Как повысить качество медуслуг или цифровизация лабораторной диагностики | Inbusiness
/img/tv.svg
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 275,18 Пшеница 465,40
$ 379.86 € 425.14 ₽ 5.9
Погода:
+31Астана
+21Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 275,18 Пшеница 465,40

Как повысить качество медуслуг, или Цифровизация лабораторной диагностики

Лабораторная медицина выступает одним из ключевых факторов на всех этапах лечения: определение риска и симптомов болезни, диагностирование, назначение подходящего лечения и оценка влияния принятых мер.

154 11 Февраля 2019 10:05 Автор: Марат Каирленов

В итоге, например, лабораторная медицина, по оценкам экспертов, определяет 94% объективных данных в медицинских картах и 60-70% медицинских решений.

В нашей стране порядка 80% тестов в сельской местности производится ручными методами, что определяет более низкое качество и более высокую стоимость. Так, в гостарификаторе Минздрава РК при анализе крови (код анализа B02.110.002) на ручном анализаторе предусмотрена дифференцировка пяти классов клеток при стоимости 624,94 тенге, а на автоматическом – 34 параметра с цифровым изображением клеток крови (код B02.113.002) лишь за 338,65 тенге, т. е. на автоматических анализаторах выявляется в разы больше параметров с гораздо меньшим уровнем отклонений, что повышает качество диагнозов и назначения адекватного лечения. Также в несколько раз сокращается время проведения анализов и, соответственно, снижается стоимость тестов.

Экономическая выгода для государства и общества от перехода на цифровые технологии оценивается на уровне 31-42 млрд тенге. Эта экономия позволяет поднять зарплаты всем врачам госсектора на уровне от 1/3 до 43%. Разница в оценках возможной экономии объясняется различными методиками определения размеров рынка лабораторных услуг в стране. Так, Республиканский центр развития здравоохранения (далее РЦРЗ), по словам заместителя генерального директора Нурбола Кузембаева, затраты на лабораторные и диагностические услуги, исходя из данных системы национальных счетов (СНС), оценивает в 154 млрд тенге. Причем СНС не позволяет оценить расходы на лабуслуги в первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), на которые приходится порядка 40% госрасходов на медуслуги.

Оценки «Улагат Консалтинг Групп» сделаны исходя из методики «среднего чека» и составляют 250 млрд тенге в год только по лабораторным анализам, включая ПМСП. Это позволяет отнести Казахстан по расходам на медтесты на шестое место в Европе, обгоняя даже такие крупные страны, как Турция, Польша и другие. В расчете же на душу населения показатели РК (€34,6) по итогам 2017 года можно отнести ко вторым в Европе после Швейцарии (€56,3). Наши показатели в 3,5 раза выше среднего значения по странам Центральной и Восточной Европы (Польша, Румыния, Словакия, Латвия, Литва, Эстония, Венгрия, Болгария и другие). Сократить ненужные расходы на медтесты позволяет их цифровизация.

Вопросы перехода на цифровые анализаторы, обсуждавшиеся порядка 40 профессионалами в сфере здравоохранения – представителями МЗ РК, Фонда социального медстрахования (ФСМС), региональных управлений здравоохранений, ключевых ассоциаций лабораторной диагностики в стране, ведущих поставщиков лабораторных услуг (КДЛ «ОЛИМП», ТОО «ИНВИВО», ТОО «ИНВИТРО-Казахстан»), Корпоративного фонда UMC, исследовательско-консалтингового сектора и других в рамках круглого стола «Медицинские лабораторные услуги: время цифровизации», организованного компанией «Улагат Консалтинг Групп» и Казахстанской ассоциацией медицинских лабораторий (КАМЛАБ), позволили выявить ряд решений в данной сфере.

Так, выделены три базовых варианта перехода на цифровые анализаторы: оснащение всех текущих гослабораторий цифровыми анализаторами (в том числе покупка в лизинг и по реагентным контрактам), централизация на базе государственных лабораторий и привлечение частных лабораторных сетей.

По первому варианту – условно «покупка анализаторов» – эксперты отметили два ключевых момента:

а) масштаб проблемы – из 2052 лабораторий, входящих в состав медучреждений, примерно 2/3 расположены в сельской местности, т. е. речь идет о тысячах анализаторов, что требует больших сумм расходов (переоборудование помещений под новые анализаторы, первоначальные взносы и т. д.) и, конечно, времени;

б) себестоимость анализов, даже без учета стоимости оборудования. Лотки анализаторов в маленьких сельских лабораториях часто не будут заполняться полностью, что увеличивает расход реагентов на каждый анализ. С другой стороны, маленькие лаборатории, особенно госмедучреждений, закупают реагенты намного дороже, чем крупные частные сети.

По варианту централизации на базе государственных лабораторий, как считают эксперты, потребуются:

а) значительные госрасходы для расширения помещений лабораторий, приобретения анализаторов, спецтранспорта для курьерской службы и т. д.;

б) время для создания и налаживания курьерской службы, чтобы доставлять биоматериал из сельских районов, а это спецтранспорт (температурный режим), сотни обученных и организованных людей по всей стране и т. д.

Наиболее оптимальным вариантом выступает привлечение частных лабораторных сетей, поскольку:

а) не требует госрасходов и предполагает кратчайшие сроки перехода на цифровые анализаторы, так как уже имеется вся необходимая инфраструктура, включая лаборатории, пункты забора биоматериалов, курьерскую службу, лабораторные информационные системы (ЛИС) и т. д.;

б) более высокое качество услуг – у частных лабораторных сетей имеются аккредитации по ИСО «Лаборатории медицинские. Требования к качеству и компетентности», а в декабре 2018 года, например, крупнейшая лабораторная сеть в стране признана лучшей среди всех крупных предприятий сферы услуг страны по уровню бизнес-процессов и награждена премией президента Республики Казахстан за достижения в области качества «Алтын Сапа» и т. д.

«Двигателями перехода» должны быть политика оплаты со стороны ФСМС и требования со стороны МЗ РК к функционалу ЛИС у поставщиков медуслуг по ГОБМП. К примеру, по оплате за выполненные медтесты ручными методами сокращать в течение двух лет каждые полгода тариф на 20-25%, до уровней на цифровых анализаторах, с перенаправлением сэкономленных средств на заработные платы медработникам.

Введение специальных минимальных требований к функционалу ЛИС у поставщиков услуг по ГОБМП также выступает важным фактором ускоренного перехода на цифровые анализаторы, особенно в ПМСП. Например, как отметил директор Департамента цифровизации здравоохранения МЗ РК Бейбут Есенбаев, сегодня МИС внедрены во всех центральных районных больницах (ЦРБ). Однако лабораторные анализы нередко, даже хотя и производятся на цифровых анализаторах, вводятся в МИС вручную. Поэтому критичным вопросом здесь, по словам директора «Улагат Консалтинг групп», к. э .н. Марата Каирленова, является обязательная прямая передача (т. е. без возможности изменений со стороны человека) данных с анализаторов в ЛИС и далее в медицинскую информационную систему (МИС). Это условие служит не только залогом сокращения трудозатрат и повышения скорости предоставления результатов анализов пациентам и врачам, но и, что особенно важно, – снижения возможностей «приписок» и прочих искажений. Иначе это будет псевдоцифровизация.

В целом круглый стол показал огромные выгоды от цифровизации лабораторной диагностики в Казахстане, измеряемые десятками миллиардов тенге и резким повышением качества медуслуг. И что самое главное – проведенное обсуждение показало абсолютную реальность перехода на цифровые анализаторы в сжатые сроки и без расходов со стороны государства! Дело лишь за малым: нужно, чтобы Минздрав и ФСМС реально озаботились возможностями повышения качества медуслуг и заработных плат медработникам в нашей стране.

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :