Halyk Bank и Astana Opera: лучшие проекты культурного партнерства

9314

​Двенадцать лет назад театр "Астана Опера", сопоставимый по уровню с ведущими мировыми сценами, такими как Ла Скала, Королевский театр в Мадриде, Большой театр и Метрополитен-опера, ворвался в культурную жизнь столицы, став для зрителей настоящим глотком свежего воздуха.

Halyk Bank и Astana Opera: лучшие проекты культурного партнерства Фото: Astana Opera

За годы существования театр реализовал множество масштабных культурных проектов, от постановок классической оперы и балета до современных работ выдающихся режиссеров и хореографов. Значительная часть этих достижений стала возможна благодаря поддержке генерального партнера Halyk Bank. Именно эта поддержка в сочетании с талантом артистов позволила вывести казахстанское оперное и балетное искусство на международную арену, сохранив при этом высочайший уровень исполнительского мастерства и технического оснащения. В этом материале, приуроченном к Международному дню театра, артисты поделятся воспоминаниями о самых ярких проектах, реализованных на сцене "Астана Опера".

Жупар Габдуллина (Аида) и Дина Хамзина (Амнерис), опера "Аида" под открытым небом, Дворец мира и согласия, 2017 г.

Государственный театр оперы и балета "Астана Опера" был создан в 2013 году по инициативе первого президента Республики Казахстан. Комплекс площадью 64 тысячи квадратных метров расположен на участке в 9 гектаров, из них около 3 тысяч занимают сценические пространства. Главный зал рассчитан на 1250 зрителей, а камерный — на 250. По уровню технического оснащения театр не только соответствует, но и во многом превосходит ведущие сцены мира. Все помещения — от закулисной части и мастерских до многочисленных репетиционных залов — соответствуют международным стандартам.

Бахтияр Адамжан (Леско), Мадина Басбаева (Манон), балет Жюль Массне "Манон", 2017г.

С момента основания театра его генеральным партнером является Halyk Bank, ведь культура остается приоритетным направлением благотворительной деятельности банка. Только за последние пять лет Halyk направил на развитие культуры более 1,5 миллиарда тенге. Хотя Тимур Кулибаев больше не занимает официальную роль в попечительском совете "Астана Опера", его приверженность к культуре и театральному искусству остается неизменной. Его вклад в развитие ведущих театральных площадок страны по-прежнему значителен, а поддержка продолжается через спонсорские проекты и инициативы, в которых он, как один из ключевых акционеров Halyk Bank, играет важную роль. Международные гастроли, масштабные постановки, концерты под открытым небом и выступления в регионах — лишь малая часть проектов, воплощенных благодаря плодотворному и устойчивому сотрудничеству Halyk Bank и театра "Астана Опера".

"Симфония № 8" Густава Малера с участием 1200 артистов.

Концерт "Симфония № 8" Густава Малера с участием 1200 музыкантов — рекордное событие в истории музыкального искусства Казахстана. Для участия были приглашены 20 хоровых коллективов, включая хоры театров "Астана Опера", ГАТОБ им. Абая, итальянского театра "Карло Феличе", Южно-Казахстанского областного театра оперы и балета, Государственную хоровую капеллу им. Б. Байкадамова, а также хоры филармоний Павлодара, Северо-Казахстанской области, Актобе, Астаны, 10 хоров профильных учебных заведений и 5 детских хоров. В постановке приняли участие пять симфонических оркестров: театра "Астана Опера", ГАТОБ им. Абая, филармоний им. Жамбыла, Государственный академический симфонический оркестр Республики Казахстан и камерный оркестр "Академия солистов". За дирижерским пультом стоял главный дирижер "Астана Опера" — заслуженный деятель Казахстана, лауреат Государственной премии РК маэстро Алан Бурибаев.

Дирижер Алан Бурибаев, "Симфония № 8" Густава Малера с участием 1200 артистов

— Я принимал участие в этом концерте, но, если честно, до самого конца не верил, что у нас получится, не думал, что на сцене театра может уместиться 1200 человек! — вспоминает концертмейстер группы фаготов симфонического оркестра "Астана Опера" Асет Нельдыбаев. — Но, конечно, это все стало возможным благодаря маэстро Алану Бурибаеву — его харизме, энергии и вере в проект. Он не просто дирижировал — он воплотил мечту в реальность. Сначала мы репетировали симфонию с нашим оркестром, потом маэстро Алан Аскарович ездил в Алматы и ставил ее с другим оркестром. Вы можете представить, сколько коллективов было задействовано? И симфонических, и хоровых — целых 25! Это была колоссальная работа.

– Мы были и приглашающей, и принимающей стороной. Нужно было достойно встретить итальянский оркестр из оперного театра "Карло Феличе", рассадить всех на сцене... Только фаготистов — 14 человек! Это был беспрецедентный состав. К счастью, сцена у нас не просто большая — она глубокая, просторная. И, когда все началось, зрительный зал буквально взорвался энергией. Это было настоящее единение — рекордное по масштабу и по духу: 1200 музыкантов на сцене и 1200 зрителей в зале. Невероятно, – отметил Асет Нельдыбаев. 

Евгений Чайников в роли Жиренше. Опера "Абай"

Одной из визитных карточек театра "Астана Опера" по праву считается национальная опера "Абай" А. Жубанова и Л. Хамиди, премьера которой состоялась в 2015 году. Для этой постановки было создано более 200 костюмов, разработанных обладательницей премии "Оскар" Франкой Скуарчапино. В работе над костюмами она опиралась на специальные исторические источники, а также на копии архивных фотографий, найденных в библиотеках и музеях. Однако не только уникальные костюмы и декорации стали основой успеха спектакля — важнейшую роль сыграли выдающиеся вокальные данные солистов и мощный, эмоционально насыщенный хор, главным хормейстером которого является заслуженный деятель Казахстана Ержан Даутов.

Хор "Астана Опера". Опера "Абай"

– Что касается оперы "Абай" — для любого казахского артиста это не просто постановка, это произведение, наполненное особым смыслом, – рассказывает Ержан Даутов. Работать над этой оперой было большой честью, особенно с такими выдающимися специалистами, как Эцио Фриджерио (сценограф), Франка Скуарчапино (художник по костюмам) и Джанкарло дель Монако (режиссер-постановщик). Постановка, которую мы представили, на мой взгляд, одна из лучших. Это мнение разделяют и профессионалы, видевшие спектакль в Алматы, Узбекистане, Москве, Генуе. Все они отмечают, что именно в этой версии удалось передать дух Абая, казахский национальный дух. Великолепная работа — без преувеличения.

30 июня 2014 года в рамках гастролей легендарного миланского театра был подписан меморандум о сотрудничестве между руководством театра "Астана Опера" и руководством театров Ла Скала и Сан-Карло.

Театр открыл казахстанскому зрителю возможность прикоснуться к искусству мирового уровня. На сцене выступали Пласидо Доминго, Анна Нетребко, Зубин Мета, Валерий Гергиев, Хосе Каррерас, Елена Образцова, Денис Мацуев, миланский театр Ла Скала, неаполитански театр Сан-Карло и другие. Зрители также смогли насладиться выдающимися хореографическими работами французского хореографа Патрика де Бана "Зов степи", постановкой Бориса Эйфмана "Роден".

Борис Эйфман, Гаухар Усина, Рустем Сейтбеков на репетиции балета "Роден"

— Я до сих пор под большим впечатлением от балета "Роден" Бориса Эйфмана! — делится заслуженный деятель Казахстана Гаухар Усина. — Особенно дорога мне партия Камиллы — в ней раскрывается невероятно богатая палитра чувств и эмоций. Я жила вместе с героиней: чувствовала ее отрешенность, безумие, боль, ревность, любовь и моменты абсолютного счастья. Поражает, как из светлой, невинной любви все постепенно перерастает в страсть, бурю эмоций, даже в ярость — и все это выражено в изысканном, сложном, но предельно выразительном хореографическом тексте, в котором чувствуется узнаваемый стиль Эйфмана. Каждый жест, каждый шаг — это рассказ, проговоренный телом. 

Балет "Зов степи"

Особое впечатление оставила работа хореографа Патрика де Бана "Зов степи". В этом балете через современный язык танца с поразительной точностью был передан дух казахского народа. Каждый элемент — музыка, движение, свет, сценография — наполнялся смыслом, создавая мощное художественное высказывание. Постановка получилась масштабной, зрелищной и одновременно глубоко душевной. В ней ощущалась сила традиций, связь поколений и искренняя любовь к родной земле. Для артистов это была не просто сцена — это стало возможностью говорить миру о своих корнях.

Награждение победителей международного конкурса "Опералия"

В 2017 году на сцене "Астана Опера" в рамках программы Экспо состоялся всемирный конкурс оперного искусства "Опералия" Пласидо Доминго. Это знаковое событие собрало в составе жюри ведущих представителей крупнейших театров мира, включая театр "Карло Феличе" (Италия), Метрополитен-оперу (США), Венскую государственную оперу (Австрия), Королевский театр Ковент-Гарден (Великобритания), Парижскую национальную оперу (Франция), Королевский театр (Испания) и другие. Уникальность конкурса заключалась в том, что публика имела возможность присутствовать на всех этапах прослушивания, наблюдая за ростом и выступлениями участников. Артисты исполняли арии из шедевров мировой оперной классики в сопровождении концертмейстеров "Опералии". Финал стал кульминацией конкурса: десять финалистов выступили на сцене в сопровождении симфонического оркестра "Астана Опера" под управлением самого Пласидо Доминго.

Артисты театра "Астана Опера" поздравляют Пласидо Доминго после оперы "Травиата"

– Впервые Пласидо Доминго посетил "Астана Опера" не один, а с командой, со своей семьей. Его приезд был знаком признания, актом доверия, — рассказывает дирижер, народный артист РК Абзал Мухитдин. — Когда проходил конкурс "Опералия", мне доверили подготовить весь оркестровый материал. Мы сыграли арии, которые наш оркестр никогда ранее не исполнял, включая редкие сарсуэлы — испанские музыкальные произведения. После репетиции маэстро лично поблагодарил нас на пресс-конференции.

Кульминацией конкурса "Опералия" в 2017 году стала опера Джузеппе Верди "Травиата", где на сцену "Астана Опера" вышел сам Пласидо Доминго. Его участие стало ярким завершением международного события и подарком для казахстанской публики. В этом спектакле маэстро исполнил партию Жоржа Жермона, подтвердив свой статус живой легенды оперной сцены. Это было не просто выступление — это было вдохновляющее событие, которое еще долго останется в памяти зрителей и участников конкурса.

Элмар Бурибаев, Алан Бурибаев, Джузеппе Акуавива, Пласидо Доминго, Абзал Мухитдин

– Доминго уникальный человек. Он один из немногих теноров, записавших практически весь классический оперный репертуар: от лирики до драматических партий. Можно сказать, он оставил после себя аудиохрестоматию для поколений теноров. Финалом конкурса "Опералия" стала опера "Травиата" с участием самого Пласидо Доминго. Он, как солнце, объединял на сцене всех — солистов, хор, оркестр. Это было эмоциональное единение, настоящее вдохновение. Для нас, артистов, этот опыт — как благословение. Он оставил в театре и в сердцах всех нас нечто большее, чем просто воспоминания: уверенность, чувство важности нашей профессии, и творческий ориентир, – заключил Абзал Мухитдин

Репетиция "Астана Опера" в Карнеги-холл

Мировое турне театра в 2014 году стало значимым событием не только в истории самого театра, но и в культурной жизни Казахстана. Гастроли начались с Нью-Йорка, где казахстанские музыканты выступили на одной из самых престижных сцен мира — в Карнеги-холле. Далее труппа дала концерты в канадском Sony Centre, в парижской Opéra Bastille, в Роттердаме, Антверпене и других городах. Программа была разнообразной — от увертюр и арий до оперы "Аттила" Джузеппе Верди, исполненных в Париже в концертном формате под управлением маэстро Алана Бурибаева и Абзала Мухитдина. Турне стало настоящим вызовом и ценным опытом для молодых артистов. Благодаря организаторскому таланту Төлегенa Мухамеджанова, первого директорa театра, удалось в кратчайшие сроки договориться о выступлении на таких знаковых площадках, как Карнеги-холл, что само по себе стало уникальным достижением.

– Первое мировое турне театра стало для меня по-настоящему судьбоносным событием, – делится Ержан Даутов. – В моей жизни, в жизни нашего коллектива ничего подобного еще не было. За одну поездку мы побывали сразу в пяти странах — гастроли такого масштаба выпали нам впервые. Это был бесценный опыт, который дал мощный толчок к профессиональному росту. Мы выступали в самых прославленных залах мира, и каждое выступление оставило глубокий след. Тогда наш коллектив только начинал формироваться, мы, по сути, вставали на ноги, и это турне сплотило нас, укрепило и вдохновило двигаться дальше.

Опера "Аида" под открытым небом, Дворец мира и согласия, 2017 г.

В 2015 году на установленной перед Дворцом мира и согласия сцене была представлена постановка грандиозной оперы знаменитого Джузеппе Верди "Аида". Для этого из государственного театра оперы и балета были привезены 20 контейнеров декораций. По словам организаторов, на установку сцены, зрительской зоны и расстановку декораций ушло порядка 10 дней. Участники проекта отмечают: это был по-настоящему живой и масштабный опыт, который заслуживает продолжения.

— Постановка "Аиды" у пирамиды — один из самых эмоциональных и символичных проектов, в которых мне довелось участвовать, — делится дирижер Абзал Мухитдин. — Один момент я, пожалуй, никогда не забуду. Это была репетиция. Жупар Габдуллина исполняла арию Аиды — молитву. Это кульминация сцены, ее эмоциональное ядро. И вдруг в этот момент со стороны ближайшей мечети зазвучал азан. Его звучание наложилось на музыку, словно второй голос, и слилось с молитвой Аиды. Вокруг была тишина — ни ветра, ни шума, что для Астаны редкость. Только ария и азан — две молитвы, звучащие одновременно. Это было потрясающе. Казалось, весь спектакль в тот миг стал настоящим обращением к небу. Мы играли, но каждый чувствовал: это не просто музыка, это — откровение. Момент абсолютной гармонии между сценой и жизнью, между верой и искусством.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться