/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 194,35 Пшеница 465,40
$ 389.98 € 434.01 ₽ 6.1
Погода:
-2Нур-Султан
+16Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 194,35 Пшеница 465,40
Круги от Нацбанка или «вредный» надзор
14 мая 2019 г. НБ РК сообщил о подготовке законопроекта о создании независимого органа по регулированию финансового сектора – Агентства по регулированию и развитию финансовых рынков.

17 Мая 2019 09:51 583

Круги от Нацбанка или «вредный» надзор

Автор: Марат Каирленов

Таким образом, через восемь лет после реорганизации предыдущего Агентства финнадзора (АФН) его вновь пытаются возродить. Однако в текущих условиях воссоздание АФН будет означать лишь перекладывание ответственности и ситуации в финансовом секторе и экономике страны в целом не улучшит.

Нелогичность возрождения отдельного надзорного органа за финансовым сектором определяется целым рядом факторов, выделим ключевые:

  • Финансовый сектор сокращается как в номинальном выражении (долларах), так и относительном (к ВВП). К примеру, активы банков сократились с $82 до $67 млрд, а относительно ВВП – с 62% до 43% ВВП.
  • Растет уровень автоматизации работы в экономике в целом и финансовом секторе особенно, что сокращает потребность в сотрудниках.
  • Специфика олигархического капитализма в том, что происходит мощная деградация профессионального уровня чиновнического корпуса и многие решения принимаются под влиянием «телефонного права». Поэтому критичным фактором для поддержания работоспособности госоргана выступает аппаратный вес руководителя и его профессионализм. Сейчас государственных топ-менеджеров для финансового сектора, пользующихся доверием руководства страны и общества, очень мало, поэтому нелогично разделять полномочия и ответственность между двумя органами т. к. возникает риск «бардака», что может очень дорого обойтись для государства и общества.

Придумать работу…

Заявляется, что создание АФН «привязано» к необходимости охвата надзором за «всеми субъектами кредитования», прежде всего онлайн-кредиторами, кредитными товариществами и ломбардами. Однако возникает вполне резонный вопрос: зачем регулятору туда «лезть», поскольку издержки не оправданы и даже вредны. В частности:

  • Те сегменты финансового рынка страны, что активно регулируются Нацбанком (банки, пенсионный сектор, страхование и др.), вызывают большие нарекания в обществе. Например, в банковском секторе затяжной банковский кризис, который уже обходится в десятки миллиардов долларов госрасходов (по различным программам и каналам), пенсионный сектор сотрясают коррупционные скандалы, полную цену которым, видимо, мы узнаем позже. В страховании по итогам 2018 г. отмечен рекорд судебных исков клиентов и т. д. Отсюда можно сделать вывод, что надзор у нас не эффективный, а даже «вредный» для развития. На этом фоне желание и способность «защитить» интересы заемщиков «со стороны нерегулируемых субъектов», «безответственно кредитующих социально уязвимые слои населения», представляются весьма спорными.
  • НБ РК заявляет, что кредиты на потребительские цели в нашей стране составляют порядка 4 трлн тенге, но это эквивалентно порядка 7% ВВП РК. Для сравнения, в странах ЕС данный показатель в разы выше. Кроме того, из 4 трлн тенге на банки приходится 3,4 трлн тенге, или порядка 85%. Отсюда проблема во многом «раздута».
  • Заявленные сегменты кредитного рынка – онлайн-кредиторы, кредитные товариществами и ломбарды – это не депозитные финансовые институты, а значит, их банкротство не несет рисков для финансового сектора страны. В отличие от банков, когда на недопущение их банкротства и потерь депозиторов направляются огромные средства налогоплательщиков. В этой связи логичнее не мешать развиваться недепозитным финансовым институтам, что отвечает долгосрочным приоритетам развития финансового сектора.
  • Заявления представителей Нацбанка о том, что «любая деятельность по предоставлению займов гражданам Казахстана будет полностью под регулированием нового надзорного органа», вызывает сомнение поскольку сейчас на рынок финансовых услуг, и в том числе кредитования, «заходят» мировые интернет-гиганты, и эту тенденцию не остановить. Поэтому реалистичность взять все под контроль представляется несколько спорной.

В целом текущая ситуация напоминает историю с Правительством и госхолдингами. В начале 2000-х, когда создавались госхолдинги, предполагалось, что они с профессиональным менеджментом, высокими заработными платами и институтами развития смогут осуществить структурную перестройку экономики и разовьют производственный несырьевой сектор. Для этого были созданы два госхолдинга – «Самрук» и «Казына». Но что-то пошло не так, и поэтому их объединили, но на удивление и это не помогло. Поэтому их потом де-факто разъединили, создав НУХ «Байтерек», но… За это время было провалено огромное количество различных госпрограмм по диверсификации экономики, куда-то бесследно «освоены» десятки миллиардов долларов госинвестиций, но квазигосударственный сектор развился до не виданных высот...

Может, Нацбанку не повторять этот путь, а оптимизировать и автоматизировать работу в рамках программы «Цифровой Казахстан», сократить штат и значительно повысить зарплату оставшимся сотрудникам без создания новых структур?

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: