Если работаешь в Семее… Часть II

2502

​Данная публикация – из серии "Трудовое законодательство: просто и понятно".  

Если работаешь в Семее… Часть II

Продолжение статьи о том, какими мерами социальной поддержки пользуются те, кто жил рядом с Семипалатинским ядерным полигоном, кто сейчас проживает и работает на экологически загрязненной территории, а также кто выехал с такой территории.

Пострадавший обратился в суд

По вопросу о том, какие льготы остаются у пострадавших от Семипалатинского полигона и переехавших в другой регион Казахстана, есть судебная практика.

Истец С. в 1980 году родился в Бородулихинском районе Восточно-Казахстанской области (зона повышенного радиационного риска) и имеет экологическое удостоверение, являющееся документом, подтверждающим право на льготы и компенсации. В настоящее время он не проживает на загрязненных территориях. Считает, что как лицо, пострадавшее вследствие ядерных испытаний, имеет право на получение льгот, предусмотренных подпунктами 1) и 3) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 18 декабpя 1992 года "О социальной защите гpаждан, постpадавших вследствие ядеpных испытаний на Семипалатинском испытательном ядеpном полигоне" (далее – Закон) - дополнительную оплату труда в размере 1,5 МРП и ежегодный дополнительный 10-дневный оплачиваемый отпуск.

Алматинский районный суд города Астаны удовлетворил иск, взыскал за предыдущий трёхлетний период задолженность по дополнительной оплате труда и компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск.

Судебная коллегия по гражданским делам суда города Астаны оставила решение суда первой инстанции без изменения.

Что решил Верховный Суд?

Иное решение принял Верховный Суд Республики Казахстан (см. постановление судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан от 2 ноября 2016 года № 3гп-869-16).

Верховный Суд указал, что независимо от места проживания в настоящее время С. имеет право на единовременную денежную компенсацию и комплексное медицинское обследование, внеочередное специализированное медицинское обслуживание учреждениями здравоохранения по месту жительства или работы (статья 17 Закона).

Меры же социальной поддержки, оговоренные в подпунктах 1) и 3) статьи 13 Закона  в виде предоставления права на дополнительную оплату труда в кратном размере МРП и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предусмотрены для населения, проживающего на загрязненных территориях. Согласно пункту первому статьи 6 Гражданского кодекса (далее - ГК) нормы гражданского законодательства должны толковаться в соответствии с буквальным значением их словесного выражения. Данное требование ГК, учитывая, что с 1991 года С. не значится проживающим в Бородулихинском районе Восточно-Казахстанской области и на иной загрязненной территории,  обусловливает вывод о том, что С. не относится к категории лиц, для которых статьей 13 Закона предусмотрены такие меры социальной поддержки как дополнительная оплата труда и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

В связи с тем, что при правовой оценке заявленных по делу требований были допущены ошибки, связанные с неверным применением норм Закона, Верховный Суд отменил судебные  акты местных судов и вынес новое решение – отказал  в удовлетворении иска С.

Всё ли бесспорно?

Вроде всё понятно. Но почему тогда периодически возникают вопросы о льготах для пострадавших, которые уехали с загрязненных территорий?

Очевидно, что нормы закона неоднозначны, дают основание для различного понимания закона настолько, что не просто граждане, но даже две судебные инстанции посчитали, что льготы следуют за переехавшим пострадавшим.

Рассмотрим, что это за основания.

Поговорим по понятиям

Следует отметить, что понятийный аппарат Закона далек от совершенства. Одни и те же вещи в Законе именуются различным образом, что вносит путаницу в понимание Закона.

Так, в третьем абзаце статьи 2 Закона указано:

"Граждане, выехавшие из указанных районов и городов на другое место жительства, подпадающие под действие настоящего Закона и проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются льготами, предусмотренными настоящим Законом".

Здесь говорится только о льготах. Подчеркнем, что данное правило относится только к пострадавшим от ядерных испытаний, перечисленным  в  статье 10 Закона (далее – "пострадавшие"), а не к проживающим на загрязненных территории (далее – "проживающие").

А что такое льгота? Льгота – это определенные преимущества, дополнительные права, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.

Такие преимущества, дополнительные права Законом предусмотрены как для "пострадавших", так и для "проживающих".

Так, "пострадавшие" имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу в размерах, определенных статьями 12, 13, 14, 15 настоящего Закона.

Статья 12 Закона  именуется "Льготы и компенсации гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний". В ней предусмотрена только выплата единовременной денежной компенсации. Иных льгот в данной статье в настоящее время нет.

Здесь законодатель как бы разграничил: компенсация, это одно, а  льготы – это другое. Однако независимо от того, что законодатель не назвал единовременную компенсацию льготой, данная компенсация "следует" за "пострадавшим" так же, как и льгота. Получается, компенсация – это тоже льгота, хотя таковой прямо не названа в Законе.

Более продолжительный отпуск по беременности и родам, бесплатное оздоровление в санаторно-оздоровительных учреждениях и полная оплата листа нетрудоспособности по уходу за больным ребенком названы в статье 14 дополнительными льготами и компенсациями.

Военнослужащие и сотрудники специальных государственных органов на загрязненных  территориях пользуются правами и льготами "в соответствии с настоящим Законом".

А какие это права и льготы?

Статьей 13 Закона предусмотрены для "проживающих":

  1. надбавка к пенсии при выходе на пенсию до 01.01.1998 г.; 
  2. дополнительная оплата труда;
  3. ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Подпункт первый утратил в настоящее время актуальность. А вот подпункты о дополнительной оплате труда и ежегодном отпуске действуют в настоящее время для  "проживающих".

При этом указанные права или льготы в отношении "проживающих" называются социальной поддержкой населения (заглавие статьи 13 Закона), а в  отношении "пострадавших" -  возмещением ущерба (первый абзац статьи 2 Закона).

Этот беглый анализ позволяет сделать выводы:

  • независимо от того, как называются те или иные права и меры социальной защиты или поддержки, все их можно и нужно назвать льготами, так как все они относятся  к "определенным преимуществам, дополнительным правам". Льготы по данному Закону  предоставлены в виде дополнительных прав – таких прав у иных граждан Казахстана нет;
  • предусмотренный статьей 13 Закона ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск,  является льготой еще и потому, что как предусмотренный статьей 14 Закона отпуск по беременности и родам имеет ту же правовую природу – это время отдыха. Только отпуск по беременности расположен  в статье "Дополнительные льготы и компенсации", а  дополнительный отпуск – в статье "Социальная поддержка населения";
  • дополнительная оплата труда – это льгота, так как указана в статье 13 "Социальная поддержка населения" наряду с  ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском – тоже льготой.

Статус и режим

Теперь разберемся с основным отличием "пострадавших" от "проживающих".

"Пострадавший" - это правовой статус. Последнее означает установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. Пострадавшему от ядерных испытаний предоставлен ряд льгот в виде прав на получение денежной компенсации, дополнительного отпуска дополнительно оплаты труда и т.д.  Этот комплекс прав следует за субъектом – "пострадавшим" по  всей территории Казахстана в силу прямого указания Закона (третий абзац статьи 2 Закона) и даже за пределами Казахстана в соответствии с межгосударственными соглашениями (четвертый абзац статьи 2 Закона). Для реализации данных прав "пострадавшему" достаточно получить регистрационное удостоверение, подтверждающее его правовой статус "пострадавшего". 

"Проживающий" – это понятие относится к правовому режиму загрязненной территории. Любое лицо, которое въезжает на загрязненную территорию, становится "проживающим" и приобретает комплекс льгот по статьям 13,14, 15, 17 Закона. Как только это лицо покидает загрязненную территорию – оно перестает быть "проживающим" и, соответственно, утрачивает льготы.    

Подведем итоги

Изложенный краткий анализ понятий Закона и предложенное разграничение "пострадавших" и "проживающих" по правовому  статусу и правовому режиму дают основание сделать  вывод о том, что""пострадавшие" вправе получать все предусмотренные Законом льготы, независимо от того:

  • как называются и в какой форме предоставляются указанные в Законе льготы;
  • проживают или нет они на загрязненных территориях.

Такой подход позволил бы наиболее полно в интересах наших граждан, пострадавших от ядерных испытаний, понимать и применять Закон, в том числе положение статьи 2 о том, что "Граждане, выехавшие из указанных районов и городов на другое место жительства, … и проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются льготами, предусмотренными настоящим Законом".

В целом, для исключения разночтений и толкований следует внести  в Закон изменения, которые бы четко и ясно обозначили позицию законодателя по вопросу: на что имеют право "пострадавшие" и "проживающие".

Возвращаясь к ответу

Обратите внимание на вопрос и ответ на блоге министра труда и социальной защиты.

Вопрос был задан в отношении "пострадавшего", который выехал  с загрязненной территории – распространяется ли на него социальная помощь?

Ответ был дан по существу только в отношении "проживающих" - приведена выдержка из статьи 13 Закона – о мерах  социальной поддержки населения, проживающего на загрязненных территориях. Ни одного слова о "пострадавших" и их особом правовом статусе в данном ответе нет. Случайно ли это?

Вернемся к вопросу

Вернемся к вопросу, который был задан  в начале статьи  (см. статью за август текущего года).

Из вопроса следует, что работник является "пострадавшим" по зоне с минимальным радиационным риском. В настоящее время проживает и работает в Семее - зоне повышенного радиационного  риска. Как ему  предоставить  экологический отпуск: по зоне, где он родился, или где сейчас проживает и работает?

Здесь произошло наложение правового статуса "пострадавшего" и положение "проживающего" на территории с иным правовым режимом.

Исходя из изложенных выше суждений, на этот вопрос можно ответить следующим образом:  отпуск следует предоставить по зоне, где  в  настоящее время проживает работник – это следует из подпункта 3) статьи 13 Закона.

Если бы зона, в которой родился работник, относилась бы к зоне чрезвычайного  или максимального радиационного риска, то, исходя из правила "права следуют за пострадавшим", такому работнику  даже  в Семее следовало бы предоставить отпуск 14 или 12, а не 10  календарных дней  - это следует из  третьего абзаца статьи 2  Закона.

Обобщая и  упреждая похожие вопросы, можно было бы ответить: "пострадавшему" в любой зоне загрязненной территории и за их пределами следует предоставить максимальный уровень социальной защиты в зависимости от ситуации – либо как "пострадавшему", либо как "проживающему".

Обратите внимание!

Изложенные здесь анализ Закона и выводы представляют собой частное мнение частного  лица. Данные публикации – это больше предложение переосмыслить положения Закона,  а также обратить внимание законодателя на данный Закон, нормы которого необходимо совершенствовать. Вместе с тем указанные суждения могут быть использованы как правовые доводы при обосновании своей позиции и отстаивании интересов при изменении Закона и судебной практики.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора