/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 147,88 Пшеница 465,40
$ 386.34 € 427.25 ₽ 5.88
Погода:
+27Нур-Султан
+22Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 147,88 Пшеница 465,40

Молочный бизнес

Высокая волатильность цен на молоко и на корма – ключевой фактор, влияющий на молочный бизнес.

09 Августа 2019 16:40 243

Молочный бизнес

Автор: Дастанбек Баймуканов

Молоко – один из важнейших продуктов питания человека. Во многих странах используется в основном коровье молоко. В Казахстане потребление коровьего молока составляет около 95% от общего количества, потребляемого населением.

В мире растет спрос на молоко с большим содержанием естественного жира (>4%) и белка (>3,3%). Производители получают максимальную прибыль на инновационных продуктах, например на молоке без лактозы до 30% (доля рынка порядка 10%). Мировые цены на молоко в настоящее время на подъеме после резкого снижения в 2014 году, когда цены упали ниже $40. По состоянию на конец 2017 года цена на молоко составляло $38,6. Сильное влияние на стоимость оказывают: цены на корма и рабочую силу, природные катаклизмы и аграрная политика.

Стратегически выгодное расположение Казахстана вкупе с богатстыми природными ресурсами дают значительный потенциал развития молочной отрасли. Тем временем в соседних странах с Казахстаном наблюдается рост потребления молока и молочных продуктов. К примеру, по данным ФАО, потребление в Китае выросло на 7,6%, в Индии – на 3,3%, в США – на 2,7%, в ЮАР – на 8,2%, в ЕС – на 1,8%.

Важнейшая роль в обеспечении качества и безопасности готовой молочной продукции принадлежит качеству исходного сырья – молока. Основными направлениями для его улучшения являются:

  1. Селекционная работа для формирования продуктивного стада.
  2. Обеспечение стада полноценными кормами и разработка новых эффективных кормов с биологическими добавками и закрасками.
  3. Оснащение ферм современными доильными установками, охладителями, емкостями для хранения, другим оборудованием и грамотное его использование.
  4. Гармонизация отечественных нормативных документов, определяющих требования к молоку-сырью, а также методов оценки его показателей с международными требованиями и стандартными.
  5. Строгое соблюдение сроков, условий хранения транспортирования молока-сырья на молочные предприятия, правильная и своевременная первичная обработка молока.
  6. Создание и внедрение системы сбора, доставки, оценки и оплаты молока-сырья от индивидуальных сдатчиков и фермеров.
  7. Разработка и внедрение в практику расчетов с поставщиками оптимизированной системы ценообразования, учитывающей качество молока.

Доля молока, доставленного на переработку, в общем объеме производства в среднем по миру составляет 62%, тогда как этот показатель в РК всего 27%. Однако перерабатывающие предприятия нерентабельны в общей массе, им требуется оптимизация себестоимости.

Доля кормов в себестоимости составляет 40-60% в Европе, 70-90% – в аридных странах. Затраты на кормление тесно связаны с навыками управления фермой. Себестоимость молока и, что немаловажно, его качество – залог конкурентоспособности отрасли. Себестоимость молока в Казахстане составляет $19/100 кг молока, что несравнимо со странами Европы, Северной и Южной Америки.

Несмотря на то, что Казахстан практически полностью обеспечил себя основной линейкой продуктов питания, на внутреннем рынке все еще сохраняется импортозависимость по нескольким видам товаров. Например, по мясу птицы, сахару и молоку. Однако каждая такая «зависимость» объясняется целым набором причин. Так, широкое производство молока тормозится у нас прежде всего недостатком крупных профессиональных ферм и модельных ферм среднего и малого молочного бизнеса. Ведь молочное животноводство – это целое искусство, под которое подводится громадная и сложная инфраструктура.

Основные вызовы, которые стоят перед казахстанским молочным бизнесом:

  1. Искаженная статистика.
  2. Личные подсобные хозяйства (ЛПХ).
  3. Разбросанность мелких товаропроизводителей по огромной территории республики.
  4. Слабая работа бизнеса по производству сопутствующих элементов, например той же упаковки, согласно регламенту ТС.

Необходимыми условиями для развития агробизнеса молочной отрасли являются следующие:

  1. Низкая себестоимость производства кормов.
  2. Высокий генетический потенциал животных и соблюдение технологии содержания.
  3. Наличие рынков сбыта.

Основными направлениями развития агробизнеса молочной отрасли являются следующие:

  1. Строительство 20 молочно-товарных ферм промышленного типа условной мощностью 1200 дойных голов, или общей емкостью 24 000 дойных голов.
  2. Строительство 2000 мини молочно-товарных ферм семейного типа, где будут содержаться 187 000 дойных голов с общим удоем 689 тыс. тонн молока ежегодно.
  3. Увеличение мощности и модернизация 100 существующих молочно-товарных ферм, на которых рост дойного поголовья составит 23,3 тыс. голов, что обеспечит увеличение производимого объема молока на 74 тыс. тонн.
  4. Увеличение продуктивности существующего поголовья и объемов производимого молока в сельхозформированиях и личных подсобных хозяйствах на 750 тыс. тонн.

Представители агробизнеса констатируют: дешевый и некачественный ассортимент молочной продукции на прилавках отечественных магазинов уже никого не удивляет.

Мониторинг рынка молока и молочной продукции показал, что до 80% молочной продукции импортного производства на прилавках не всегда соответствует Техрегламенту ТС.

Справка. На прилавках молоко в основном из сухого молочного порошка, то есть восстановленное. Себестоимость его дешевле, поэтому его производители имеют возможность демпинговать на рынке.

Молоко – продукт питания подавляющего большинства населения, а также основа для приготовления огромной номенклатуры молочных и кисломолочных продуктов (творог, сливочное масло, сыр, йогурт, кефир и т. д.).

В последние годы в Республике Казахстан в результате целенаправленной аграрной политики, особенно в отрасли молочного скотоводства, достигнуты некоторые сдвиги по наращиванию производства молока и продуктивности животных.

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в течение последних пяти лет (2014-2018 гг.) отмечается существенное увеличение поголовья племенного молочного скота. Так, за рассматриваемый период поголовье племенных молочных коров в РК увеличилось на 23,1%. В научных журналах также отмечается, что повысилась и молочная продуктивность коров в племенных хозяйствах, куда завезены животные зарубежной селекции. По данным ученых-селекционеров страны, на юге-востоке республики путем скрещивания быков швицкой породы с коровами алатауской породы создан новый молочный тип бурого скота «Ак-Ырыс» со средним удоем коров за лактацию на уровне 5000-5400 кг при жирности 3,8%.

На востоке страны с использованием быков красно-пестрой голштинской и айрширской пород на основе коров симментальской породы создан и апробирован новый красно-пестрый тип «Ертыс». Средний удой у этих животных составляет 5200-5600 кг при жирности молока 3,8%. В центральных регионах Казахстана с использованием быков голштинской черно-пестрой породы апробирован новый тип –  приишимский и сайрам, средний удой у этих коров составляет 5000-5200 кг за лактацию при жирности молока 3,7-3,8%.

Таким образом, рост потенциала продуктивности племенных ресурсов и увеличение объемов реализации племенного молодняка в товарные стада способствовали значительному увеличению среднего удоя на корову по республике.

Справка. По данным экспертов ЕАЭС о взаимной торговле, опубликованным на сайте данной международной организации, объемы экспорта молочных продуктов Республики Казахстан на территорию Российской Федерации в пересчете на молоко составили около 20 тыс. тонн, объемы экспорта России в Казахстан в пересчете на молоко приблизительно 300 тыс. тонн.

По данным анализа Молочного союза Казахстана (МСК), рынок в данном сегменте уже много лет показывает рост потребления в среднем на 5,2%. Лидерами по производству молока становятся животноводы Восточно-Казахстанской, Туркестанской и Алматинской областей. За 2018 г. в этих регионах было произведено почти 750 тыс. и 805 тыс. тонн продукта. По данным Министерства сельского хозяйства, за последний год в Республике Казахстан было произведено около 5,5 млн тонн молока, из которых 80% произведено в личных подворных хозяйствах. При этом доля переработки от общего объема производства составляет 35%, или 1,68 миллиона тонн. Объем экспорта составляет 54,8 тысячи тонн, объем импорта – 574,0 тыс. тонн, а внутреннее потребление – 10,8 млн тонн (таблица 1).

По мнению академика НАН РК Женисбека Жумагалиевича Сулейменова, «между показателями импорта и экспорта молочных продуктов Республики Казахстан очень большая разница, так как импорт молочных продуктов душит товаропроизводителей Казахстана. Товаропроизводители Казахстана вынуждены будут снижать цены на молочные продукты отечественного производства, а потребители конечного товара лишатся качественной молочной продукции на рынке и будут вынуждены употреблять продукцию зарубежных производств, которая после ее производства долгое время будет находиться в пути до сбыта».

Таблица 1. Емкость рынка и потребление молока и молокопродуктов в Республике Казахстан за 2015-2017 гг., тыс. тонн.

По данным 2018 г., в Алматинской области функционируют около 15 предприятий по переработке молока, имеющих различные уровни перерабатывающей мощности и технологической, фондовой и сырьевой оснащенности. На потребительском рынке города Алматы работают предприятия: АО «ФудМастер», ТОО «Раимбек Агро», АО «АПК Адал» и ТОО «Смак». Между тем ресурсный потенциал молока-сырья Талгарского,  Илийского и Енбекшиказахского районов составляет в год, по общим оценкам, 62,38-107 тыс. тонн. При этом наибольшие возможности поставок сырья имеет АО «ФудМастер», сети заготовительных пунктов которогой охватывают более 170 хозяйств Алматинской, Туркестанской и Павлодарской областей. При производственной мощности переработки до 45 тыс. тонн молока в год компания перерабатывает около 38 тыс. тонн сырья. На второй позиции в регионе по уровню заготавливаемого и перерабатываемого молока находится ТОО «РаимбекАгро», перерабатывающая мощность которого составляет до 17 тыс. тонн молока в год. На долю «Адал» приходится не более 5 тыс. тонн молока, остальные предприятия перерабатывают значительно меньшие объемы сырья и, соответственно, занимают нижние позиции в совокупном производстве продукции.

Уровень потребления является очень важным показателем для молочного рынка Казахстана. За последние 10-15 лет потребление молока в Республике Казахстан выросло в два раза, тем не менее, уровень потребления молока в три раза ниже нормы (медицинская норма составляет 340 кг на человека ежегодно). Если уровень потребления будет расти и дальше и достигнет рекомендуемой медицинской нормы, скажем, к 2020 году, то при условии помощи и защиты государства это даст шанс казахстанским товаропроизводителям для развития и укрепления своих позиций на молочном рынке.

Согласно расчетам Женисбека Жумагалиевича Сулейменова (расчет доходности производства молока на примере производителя молока из Северного Казахстана), доход/прибыль с одной головы составил 837,62 тенге, порог рентабельности – 128,32 тенге, маржинальный доход в расчете на 1 кг молока – 33,91 тенге, а доход/прибыль в расчете на 1 кг молока без учета налогов – 0,15 тенге, что позволило сделать следующие выводы:

  • предприятие при данном уровне цен работает прибыльно;
  • корма составляют наибольшую долю расходов;
  • без субсидий предприятие было бы убыточным;
  • при данном уровне цен на молоко предприятию невыгодно вкладывать в новое производство (низкая рентабельность собственного капитала);
  • при данном уровне цен на молоко, но использовании внешнего финансирования рентабельность предприятия была бы отрицательной;
  • производство прекращать также невыгодно (возникают убытки в размере 190,76 тенге на одну голову).

Заключение. Уровень производства молока необходимо поднять путем налаживания племенной службы в стране, которая дает возможность повысить рост потенциала продуктивности племенных животных. Рынок молока в Казахстане вырос за полугодие всего на 0,85%, когда рост потребления ежегодно в среднем составляет 5,2%, а это уже показывает низкий уровень производства молока в стране. Большая разница между показателями импорта и экспорта показывает, что отечественные товаропроизводители являются в основной массе неконкурентоспособными, поэтому для повышения производительности необходима четкая разработка субсидирования затрат товаропроизводителей. Уровень потребления молока населением Казахстана в три раза ниже медицинской нормы, и в связи с этим рост производства молока очень низкий.

Выводы. Чтобы соответствовать требованию качества, участники рынка должны применить требования техрегламента Таможенного союза. Что означает применение требования ЕАЭС сегодня? Это, безусловно, приведет к сокращению поставок сырого молока в пять раз, поскольку до 90% ЛПХ не соответствуют по бактериальной обсемененности (> 500 тыс./см3), а больше 50% сырья летом – это сборное молоко ЛПХ, зимой которое отсутствует.

Что такое промышленное производство молока с точки зрения агробизнеса:

  1. Поголовье коров на ферме -> 1 тыс.
  2. Производительность на одну корову -> 10 тыс. кг
  3. Производство молока на 1 чел./час. -> 250 кг
  4. Нагрузка на одного рабочего -> 100 гол.
  5. Количество соматических клеток - <100 тыс./см3
  6. Бактериальное загрязнение - <10 тыс./см3

У всех занятых в отрасли должна быть одна задача: повышение конкурентоспособности молочной продукции Казахстана.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: