/img/tv1.svg
RU KZ

Бизнес по-казахски: как понять, что компания работает «через связи»?

Работая с разными контрагентами, мы хотим, чтобы весь рынок функционировал честно и в соответствии с законами здоровой конкуренции.

31 Декабря 2019 10:10 4518

Бизнес по-казахски: как понять, что компания работает «через связи»?

Автор: Асхат Сергазин

Но часто встречаются компании, которые получают выигрышные позиции или устраняют конкурентов, пользуясь своими деловыми и родственными связями с более влиятельными лицами. В новом материале от сервиса Kompra мы разберем, как доказывать аффилированность контрагента с другими фирмами или персонами с помощью открытых данных.

Разбирая различные признаки риска контрагентов, специалисты СБ всегда выделяют взаимосвязи между своими поставщиками и партнерами с другими компаниями или персонами. Анализ того, кто потенциально может повлиять на человека или на предприятие, помогает им предотвратить различные заговоры и прочие опасные ситуации. В законодательстве РК есть ряд правил, запрещающих работу связанных компаний и персон, а также организованные сговоры для какой-либо противоправной деятельности. Однако доказать аффилированность двух контрагентов зачастую непросто, для этого необходимо собрать много информации и правильно выстроить связь. Одним из инструментов для этого может быть схема связей от Kompra.

В бизнесе есть множество ситуаций, где взаимосвязи между контрагентами могут быть важным фактором и зачастую даже говорить о неблагонадежности. К примеру, это конфликт интересов при закупках, риск тендерного сговора, связи через родственников должностных лиц и т. д. В этом году был разобран кейс, когда компания создала подставное юридическое лицо, чтобы вредить своим конкурентам. Журналисты воспользовались поиском связей на Kompra, чтобы установить аффилированность между мошенниками:

ТОО «Бағашар Мекен» учредило ОЮЛ «Ассоциация производителей и потребителей автохимии Казахстана», чтобы подрывать авторитет конкурентов.

Ниже мы рассмотрим, на какие вопросы об аффилированности вы можете найти ответы через открытые данные.

Кто может управлять контрагентом?

Чтобы узнать руководителя или учредителя, достаточно получить справку с портала электронного правительства. Но зачастую за именами учредителей и руководителей стоят другие крупные компании со своими интересами. Поэтому схема связей показывает аффилированность до трех уровней – кто руководит компаниями-учредителями, с кем связаны владельцы и руководители. Так вы можете проанализировать, чьи интересы могут влиять на курс фирмы. Часто предприятиям отдают указания материнские компании либо аффилированные с ними лица.

Кем может руководить лицо?

Участие компании в других юр. лицах тоже отображается в Схеме связей. Каждое из учрежденных предприятий тоже стоит внимательно проверить. Мошенники нередко прибегают к созданию поддельных компаний. К примеру, если ваш поставщик учреждал несколько фирм, ставших банкротами, стоит поискать больше информации об этих случаях. Не исключено, что таким образом выводились деньги клиентов без выполнения услуг. Подставные компании могут использоваться, чтобы переманивать клиентов, распространять ложные слухи или участвовать в тендерном сговоре.

С кем компания может быть связана?

Благодаря трем уровням схемы связей вы можете посмотреть, кто может быть связан с компанией через несколько колен, через третьи лица или предприятия. Некоторые специалисты СБ заинтересованы также и в родственных связях. Поиск имущества у родственников должностных лиц чаще всего приходится осуществлять вручную. Но если вы подозреваете в связях организацию публичного интереса (ОПИ) – финансовую организацию, акционерное общество, организации-недропользователи, хлебоприемные предприятия и организации с долей государства в уставных капиталах – вам доступны данные обо всех ее аффилированных лицах. Сведения об ОПИ охватывают:

  • члены совета директоров;
  • акционеры;
  • аффилированные лица компании и руководителя (в том числе близкие родственники);
  • связанные компании;
  • члены правления;
  • бухгалтер.

Благодаря точному списку связанных персон уже куда легче установить, какие связи есть между вашими контрагентами, найти больше данных в карточках об аффилированных персонах и т. д.

Как найти связь между двумя контрагентами?

Если вы подозреваете, что компании или люди взаимосвязаны между собой, попробуйте установить наличие аффилированности через сверку связей на Kompra. Введя ИИН или БИН искомых контрагентов, увидите, есть ли у двух персон или компаний связи через общие руководящие или аффилированные лица, суды и закупки, а также связь через юридический адрес. Так вы точно убедитесь, встречались ли контрагенты ранее в профессиональном поле и как сейчас влияют друг на друга. Опытные специалисты СБ зачастую обращают внимание на частое совместное участие двух компаний в одних госзакупках или несколько пересечений в сложных судебных разбирательствах.

Помните, иногда даже наличие прямых связей между контрагентами не обязательно означает, что они сильно влияют друг на друга. Но если в их действиях есть странные закономерности – проверьте, как они могут быть аффилированы между собой. В критической ситуации доказательство аффилированности поможет вам предотвратить рискованную ситуацию с мошенниками или сговором.

Подписка на новости: