Мы – народ или население? О демографии и не только…

14 Июля 2020 11:47 7691

Мы – народ или население? О демографии и не только…

Автор: Айдар Амребаев

Сегодня в Казахстане востребовано не только «слышащее государство», но и думающее и, главное, деятельное!

В 1989 году совет управляющих Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) рекомендовал отмечать 11 июля как Всемирный день народонаселения, так как в этот день в 1987 году численность населения Земли превысила 5 млрд человек. Этот день отмечается с 1990 года. Сегодня вопрос о росте численности населения Земли и сокращении в связи с этим жизненного пространства человека и ухудшении качества здоровья населения выдвигается на передний план.

Согласно прогнозам ООН, численность населения в мире будет расти в течение следующих нескольких десятилетий и увеличится с текущих 7,7 млрд до 8,5 млрд человек в 2030 году и до 9,7 млрд – в 2050 году.

В Казахстане, по прогнозам, также ожидается рост: население к 2050 году достигнет 24 млн человек. Согласно официальным статистическим данным, численность населения страны на 1 декабря 2019 года составила 18 611,1 тыс. человек, в том числе городского – 10 875,7 тыс. человек (58,4%), сельского – 7735,4 тыс. человек (41,6%). Средний рост численности населения в стране за последние 10 лет составил 1,5% в год. Наша страна находится в общемировом тренде, согласно которому в связи с улучшением качества жизни увеличивается продолжительность жизни и, соответственно, объективный процесс старения нации. Так, если в Казахстане в 2014 году жители старше 65 лет составляли 6,8% от населения, то на конец 2018 года – 7,5%. Согласно прогнозным данным, в стране будет наблюдаться увеличение почти в два раза доли пожилых людей от 65 лет и старше, с текущих 7,5% до 14,1% в 2050 году. По прогнозам специалистов, ожидается рост продолжительности жизни в Казахстане. Так, в 2014 году продолжительность жизни с момента рождения составляла 71,44 года, а уже в конце 2018 года значение увеличилось до 73,15 года. Вместе с тем средний возраст населения в нашей стране составляет 35 лет.

Примечательно, что естественный прирост при этом составил 269,6 тыс. человек, но 33 тыс. жителей Казахстан «потерял» в результате миграции. Если рассматривать региональный срез, то за рассматриваемый период наибольший общий прирост наблюдался в трех регионах страны: г. Нур-Султане (+5,3%, или прирост в 61,7 тыс. человек), г. Алматы (+3,3%, на 57,8 тыс. человек) и Туркестанской области (38,4 тыс. человек). Сокращение населения зафиксировано в шести регионах: Северо-Казахстанской (−1%), Восточно-Казахстанской (−0,6%), Костанайской (−0,5%), Акмолинской (−0,3%), Павлодарской (−0,2%) и Карагандинской (−0,1%) областях. Городское население ожидаемо прирастает быстрее сельского. К началу года в городах РК проживало 10,89 млн человек – плюс 1,8% по сравнению с началом прошлого года. Сельское население увеличилось на 0,5%, до 7,74 млн человек. Это 41,5% по всей стране. Сокращение количества жителей сел наблюдается сразу в восьми областях страны.

В связи с этим налицо ряд тенденций, которые нужно иметь в виду при планировании социальной политики в государстве. Позитивным является тот факт, что Казахстан выбрался из «демографической ямы», которая имела место быть в процессе кризисных явлений 90-х годов, связанных с распадом СССР и негативными процессами социально-экономической нестабильности в обретшей независимость стране. Руководству независимого Казахстана тогда удалось взять ситуацию под контроль и не только выровнять демографическую картину, но и выйти на постепенный рост численности населения. Однако этот рост все еще является достаточно неустойчивым и подверженным разного рода кризисам. К ним следует отнести риски природного характера, например ухудшение экологической ситуации. Также большое значение имеют уязвимости политического и социально-экономического плана, из-за чего происходит неконтролируемый отток населения из страны и слабая государственная поддержка по стимулированию притока населения из-за рубежа, как за счет соотечественников, так и путем создания благоприятных условий для ведения бизнеса и комфортных условий жизни для всех желающих. К таким кризисам можно отнести, например, социально-экономический кризис 2008-2009 годов, а также определенную политическую турбулентность и неопределенность, порожденную процессами транзита власти в стране, запущенного весной 2019 года, и некоторую дезориентацию населения относительно преемственности дальнейшего курса социальной политики государства. Серьезным вызовом для стабильного роста численности населения и уверенности людей в сильной национальной системе здравоохранения и социальной защиты населения стала глобальная пандемия коронавируса, обрушившаяся не только на Казахстан, но и на многие страны мира, испытывая на прочность политико-экономическую состоятельность государств.

В этом плане стоит отметить, что в Казахстане еще под руководством Елбасы был запущен целый ряд актуальных национальных программ, которые по замыслу автора должны поддержать устойчивый рост населения страны и усилить качественный потенциал национального социального капитала. К этим программам можно отнести, например, такие программы, как «Сто школ, сто больниц», «Бақытты Отбасы» со льготными возможностями приобретения жилья по программе «7-20-25». Заслуживает самого пристального внимания кампания «Бірге – таза Қазақстан!» и намерение руководства страны в парламенте обсудить и принять новую редакцию Экологического кодекса страны. Существует настоятельная потребность вдохнуть новую жизнь в программу «Нұрлы Көш», нацеленную на привлечение в страну и расселение в депрессивных с демографической точки зрения регионах страны соотечественников из-за рубежа.

С точки зрения заселения территории страны мы видим, что Казахстан представляет собой достаточно разорванное, своеобразное «құрақ көрпе» («лоскутное одеяло»), где население рассредоточено неравномерно и сконцентрировано в местах прежнего, еще советского типа административно-территориального деления с иным типом экономического комплекса страны. За время независимости заметно изменился облик экономики, однако подход к управлению человеческими ресурсами в национальном масштабе остался прежним и даже деградировал. В связи с чем все более серьезно ощущаются сбои и диспропорции в социальной сфере страны, ориентации здравоохранения и образования на прежние социальные стандарты, восполнение старых социальных «ниш» и запросов общенационального масштаба, тогда как на наших глазах произошли процессы коммерциализации и приватизации систем здравоохранения и образования, с одновременной попыткой государства создать крупные и нерыночные механизмы контроля распределения выделяемых государством на социальную сферу ресурсов. В связи с этим в стране функционируют «параллельные миры» и в здравоохранении, и в образовании, и в науке, и в культуре. Зачастую в этой ситуации государство утрачивает стратегический контроль и инициативу, а финансовые средства расходуются или неэффективно, как, например, в случае с абсолютно бессмысленными тратами на отраслевой PR в медицине или отсутствием ориентации подготовки специалистов в образовании на реальные изменения рынка труда. В результате чего мы имеем неэффективное финансирование социальной сферы (в актуальных направлениях острый дефицит и недофинансирование, а в областях, имеющих косвенное значение, в том же здравоохранении, избыток средств). В образовании же мы десятки лет выпускаем зачастую невостребованных на рынке труда специалистов, которые к тому же страдают низким качеством и оперируют устаревшими данными и технологиями по целому ряду специальностей, в связи с чем мы имеем ситуацию с существенным технологическим отставанием от передовых мировых трендов развития.

В этом плане очевидна потребность в серьезнейших и кардинальных шагах по социальной модернизации Казахстана. Например, для гармоничного развития народонаселения в стране необходимы комплексные, интегрированные решения, затрагивающие и здравоохранение, и образование, и прогнозирование и планирование рынков труда, и модернизацию социальной инфраструктуры территорий, и инициативы по оптимальной стратегии внутренней миграции населения, в частности, возрождения депрессивных городов, расселения населения областей с превышающим демографическим ростом на территории с их дефицитом. При этом очевидна необходимость оптимальных стабилизационных мер по уравновешиванию и даже, возможно, увеличению числа сельских жителей в стране, несмотря на общемировую тенденцию к форсированной урбанизации населения. Несбалансированность продовольственного снабжения и экологический кризис, наблюдаемый в целом ряде регионов мира, а также угроза физическому существованию людей на планете из-за постоянных волн распространения эпидемий, не только природного, но в том числе и техногенного характера, заставляют людей искать «сохранившиеся оазисы жизни» вне крупных мегаполисов. Этот тренд «исхода людей» из неблагополучных с точки зрения здоровья крупных городов хоть и является пока «робким» в Казахстане, но все же требует внимания и государственного подхода. Ненормальность формирования вокруг крупных городов своеобразных «поясов социальной необустроенности» из числа маргинальных групп людей, покидающих родные аулы в поисках работы и комфортных условий для проживания, но так и не находящих их в городах со всем ворохом социальных и инфраструктурных проблем, должны заставить государство внести существенные коррективы в управление всем социально-экономическим комплексом страны. Тем более что в условиях диспропорций мирового продовольственного снабжения и растущей потребности международных рынков в экологически чистой агропромышленной продукции сельские территории Казахстана являются пока вполне востребованными и перспективными «оазисами», представляя собой дополнительный рыночный стимул для развития отечественной экономики. Государство должно осуществлять не только пропагандистские программы, подобные социальной программе «С дипломом в село», что, в общем-то, является позитивным намерением, но также проработать возможности по ускоренной и углубленной модернизации социальной инфраструктуры наших сел и аулов, а также преобразования профиля моногородов, используя, к примеру, опыт наших союзников по ЕАЭС из Беларуси, где агрогородки становятся своеобразным брендом успешного прорывного развития агропромышленного сектора этого государства.  

Думается, что сегодняшние серьезные сбои в деятельности национальной системы здравоохранения, социальной политики и информатизации государства должны заставить руководство страны пойти на кардинальные меры по изменению всего содержания «присутствия государства» в этой чувствительной для общества сфере, не ограничиваясь статистическими показателями объемов оказания населению услуг или сменой персон в менеджменте ответственных организаций. Думается, должны быть пересмотрены содержательные, смысловые подходы государственной политики, где процесс демонополизации секторов и опора на рыночные механизмы должны гармонично интегрироваться с высокой социальной ответственностью всех, кто задействован в этих сферах исключительной стратегической прерогативы государства. Текущий кризис, связанный с распространением COVID-19 в стране, неготовность системы здравоохранения, социального обеспечения и удаленного предоставления государственных услуг населению настоятельно требует если не «прямого государственного контроля и управления» этими системами, то, по крайней мере, поддержки со стороны государства, широкого общественного участия в эффективной работе социальной сферы. В этом плане важной с нашей точки зрения является инициатива главы государства по объявлению 2020 года Годом волонтера и продвижению им идеологии «слышащего государства». Тем более что у нас перед глазами пример соседнего Кыргызстана, где активные граждане демонстрируют беспрецедентные примеры патриотизма и единства нации перед угрозой пандемии коронавируса. По мнению очевидцев, в условиях пандемии только в Бишкеке волонтеры и меценаты открыли более 15 новых негосударственных дневных стационаров в помещениях тойхан и гостиниц. Все они работают отдельно и независимо от государственных больниц. Волонтерские центры оборудовали их койками, колл-центрами и рекрутировали на работу в них всех медиков-пенсионеров и студентов. Водители-волонтеры привозят туда тяжело больных на своих машинах. В эти стационары ими завозятся все необходимые лекарства, осуществляется прямой контроль со стороны общества за оказываемой из-за рубежа гуманитарной помощью. Особенностью ситуации стало то, что там государство, продемонстрировав свою несостоятельность решить проблему собственными силами, мотивировало граждан взять свою судьбу в свои руки. В свою очередь, госорганы «перестали мешать населению», и на время эпидемии государство полностью открыло границы для завозимых волонтерами препаратов, тестов, медикаментов и оборудования. Они не облагаются налогом и выдаются бесплатно всем больным волонтерских стационаров, развозятся безвозмездно нуждающимся. Волонтерские гражданские организации самостоятельно контролируют средства, поступаемые в качестве благотворительной помощи пострадавшим. По всей стране открываются негосударственные дневные стационары. Местные умельцы изготавливают для них недостающие медприспособления, переболевшие Сovid помогают в уходе за больными и т. д. Фактически все население поднялось на борьбу с этим недугом, а государство создает необходимые административные и организационные меры поддержки гражданским активистам. На этом фоне в нашей стране, обладающей значительно большим экономическим потенциалом, мы наблюдаем целый ряд «провалов» в государственной социальной политике, которые влияют не только на качество жизни и здоровья людей, но также на индекс общественного доверия к государству, что непосредственно отразится уже в самое ближайшее время на тенденции и динамике народонаселения в стране.

В этой связи, считаю, что госорганы Казахстана в условиях апатии и сомнений людей в способности государства решить настоящий и будущие кризисы в этой сфере, должны наконец стать не только «слышащими» и «видящими» масштабы текущей угрозы пандемии, но стать поистине «думающим» и деятельным» во всех аспектах своего непосредственного функционала. Оно должно идти навстречу людям, а не слепо руководствоваться формальными «протоколами» и бюрократическими процедурами. Государство на деле должно продемонстрировать свою гуманную сущность и социальную ответственность перед своим населением, идти на повсеместное сотрудничество и поддержку гражданских инициатив, поставив во главу угла жизнь и здоровье граждан, а не узко ведомственные интересы.

Объективный рост численности населения в стране должен сопровождаться целенаправленной внимательной опекой государства и милосердием со стороны чиновников в этот сложный для народа момент и искренним желанием взаимодействовать с гражданским сектором по самосохранению нации, вере и надежде людей на лучшее будущее.

Материалы по теме:

×