Сообщается о сотнях единиц. Водители отмечают, что наша сторона в день пропускает всего пять-шесть машин. Одни говорят, это связано с операцией по поиску наркотиков, другие – с приостановкой подачи воды. А третьи же считают, это не первое и не второе. Что говорят политологи? В деле попытался разобраться Atameken Business.
Заторы на границе с Кыргызстаном делом вполне обычным назвать сложно. Хотя такая ситуация периодически да возникает. Но для КНБ особенного ничего нет. В погранслужбе сообщили, что каких-либо ограничительных мер не вводили. Пункты пропуска работают в штатном режиме, регламентные нормативы досмотра строго соблюдают. Показатели пропуска - характерны для этого сезона, заверили в ведомстве. А вот глава минфина сказал, что тут не обошлось без наркотиков.
"Там нет таможни, это внутренняя граница ЕАЭС. Насколько я знаю, была операция по задержанию наркотических средств, поэтому сейчас идет тщательная проверка со стороны, скорее всего, Пограничной службы и КБ", - отметил заместитель премьер-министра-министр финансов РК Ерулан Жамаубаев.
Между тем ситуацию прокомментировали и в соседнем Кыргызстане. В частности Директор Научно-исследовательского института ирригации Улан Чортомбаев считает, что причина заторов – далеко не технические неполадки и спецоперация.
"Вы не пропускаете наши машины через таможенные посты и заставляете их стоять в длинных очередях на ваших пограничных постах. Вы объясняете это тем, что мы перестали подавать вам воду. С весны мы непрерывно подавали воду из Кировского и Орто-Токойского водохранилищ. Даже если у нас не оставалось воды, мы полностью исполнили наши обязательства в рамках соглашений".
В минэкологии Казахстана подтвердили, что сброс воды Казахстану из Кировского водохранилища в этом месяце было не достаточен. Это связано с маловодьем реки Талас, а также аномальной жарой. В целом ущерб от недостатка воды зависимых от рек полей составил примерно 560 га. Но вот политологи считают, что приостановка подачи воды и затор на границе между собой не связаны.
"Если, как говорится, есть проблемы в плане воды, то надо решать проблему воды, а не усложнять проблемой за счет пропуска трафика груза через границу. Это будет совершенно контрпродуктивной мерой. Я думаю, что проблема, наверное, носит технический характер. И она никак не связана с этой водой", - говорит политолог Замир Каражанов.
По мнению эксперта, механизмы касательно решения водных проблем есть. И решить это нужно дипломатическим путем. Ставить под удар добрососедскими отношениями никто не станет, предположил политолог.
Читайте по теме:
Проблема скопления автомашин на границе Казахстана и Кыргызстана остается