, что данные положения ТК действуют уже четвертый год, проведенные в июне т. г. совместно с Профсоюзным центром Северо-Казахстанской области семинары "Основы трудового законодательства Республики Казахстан о рассмотрении индивидуального трудового спора в согласительной комиссии" показали, что работа по ежегодному обучению практически отсутствует, членам согласительной комиссии нужны ответы на многочисленные вопросы.

Поэтому в данной статье разъясняются отдельные положения законодательства о создании и деятельности согласительной комиссии, ее компетенции, сроках обращения в согласительную комиссию, вопросах досудебного и внесудебного урегулирования спора и судебной практики.   

1. Общее правило об обязательном досудебном урегулировании индивидуального трудового спора в согласительной комиссии не распространяется только на субъектов малого предпринимательства и руководителей исполнительного органа юридического лица (пункт 1 статьи 159 ТК).

Кто относится к субъектам малого предпринимательства?

Ответ содержится в статье 24 Предпринимательского кодекса. Согласно пункту 3 данной статьи, субъектами малого предпринимательства являются:

  • индивидуальные предприниматели без образования юридического лица;
  • юридические лица, осуществляющие предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более ста человек и среднегодовым доходом не свыше трехсоттысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года (то есть 2525 тенге х 300 000).

Указанная норма ТК разъяснена в нормативном Постановлении Верховного суда Республики Казахстан от 6 октября 2017 года № 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров". В ней несколько расширен перечень лиц, индивидуальные трудовые споры с участием которых не подлежат рассмотрению в согласительной миссии. Помимо указанных субъектов малого предпринимательства и руководителей исполнительного органа юридического лица, сюда относятся также:

  • домашние работники;
  • другие члены коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также единоличного исполнительного органа юридического лица;
  • работники, состоящие на воинской службе, сотрудники специальных государственных, правоохранительных органов, государственные служащие (пункт 3 указанного нормативного постановления).

В остальных случаях субъекты предпринимательства обязаны создать согласительную комиссию.

2. Как создается согласительная комиссия и какими актами это закрепляется?

Работодатель включает в состав согласительной комиссии своих представителей своим актом – приказом, распоряжением. Как правило, членами согласительной комиссии становятся руководитель или его заместитель, юрист, сотрудник отдела кадров.

Опыт показывает, что включение в состав согласительной комиссии первых руководителей вряд ли можно признать удачным: трудно сохранить объективность при оспаривании собственного приказа, других членов согласительной комиссии давит авторитет руководства. Введение в состав согласительной комиссии юриста помогает рассмотреть вопрос в соответствии с положениями трудового законодательства, однако часто ограничивает такое рассмотрение обычно правовыми рамками. А ведь ТК признает важным обучать членов согласительной комиссии не только основам трудового законодательства Республики Казахстан, где востребованы и уместны профессиональные знания юриста, но и развитию умения вести переговоры и достижению консенсуса в трудовых спорах – здесь важнее такие качества, как умение слушать, здравомыслие, справедливость, толерантность, умение находить выход из сложившейся ситуации.

Что касается представителей работников, то их включение в состав согласительной комиссии должно производиться на выборной основе – их избирают на общем собрании или конференции работников. Актом о выборе членов согласительной комиссии является протокол общего собрания (конференции). Как представители работников могут выступать  члены профсоюзной организации, если она имеется в организации.

3. Какова компетенция согласительной комиссии?

Согласительными комиссиями рассматриваются индивидуальные трудовые споры по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан, вытекающие из предусмотренных Трудовым кодексом трудовых договоров, коллективных договоров и актов работодателя (пункт 3 указанного нормативного  постановления).

Для того чтобы определить, вправе ли согласительная комиссия рассмотреть возникший между работником и работодателем спор, следует обращать внимание на все составляющие ее компетенции.

Например, рассмотрим следующий кейс.

А. обратился в АО для трудоустройства. Прораб допустил А. к работе на кране. А. в течение двух часов работал на кране. Трудовой договор с А. не заключили, но по его требованию выплатили ему 3000 тенге за двухчасовую работу. На следующий день А. не допустили к работе, ссылаясь на то, что он не принят на работу в установленном порядке. А. обратился в согласительную комиссию с заявлением о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. Как должна поступить согласительная комиссия?

Предлагается ответ: данное дело не относится к компетенции  согласительной комиссии, так как оспаривается наличие трудового договора, из которого мог бы вытекать спор по применению трудового законодательства. Наоборот, из спорной ситуации усматривается, что АО не согласно с тем, что с истцом возникли трудовые отношения. Поэтому А. следует сразу обратиться в суд. 

Другой пример, который показывает, как внимательно следует относиться к вопросу о том, относится или нет к компетенции согласительной комисии спор между работником и работодателем. 

На одном из обучающих семинаров член согласительной комисии задала вопрос о том, что делать в следющей ситуации. Работница обратилась в суд  с иском с двумя требованиями: признать незаконным приказ о переводе ее на другую работу и  возместить моральный вред в сумме 100 000 тенге. Суд возвратил исковое заявление, так как работницей не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, рекомендовано обратиться в согласительную  комиссию. Работница подала указанное заявление в согласительную комиссию. Теперь согласительная комиссия, которая в первый раз рассматривает подобный спор, размышляет над тем,  как определить  сумму морального вреда, если первое требование о незаконном переводе окажется обоснованным?

Данный пример был обсужден участниками семинара. В результате дискуссии пришли к  выводу о том, что требование о возмещении морального вреда неподведомственно согласительной комиссии. Возмещение морального вреда регулируется нормами Гражданского кодекса Республики Казахстан, а не Трудового кодекса. Работница ставит вопрос о защите гражданского права, а не трудовых прав. В указанном нормативном постановлении Верховного суда четко разъяснено, что "согласительными комиссиями рассматриваются индивидуальные трудовые споры по вопросам, возникающим в процессе применения трудового законодательства при регулировании трудовых отношений, отношений, непосредственно связанных с трудовыми, по вопросам социального партнерства, а также безопасности и охраны труда". Следовательно, согласительная комиссия обязана принять и рассмотреть только первое требование работницы о признании незаконным приказа о ее переводе на другую работу.

4. Важно обратить внимание на сроки при рассмотрении индивидуального трудового спора.

Согласно статье 160 ТК по спорам о восстановлении на работе  следует обратиться в течение одного месяца со дня вручения копии акта работодателя о прекращении трудового договора, по другим трудовым спорам – в течение одного года, когда работник или работодатель узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Как быть, если указанный срок пропущен?

Ответ дан в пункте 4 указанного нормативного постановления Верховного суда  Республики Казахстан: даже в случае пропуска срока обращения в согласительную комиссию заявление должно быть рассмотрено согласительной комиссией с вынесением решения, что в дальнейшем позволит стороне, не согласной с этим решением, реализовать свое право обращения с иском в суд. 

Пропуск срока для обращения в согласительную комиссию может стать основанием для отказа в удовлетворении заявления. При этом разбирательства по обстоятельствам спора не требуется. Вместе с тем пропущенный срок может быть  восстановлен согласительной комиссией.

Таким образом, согласительную комиссию можно расценивать как некий фильтр – только пройдя через него, спорящая сторона получает доступ  к судебной  защите.

5. Согласительная  комиссия как внесудебный способ разрешения спора

Согласно пункту 4 указанного нормативного постановления, "суд не связан с выводами согласительной комиссии, и индивидуальный трудовой спор разрешается по существу в пределах заявленных истцом требований".

Следовательно, не обязательно и даже не следует указывать в решении суда, к какому решению пришла согласительная комиссия при рассмотрении трудового спора.

Вместе с тем в решениях судов иногда указывается, какое решение вынесла согласительная комиссия. Как правило, оно совпадает с тем выводом, к которому пришел суд в результате длительного разбирательства.

Это показывает, что согласительная комиссия, если к ее созданию и деятельности подходить неформально, может выполнять функцию не только досудебного, но и внесудебного разрешения трудового спора – она способна компетентно и объективно рассмотреть конфликтную ситуацию и вынести решение, с которым стороны согласятся, так как доверяют своим коллегам – членам согласительной комиссии.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться