защита бизнеса
Бизнес под надежной защитой
Как НПП «Атамекен» и бизнес-обмудсмен защищают бизнес
Сколько обращений поступило в НПП «Атамекен»
За все время наибольшее число обращений поступило:
20 125 обращений
Эти данные свидетельствуют как о доверии бизнес-сообщества к национальной палате, так и о том, что у казахстанского бизнеса остается очень и очень много проблем. До 40% обращений разрешаются положительно.

На какую сумму защищены имущественные права
Динамика защиты имущественных прав за три года
88,1 млрд тенге
По результатам проведенной юристами Национальной палаты работы, было защищено имущественных прав предпринимателей на сумму свыше 88,1 млрд тенге. Это отмененные штрафы, пени, возвращенные госорганами деньги, а также стоимость сохраненного бизнесу имущества.

За все время взаимодействия с генеральной прокуратурой по обращениям Национальной палаты принесено 16 надзорных/кассационных протестов.
Жалобы и проблемы.
С какими вопросами обращаются в НПП «Атамекен»
За все время наибольшее число жалоб поступило:
Реестр проблемных вопросов
Системные проблемы бизнеса затрагивают права и законные интересы неограниченного круга предпринимателей, требуют внесения изменений в НПА, правоприменительной практики.

Наибольшее количество системных проблем установлено в сфере строительства и архитектуры (53, или 10,3%), транспорта и логистики (51, или 10%), медицины и фармацевтики (40, или 8%).

Функциональное решение системных проблем требует оптимизации разрешительной системы, реформирования контрольной деятельности, совершенствования законодательства.

Все проблемы доступны на сайте национальной палаты, в реестре проблем.
Оптимизация разрешительной системы. Что сделано
По госсектору:
Ежегодная экономия для бизнеса 1,5 млрд тенге
Все разрешения упорядочены в Законе «О разрешениях и уведомлениях». Не включенные в этот закон считаются незаконными. Разрешения квазигоссектора и монополистов проревизированы аппаратом бизнес-омбудсмена совместно с министерством национальной экономики. Законопроект «О совершенствовании регулирования предпринимательской деятельности» в настоящее время внесен в правительство.
Рассматриваемый законопроект направлен на масштабное дерегулирование бизнеса. Он предполагает реформирование государственного контроля и надзора, поправки по таким направлениям, как фронтальное снижение издержек для бизнеса и ревизия законодательства в части устранения норм, препятствующих конкуренции. Также имеются поправки, направленные на улучшение позиции Казахстана в рейтинге Всемирного банка Doing Business.
Рустам Журсунов
Заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен»
Реформирование контрольно-надзорных функций госорганов. Предлагаемые меры
От привлечения к ответственности и карательных мер к профилактике и рекомендациям.

В настоящее время предпринимателей вправе проверять 61 госорган, которые имеют 544 контрольные функции и к предпринимателям предъявляют более 30 тысяч требований.

Более 17 700 из 31 540 требований госгоранов рекомендовано сократить. Общий срок проведения проверок сократится с 30 до 15 рабочих дней, внеплановых проверок – с 30 до 10 рабочих дней, для субъектов микропредпринимательства – до 5 рабочих дней.

К 2018 году проверки будут сокращены на 30%

К 2020 году – еще на 10%
В июне 2016 года был проведен большой форум «Надзор прокуратуры в сфере предпринимательства». Была разработана дорожная карта, охватывающая 5 основных направлений:
1
Снижение давления на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов
2
Защита прав и законных интересов предпринимателей в уголовном процессе
3
Защита прав предпринимателей в гражданском и административном процессах
4
Устранение административных барьеров
5
Массовое развитие бизнеса
Более 30 законов и поправок в Предпринимательский кодекс подготовлены НПП «Атамекен».

Аппаратом бизнес-омбудсмена совместно с министерством национальной экономики, генеральной прокуратурой и другими уполномоченными органами выработаны предложения по оптимизации системы госконтроля:

1
По 30 статьям КоАП исключить возможность возбуждения адмдел.
2
Ментальное изменение системы проверок. Проверки не будут носить карательный характер, они будут иметь профилактическую направленность. Контролер не сможет привлечь предпринимателя к ответственности – он обязан дать рекомендации по устранению нарушений. Наказать предпринимателя можно будет лишь в случае их неустранения.
3
Дублирующие сферы проверок будут исключены. Из 114 сфер контроля останется 20, из 18 сфер надзора - 3.
4
165 дублирующих и не связанных с рисками функций госорганов из 544 будут исключены.
5
6 сфер из 25 будут переведены на общий порядок организации и проведения проверок.
6
Контрольные функции будут переданы из акиматов в министерства, а также между министерствами 4 функции.
Гуманизация уголовного и административного законодательства
Сейчас мы активно работаем с генпрокуратурой. С антикоррупционными службами теперь тоже активно все. Но наша задача — сделать законодательство дружелюбным по отношению к предпринимателям. Имею в виду добросовестных, конечно. Бизнесмен — центральная фигура, которую мы должны поднимать в ранг государственной политики. Нужно еще так совершенствовать законодательство, чтобы сократить влияние чиновников на бизнес.
Тимур Кулибаев
Председатель президиума НПП «Атамекен»
В конце 2016 года по инициативе «Атамекена» проведена амнистия, в том числе по экономическим преступлениям освобождены более чем 400 бизнесменов:
Несмотря на разные регионы, большинство предпринимателей жаловались именно на уголовное законодательство. Жаловались, что у нас система карательная, а не предупредительная, репрессивные законы в экономическом поле. В основном жаловались на статью «Лжепредпринимательство». Данный вопрос поднимали практически все бизнесмены, с которыми я встречался. Поэтому мы очень серьезно взялись за эту проблему. Нам помогли в этом деле генеральная прокуратура и администрация президента. Если посмотреть статистику, то в 2015-м было возбуждено 5 861 уголовное дело по экономическим преступлениям, а в 2016-м их количество сократилось в пять раз.
Болат Палымбетов
Уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РК, бизнес-омбудсмен
Совместно с генеральной прокуратурой РК проведена работа по гуманизации уголовного законодательства.

По предложению бизнес-омбудсмена и НПП «Атамекен» ПРОВЕДЕНА АМНИСТИЯ, в том числе в отношении лиц, осужденных за экономические преступления.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ НПП и ГП по ГУМАНИЗАЦИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:
1
Исключение лжепредпринимательства из УК РК (ст. 215 УК)
2
Введение примечания об освобождении от ответственности по 6 статьям
3
Снижение размера штрафов за уголовные проступки в 10 статьях
4
Предложено освобождение от ответственности при оплате части нанесенного ущерба
Пересмотрена порочная практика службы экономических расследований по необоснованному возбуждению уголовных дел.

Изменены подходы к возбуждению дел по экономическим преступлениям. Они регистрируются только при наличии актов проверок и ущерба. В результате число экономических преступлений сократилось в 4 раза. Разработаны поправки в статьи УК, связанные с гуманизацией уголовных правонарушений в экономической сфере, где ключевым нововведением является декриминализация лжепредпринимательства. По 13 статьям РК снижаются размеры наказаний, по 6 статьям предусмотрено освобождение от ответственности лиц, впервые совершивших преступление, по 3 тяжким статьям вводится альтернативное наказание в виде кратных штрафов.
Марат Ахметжанов
Заместитель генерального прокурора РК
Изменения в Кодексе об административных правонарушениях
Сейчас у нас непростое время, и бизнесу нужна поддержка. В целом, если мы по разным направлениям будем вести работу, эта поддержка будет оказана. Снизив административное давление, мы поможем им обеспечить спрос со стороны государственного и квазигосударственного секторов, что позволит казахстанскому бизнесу менее болезненно пройти эти непростые, сложные годы. У нас есть активное поле для сотрудничества бизнеса в лице НПП и власти. Уверен, мы на правильном пути, и в этом направлении мы вместе можем эффективно поработать.
Тимур Кулибаев
Председатель Президиума НПП «Атамекен»
Проведена масштабная работа по снижению административной нагрузки на бизнес.
75 концептуальных предложений НПП вошли в законопроект.

Основные:
1
освобождение от ответственности при малозначительности
2
по более чем 280 статьям КоАП возможность оплаты штрафа со скидкой 50%
3
по 91-й статье снижается размер штрафов в среднем на 30%, в 12 смягчается наказание, в 42 штраф заменяется на предупреждение
Остался ряд болезненных для предпринимателей вопросов. К примеру, конфискация по таможенным нарушениям, создающая существенные проблемы для бизнеса. Мы считаем необходимым скорейшее решение данной проблемы, что полностью коррелируется с посланием главы государства по защите права собственности.
Рустам Журсунов
Зампредседателя правления НПП РК «Атамекен»
ПОДХОДЫ ПО ГУМАНИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:
1
досрочное возобновление действия разрешения (лицензии)
2
освобождение от ответственности при малозначительности правонарушения
3
50% скидка на оплату штрафов
4
возможность сокращения судьей суммы штрафа до 30%
5
расширение института предупреждения
6
снижение суммы штрафов для бизнеса в среднем на 30%
7
стабильность законодательства – внесение изменений в КоАП исключительно самостоятельным законопроектом
Из 410 статей КоАП, затрагивающих бизнес:
Из 410 статей КоАП, количество статей
Как НПП «Атамекен» осуществляет защиту бизнеса
© Atameken Business Channel, 2017