защита бизнеса
ДЕКРИМИНАЛИЗИРОВАТЬ БИЗНЕС
В Казахстане смягчили наказания за экономические преступления в рамках гуманизации уголовного законодательства. Отечественный бизнес освободили от ответственности за деяния, совершенные впервые, и снизили штрафы по десяти статьям УК РК.
В июле 2017 года в Казахстане приняли ряд поправок в Уголовный кодекс РК, касающихся ответственности за экономические правонарушения. Национальная палата предпринимателей «Атамекен» и генеральная прокуратура совместно работали над предложениями по гуманизации уголовного законодательства, которые вошли в поправки в Уголовном кодексе. В частности была отменена нашумевшая статья 215 УК «Лжепредпринимательство», которая негативно сказывалась на контрагентах лжепредприятий. Именно учредители лжепредприятий зачастую избегали уголовной ответственности, налоговые недоимки взимались не с самих мошенников, а с добросовестных предпринимателей.
3 июля 2017 года
3 июля 2017 года
президентом Казахстана подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной системы».
исключена статья 215 «Лжепредпринимательство»
исключена статья 215 «Лжепредпринимательство»
Законом внесены изменения в Уголовный кодекс РК
Изменения в Уголовном кодексе РК
Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной системы» внесены изменения в Уголовный кодекс РК:
ИСКЛЮЧЕНЫ:
1
статья 215 «Лжепредпринимательство»;
2
в статье 221 по монополистической деятельности исключен квалифицирующий признак «группа лиц по предварительному сговору»;
3
в статье 222 по незаконному использованию товарного знака исключена неоднократность деяния (теперь лицо привлекается к ответственности только в случае причинения крупного ущерба);
4
исключена часть 1 статьи 244 по уклонению гражданина от уплаты налога (теперь уголовная ответственность наступает только в случае уклонения от уплаты налогов с использованием фиктивных счетов-фактур);
5
исключены нижние пределы штрафов за преступления (от 1000 до 3000 МРП) в 2 статьях (ст.217 «Создание и руководство финансовой (инвестиционной) пирамидой», ст.235 «Невозвращение из-за границы средств в национальной и иностранной валюте»);
ВНЕСЕНЫ КОРРЕКТИРОВКИ и ПРИМЕЧАНИЯ:
1
внесены корректировки в статью 216 «Совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров» (исключены слова «путем использования лжепредприятия»);
2
в 6 статей включены примечания об освобождении от ответственности, если лицо совершило деяние впервые и добровольно возместило ущерб (ст.214 «Незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность», ст.219 «Незаконное получение кредита или нецелевое использование бюджетного кредита», ст.221 «Монополистическая деятельность», ст.222 «Незаконное использование товарного знака», ст.233 «Нарушение порядка и правил маркировки подакцизных товаров акцизными марками и (или) учетно-контрольными марками, подделка и использование акцизных марок и (или) учетно-контрольных марок», ст.245 «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций»)
СНИЖЕНЫ ШТРАФЫ и НАКАЗАНИЯ:
1
в статье 245 по уклонению юридического лица от уплаты налога введена альтернатива при максимальном наказании (либо штраф в размере трехкратной суммы не поступивших платежей в бюджет, либо лишение свободы на срок от пяти до восьми лет);
2
снижены максимальные наказания (сроки лишения свободы) в 3 статьях: ст.217 «Создание и руководство финансовой пирамидой» (с 12 до 10 лет), ст.232 «Изготовление или сбыт поддельных платежных карточек и иных платежных и расчетных документов» (с 7 до 6 лет), ст.245 «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций» (с 10 до 8 лет);
3
снижены размеры штрафа за уголовные проступки в 10 статьях (с 500 МРП до 200 МРП - в 8 статьях, с 300 МРП до 150 МРП - в 2 статьях):
ст.222 «Незаконное использование товарного знака» (с 300 до 150 МРП);
1) ст.225 «Непредоставление информации либо представление заведомо ложных сведений должностным лицом эмитента ценных бумаг» (с 500 до 200 МРП);
1) ст.227 «Представление заведомо ложных сведений профессиональными участниками рынка ценных бумаг» (с 500 до 200 МРП);
1) ст.234 «Экономическая контрабанда» (с 500 до 200 МРП);
1) ст.236 «Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов» (с 500 до 200 МРП);
1) ст.239 «Доведение до неплатежеспособности» (с 500 до 200 МРП);
1) ст.241 «Нарушение законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (с 500 до 200 МРП);
1) ст.242 «Представление заведомо ложных сведений о банковских операциях» (с 500 до 200 МРП);
1) ст.243 «Незаконное использование денег банка» (с 500 до 200 МРП);
1) ст.247 «Получение незаконного вознаграждения» (с 300 до 150 МРП).
ЧТО ТАКОЕ ЛЖЕПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО?
Что такое «Лжепредпринимательство»?
Согласно упраздненной статье 215 УК «Лжепредпринимательство», — это создание субъекта частного предпринимательства без намерения осуществлять какую-либо предпринимательскую деятельность для незаконного получения кредитов или освобождения от налогов.
Какое наказание следовало за создание «пустой компании» до отмены статьи 215 УК «Лжепредпринимательство»?
Само наказание за создание неработающего предприятия наступало при причинении крупного ущерба (около 20 000 МРП). Ниже данной шкалы нет ни уголовной, ни административной ответственности. Ущерб причиненный лжепредпринимателем определялся как сумма налога, от уплаты которого уклонился контрагент. Фактически налоговые недоимки взимались не с самих мошенников, а с добросовестных предпринимателей.
Что такое контрагент?
Контрагент — одна из сторон договора в гражданско-правовых отношениях. Каждый из партнёров, заключающих контракт, считается контрагентом. Контрагентом могут называть, например, подрядчика — физическое или юридическое лицо, которое обязуется сделать определённую работу, согласно заданию заказчика, получая за это вознаграждение.
Как контрагенты пострадали от лжепредпринимателя?
Для контрагентов лжепредприятий последствия применения налогового законодательства прежде всего отражаются в виде невычета расходов, неотнесения в зачет налога на добавленную стоимость (НДС), что в итоге приводит к их же доначислению налогов. Фактически налоговые недоимки взимались не с самих мошенников, а с добросовестных предпринимателей. Практически любой предприниматель, который хоть единожды контактировал с лжеорганизацией, становился потенциальным объектом для органов государственных доходов.
Можно ли теперь пересмотреть доначисления налогов, сделанные контрагентам лжепредприятий?
Декриминализация лжепредпринимательства не является основанием для отмены вступившего в силу приговора, в том числе по вновь открывшимся обстоятельствам или, основанием для реабилитации осужденного. Поэтому приговор, если он вступил в силу, отменен не будет.
Директор департамента правовой защиты предпринимателей НПП РК "Атамекен" Олег Савеленко
Уголовная статистика по лжепредпринимательству (ст.215 УК).
2015-2016 годы
I квартал 2016 года — I квартал 2017 года
*данные «Информационного сервиса» комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК.
Из зарегистрированных в стране 70 тысяч субъектов предпринимательства в форме юрлиц подобным финансовым санкциям за чужие нарушения подверглись более 35 тысяч предприятий - практически половина всех предприятий в стране, хотя лжепредприятиями были признаны единицы из них.
Азат Перуашев
депутат мажилиса, председатель демократической партии «Ак жол»
Уголовное преследование лжепредпринимателей по цепочке затрагивало их контрагентов, которые получали уведомления от налоговых органов о необходимости доплаты налогов, штрафов и пени. Зачастую многие контрагенты не привлекались к участию в уголовном процессе по лжепредпринимательству и были лишены возможности представить доказательства совершенных ими реальных сделок с лжепредприятием. О приговоре суда они узнавали значительно позже, из последующих уведомлений налоговых органов о необходимости доплаты налогов. Ущерб от лжепредпринимательства взыскивался с контрагентов вследствие наличия приговора суда о признании вины лжепредпринимателя. При этом вина самих контрагентов в уклонении от уплаты налога в рамках уголовного дела о лжепредпринимательстве не подтверждалась ни приговором, ни постановлением суда.
В Казахстане только одно дело по лжепредпринимательству завершилось в пользу бизнеса.
101 компания
101 компания
реализующие и приобретающие ГСМ, среди которых авиакомпания SCAT и «Шымкент Мунай онимдери», избежали повторной уплаты налогов

Благодаря вмешательству бизнес-омбудсмена и генеральной прокуратуры впервые уголовное дело о лжепредпринимательстве было решено в пользу бизнеса. Суд отменил уголовное преследование 101 предприятия по известному делу Минакова.

в 2012-2013 гг.
в 2012-2013 гг.
казахстанские предприниматели закупали ГСМ по льготной цене у алматинского ТОО Alma Оil Еnergy. Горючее приобреталось для распространения на территории ЮКО, а оператор был определен через министерство нефти и газа РК. Каждая партия поставляемых ГСМ оформлялась в соответствии с нормами и требованиями законодательства РК, что подкреплено актами приема выполненных работ, счетами-фактурами, транспортными накладными и так далее.
в декабре
2015 года
в декабре
2015 года
суд вынес приговор о признании ТОО Alma Оil Еnergy и еще двух компаний, созданных алматинцем Евгением Минаковым, лжепредприятиями, самого директора — виновным в совершении преступления – лжепредпринимательстве. От уголовной ответственности он был освобожден, отделавшись штрафом в 9, 9 млн тенге.
2 млрд тенге
2 млрд тенге
налогов (НДС и корпоративный подоходный налог по операциям) необходимо было повторно выплатить контрагентам Минакова по решению суда

На основании вступившего в законную силу приговора суда комитет госдоходов выставил уведомления о налоговых доначислениях на 2 млрд тенге всем контрагентам, с которыми работало Alma Оil Еnergy и еще две фирмы Минакова. В случае отказа выполнения решения суда их ожидали арест счетов и пеня.

Доказать действительность совершенных сделок предприниматели могли только в ходе предварительного следствия и при рассмотрении самого уголовного дела в суде. Однако в суд допустили и были заслушаны лишь 8 из 350 предприятий по Казахстану, которые совершали сделки с фирмами Е. Минакова. Следствие не изучило фактические обстоятельства взаимоотношений контрагентов с лжепредпринимателем. Документы, подтверждающие законность совершенных операций, не исследовались.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Болат Палымбетов обратился с письмом к генеральному прокурору по делу Минакова. Генеральный прокурор внес протест на приговор Алмалинского районного суда Алматы. В протесте генпрокурор указал на существенное нарушение судом норм уголовно-процессуального закона, что повлекло необоснованное оправдание Е. Минакова. Кроме того, было отмечено, что по делу нарушены права и интересы третьих лиц (добросовестных предпринимателей).

Судебная коллегия по уголовным делам верховного суда удовлетворила протест, указав на неполноценность следственных мероприятий и отсутствие всестороннего исследования обстоятельств и фактов по этому делу, и отменила приговор. Уголовное дело было направлено в суд на новое рассмотрение.

февраль
2017 года
февраль
2017 года
суд прекратил уголовное дело в отношении 101 предпринимателя

Предприниматели получили возможность предоставить в суд доказательства действительности сделок. Контрагенты были выслушаны судом и допрошены по совершенным сделкам и доказали реальную поставку ГСМ. В результате суд посчитал, что Е. Минаков по некоторым контрагентам добросовестно осуществлял предпринимательскую деятельность, и вынес постановление: уголовное дело в отношении Е. Минакова в части эпизодов совершения сделок 101 предприятия прекратить за отсутствием состава преступления.

© Atameken Business Channel, 2017