Что нужно для снижения теневого импорта и коррупции в таможенных органах

09 Сентября 2021 19:14 2486

Что нужно для снижения теневого импорта и коррупции в таможенных органах

Автор: Рустам Журсунов

При пересечении границ с коррупцией сталкиваются 90% участников ВЭД.

Об этом написал Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов на своей странице в сети фейсбук.

«Сегодня принял участие в работе Государственной комиссии по вопросам противодействия коррупции, где доложил о мерах по противодействию коррупции в таможенной сфере.

Офисом Бизнес-омбудсмена и Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен» на регулярной основе проводится анализ состояния коррупционных проявлений во всех сферах экономики, в том числе и в таможенной.

Коррупция в таможне является, пожалуй, главным фактором контрабанды и недостоверного декларирования товаров, а также роста теневого оборота во внешней торговле.

Вымогательство и дача взяток продолжают оставаться обыденной необходимостью на таможне.

Так, последний проведенный Национальной палатой анонимный опрос показал следующее:

1.         При пересечении границ с коррупцией сталкиваются 90% участников ВЭД.

2.         Львиную долю взяток уплачивают таможенникам (45%).

3.         Самым коррумпированным остается автомобильный вид транспорта (72%).

4.         Коррупции подвержены все виды перемещений (импорт, экспорт, транзит).

5.         Самыми коррумпированными остается пересечение казахстанско-китайской (31%) и казахстанско-узбекской (49%) границ.

6.         Взятки на таможне платят: за освобождение товаров от досмотра (50%) и проверки документов по стоимости, весу и классификации товаров (28%), изменение веса (17%) и др.

7.         50% всех взяток составляют суммы до 300 долл. США.

О коррупции свидетельствуют также итоги международного мониторинга, проведенного в 2020 году по поручению Национальных Комитетов по упрощению торговли стран Центральной Азии по основным транспортным коридорам скоропортящихся сельскохозяйственных грузов.

Результаты данного исследования показали, что больше всего времени и денег при прохождении грузов через территории стран Центральной Азии предприниматели тратят в Казахстане. Наиболее часто взятки берут в казахстанских пунктах пропуска и сумма взяток самая высокая в пунктах пропуска тоже в Казахстане.

Выявление признаков коррупции производится в результате проведения сравнительного анализа статистических данных внешней торговли и экспертных исследований.

Следует признать, что в данном вопросе наши подходы и Комитета государственных доходов существенно разнятся.

Анализ экспертов Национальной палаты показал, что если общее расхождение «зеркальной» статистики имеет четкий тренд на снижение, то в отношении анализируемых групп товаров тренд на снижение прослеживается гораздо хуже. Таким образом, общее снижение расхождения «зеркальной» статистики с КНР не влияет прямо пропорционально на снижение теневого импорта в торговле с КНР.

В этой связи, в целях выработки действительно эффективных мер регулирования внешней торговли необходимо глубже рассматривать динамику расхождений  по товарам риска.  Необходимо наконец, отойти от «авральных» методов решения проблем к более системным.

В свою очередь, Национальной палатой разработан ряд предложений в части совершенствования таможенного администрирования.

Также, Национальной палатой совместно с АФМ и другими госорганами проработаны пункты мероприятий проекта Комплексного плана по противодействию теневой экономике на 2021-2023 годы, где согласовано 67 пунктов, из которых 17 по вопросам таможенного регулирования.

В частности, предполагается в статье 234 УК вместо понятия «экономическая контрабанда» ввести «Контрабанда запрещенных и ограниченных к перемещению товаров», где оставить исключительно «черную контрабанду», отделив от нее «серую», когда незапрещенные товары ввозятся с нарушением установленных процедур, в том числе с недостоверным декларированием.

«Серую контрабанду» предлагается перевести в состав статьи 236 УК «Уклонение от уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин», где штрафы необходимо «привязать» к финансовому ущербу, т.е. к стоимости неуплаченных таможенных пошлин, исключив при этом санкции в виде конфискации.

Целью изменений является не попытка увести от ответственности недобросовестных предпринимателей-нарушителей, а наоборот, установить для них более жесткую финансовую ответственность за факты недостоверного декларирования товаров народного потребления, которые совершаются гораздо больше и чаще, чем факты «черной контрабанды» запрещенных предметов.

Кроме того, для государственных органов отпадет проблема в долгосрочном хранении и реализации вещественных доказательств «серой контрабанды», которые вместо конфискации будут сразу вводиться в оборот без участия государства, но с уплатой таможенных платежей и налогов в бюджет.

Надеюсь, что предложенные меры Национальной палатой для снижения объемов теневого импорта и уровня коррупции в таможенных органах, а также предложения о комплексном подходе к вопросу совершенствования уголовного и административного законодательства в таможенной сфере, будут поддержаны», - написал Рустам Журсунов.

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Материалы по теме:

×