"Не буди лихо, пока оно тихо": подрядчики "Арселора" уже готовы устроить забастовку

13177

Поводом для этого служит требование "АМТ" установить на спецавтотехнику дорогостоящие системы видеонаблюдения.

"Не буди лихо, пока оно тихо": подрядчики "Арселора" уже готовы устроить забастовку

20 сентября текущего года на inbusiness.kz вышел материал под названием "Арселор решил установить себе видеомониторинг за 350 млн тенге, но за деньги подрядчиков".

В статье говорилось о том, что иностранная компания до 30 сентября обязывала установить на всю спецтехнику подрядных организаций, работающих на территории меткомбината, видеотелематическое оборудование (телеметрию) стоимостью 500 тысяч тенге на одну единицу техники.

Естественно, такое "нововведение" не понравилось подрядчикам, но все они получили обязывающее циркулярное письмо от "АМТ".

 Скриншот из предыдущей статьи

В статье выделено несколько вопросов, которые волнуют руководителей подрядных организаций.

Более подробно ситуация расписана в первой статье от 20 сентября. 

Если автор насчитал только 5 главных вопросов по теме, то профсоюз подрядчиков в своем письме поставил перед руководством "АрселорМиттал Темиртау" уже 13 вопросов.

Время шло. "День Х"- 30 сентября, когда телеметрию нужно было установить, прошло. Никто ничего не требовал. Не было ответа ни на письмо профсоюза, ни на журналистский запрос inbusiness.kz

Только 10 октября 2022 года компания сподобилась отреагировать. Причем это были не ответы на поставленные профсоюзом вопросы, а безапелляционное повеление установить телеметрию.


Если перефразировать Глеба Жеглова, то смысл ответа такой:

"Будут устанавливать за свой счет! Я сказал!".

Да, важно отметить, что у первого поставщика наконец-то появился конкурент, и арселоровские менеджеры милостиво разрешили подрядчикам приобретать телематику и у него.

За кадром остался тот факт, что у второго (а потом и третьего с четвертым)  поставщика видеонаблюдения оборудование может оказаться "несовместимым с арселоровской системой". Такое иногда случается.

И опять наступило затишье. Вот эти "приступы молчания" менеджеров "АМТ" наводят подрядчиков на мысль, красиво высказанную героиней Нины Павловны Гребешковой.

Автор еще накануне Дня республики разговаривал с Асланом Абжаковым, на тот момент директором по связям с госорганами и общественностью "АМТ", и хотел получить от компании официальный ответ на журналистский запрос, озвученный в предыдущей статье еще 20 сентября. Демонстративный игнор запросов СМИ не только негативно сказывается на имидже любой компании, но и  подтверждает сделанные подрядчиками выводы.

Абжаков обещал переговорить с Хасеновым, но ситуация так и зависла. Ни ответа. Ни привета.

И вот уже в ноябре руководителям подрядных организаций приходит письмо с приглашением на rendez-vous с руководителем по аудиту и специальным проектам Жасуланом Хасеновым.

К этому совещанию как никогда подошла поговорка "Начали за здравие, а кончили за упокой". Началось оно с того, что всем подрядчикам на всю свою технику необходимо установить GPS-навигаторы. Оказывается, еще половина автотехники подрядных организаций ими не оснащена. 

Так и не доведя до конца дело с навигаторами, Хасенов настоятельно требует установить и телеметрию. Причем в срок до 1 января.

Иначе техника на комбинат не зайдет и контракты с подрядчиками будут разорваны. Прямая угроза и шантаж. 

На совещании прозвучали вопросы, на которые сотрудник "Арселора" так и не смог дать вразумительных ответов. Например, техника подрядчиков работает не только на "АМТ", но и в целом по области, выезжает в командировки по стране и СНГ. А еще выполняет работы на режимных объектах. Отключить телематическую аппаратуру невозможно. А что будет, если та же прокуратура или полиция узнает, что на их объектах идет видеозапись, которая передается прямиком в "Арселор"? Правильно – мало не покажется.

Или что делать со сторонней техникой, которую подрядчик сам арендует в городе или на том же самом "пятаке" на день-два для работ на комбинате?

Хасенов безапелляционно бросил в зал: "Хотят работать – установят".

Как назвать такое поведение арселоровского менеджера? Может, еще и на городские автобусы по его хотению установить?

Прослушав аудиозапись совещания, автор пришел к выводу, что у самого Хасенова нет как четкого понимания вопроса, так и четких требований по проекту. Да и самого проекта в принципе нет. 

Чтобы подтвердить или опровергнуть собственный вывод, журналист решил встретиться с подрядчиками и выслушать их коллективное мнение по этому, как они сами выразились, "разводу".

Встреча "на конспиративной квартире" началась очень бурно. Мы еще "не откушали чаю", а народ уже начал выплескивать свои эмоции. В оригинале это звучало настолько ярко и образно, что временами даже диктофон краснел. Да что там диктофон – сам маркиз де Сад, стоящий в углу, еле удерживал в трясущихся руках сигарету.

Итак, отношение руководителей арселоровских подрядных организаций к факту навязывания им телеметрии за 500 тысяч тенге на единицу транспорта. Кратко:

"Да пошли бы они ***** [подальше]! Они думают, что мы ******** [недоразвитые], и нам не понятно, что никакой такой программы "Арселора" по оснащению техники подрядчиков ***** [вообще] нет в природе! Есть желание отдельных ********* [менеджеров] навариться, заставляя нас устанавливать видеонаблюдение на свою технику за полляма, а они за это получат откат от поставщика. Мы им, ***** [елки-палки], такое, ****** * *** [нет цензурных аналогов], устроим, что они ****** [сильно изумятся]!"

Автор, конечно, тоже "умеет в нецензурную лексику": мама родом с Каракастека, училась в Кызылординском кооперативном техникуме, а работала в темиртауском горпищеторге. Но работницы советской торговли и близко не стояли с темиртаускими подрядчиками (а это всё мужики далеко за 40) образца 2022 года. 

Далее – главная мысль. В переводе.

"Если хочет "АМТ" видеонаблюдение – пусть платит за это: мы поднимем стоимость своих услуг так, чтобы все вложенные в телеметрию деньги нам вернулись максимум за год. Не примут повышение нашей цены – мы снимем всю технику разом. И комбинат в интересную позицию встанет".

Это, к слову, не пустые угрозы. По словам того же адепта телеметрии Хасенова, ежедневно на комбинат заходит 450 единиц автотехники подрядчиков. Что будет, если в один день не выйдет даже треть из них?

Беседа длилась долго, и резюме по итогу было следующим (автор, само собой, приводит цензурный вариант):

"Сговора компании со всеми поставщиками телеметрии мы не видим. А вот что кто-то один из "Арселора" сговорился с одним из них "за долю малую" и усиленно, но неграмотно "педалит" данную тему – это проглядывается четко. К гадалке не ходи. Где там арселоровские хваленые форензики, которые должны коррупцию внутри компании разоблачать?".

И кстати да – где эта служба финансовых расследований, которая подчиняется напрямую корпоративному офису ArcelorMittal? Не пора ли дать свое заключение по данному факту и выяснить, откуда ноги растут? То есть понять – чьи персональные финансовые интересы за всем этим стоят.

А то ведь в этом взаимном шантаже можно очень далеко зайти.

Текст был изменен 23.11.2022 в 11.28: вместо "Причем в срок до 1 декабря текущего года" - "Причем в срок до 1 января".

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора