Пункт выдачи
заказов
Пункт выдачи заказов играет важную роль в «последней миле» логистической цепочки. Его задача заключается в предоставлении клиентам возможности в удобном месте в удобное время получить свои заказанные товары, не привязываясь к ожиданию курьера. Кроме того, получение товара в ПВЗ – это более дешевый способ доставки, что также важно для потребителя. Ну и зачастую пункты выдачи заказов предоставляют возможность клиентам осмотреть товары перед тем, как их забрать, и в случае необходимости вернуть или обменять их на месте. Это улучшает опыт покупателя и повышает уровень доверия к бренду.
Согласно исследованию DataInsight, в Казахстане очень мало сетей ПВЗ, их покрытие недостаточно, а потенциал ПВЗ для увеличения продаж не используется. Поэтому «главной проблемой становится недостаток инвестиций в инфраструктуру – склады и ПВЗ».
Сегодня маркетплейсы или курьерские компании предлагают открыть свой ПВЗ под франшизой. Это выгодно как торговой площадке/курьерской компании, так как она расширяет свое представительство в стране, так и предпринимателю, который получает готовый бизнес. В Казахстане работает около 2,5 тысячи ПВЗ. Больше всего на этом рынке представлен Ozon, у которого почти 1200 ПВЗ, затем Ozon c 620 точками. У курьерских компаний представленность меньше: 230 у СДЭК, 172 у Boxberry.
Как открыть пункт выдачи заказов
Все представленные в обзоре компании предлагают по франшизе открыть пункт выдачи товаров. Это дает возможность создать свой небольшой бизнес, при этом не нужно беспокоиться о клиентах, о рекламе. Некоторые компании предлагают финансовую поддержку на первом этапе.
Владельцы ПВЗ получают процент от суммарной стоимости товаров, выданных в этом месте. Процент зависит от условий сотрудничества: в Wildberries при обороте 5–35 млн тенге пункт будет получать 3,75%, но чем больше оборот, тем меньше процент.
Ozon платит 5% (но не более 250 рублей за один выданный товар, что эквивалентно ~1300 тенге). CDEK и Boxberry платят процент за каждую посылку, но здесь нужно будет платить роялти
Общая схема открытия ПВЗ:
На количество заказов и, соответственно, доход влияют:
- правильное расположение: доступность точки для покупателя, посещаемость;
- наличие конкурентов поблизости;
- качество обслуживания.
Размер помещения
Ozon разрешает открывать небольшие пункты: от 20 м². Для получения максимальной поддержки площадь помещения должна быть от 30 м². Лучшее расположение - это места с большим количеством пешеходов (торговые центры, помещения рядом с остановками, в жилых комплексах). Wildberries допускает помещение от 30 квадратных метров, но рекомендует от 50 кв. м ПВЗ должен быть открыт на первом этаже здания, желательно с выходом на улицу, но допускается и размещение в цокольном. У Ozon и Wildberries есть карты, которые упрощают выбор места и помогают рассчитать доходность. СДЭК требует 35 м², а Boxberry достаточно 15 м. У Flip требование к расположению помещения исключительно на первом этаже. Площадь от 20 кв. м до 300 кв. м в чистовой отделке. Ежедневный график работы с круглосуточным доступом (без пропускной системы) и желательно наличие парковки.
Поддержка ПВЗ
Все компании поддерживают свои пункты выдачи. Ozon обучает, консультирует в случае необходимости, а также предоставляет финансовую поддержку в первые полгода. Ozon, CDEK и Wildberries добавит пункт выдачи на карты Яндекс, Google, 2ГИС, а также в свои приложения. У CDEK есть программа консультирования на всех этапах и предоставления юридической помощи при оформлении франшизы. Boxberry будет сопровождать весь период сотрудничества. Все головные компании берут на себя логистику и обеспечивают брендированными материалами для ПВЗ.