/img/tv1.svg
RU KZ

НПП «Атамекен»: три направления для трансформации

Одним из самых обсуждаемых вопросов в условиях кризиса выступает повышение эффективности инструментов и институтов господдержки экономики. В этих условиях сильно актуализировались вопросы о направлениях реформирования Национальной палаты предпринимателей (НПП) «Атамекен».

24 Сентября 2020 17:16 3165

НПП «Атамекен»: три направления для трансформации

Автор: Марат Каирленов

Коронакризис, характеризующийся наложением мировой пандемии и окончанием сырьевого суперцикла, определяет новые требования практически ко всем институтам, особенно осваивающим средства налогоплательщиков. В этой связи можно отметить заявление министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР РК) о том, что НПП является «…существенной проблемой для формирования промышленной политики…». Учитывая, что с 2000 года у нас идет практически непрерывное падение количества крупных и средних промышленных предприятий, несмотря на выделение нескольких десятков миллиардов долларов на различные стратегии «индустриального развития» и диверсификации экономики страны, тезис МИИР выглядит достаточно «свежо».

Вместе с тем очевидно, что НПП, чтобы не возникало обвинений в попытках «быть везде» и в «подмене госорганов», логично сосредоточиться на нескольких ключевых направлениях трансформации:

Прежде всего в оказании консультационных услуг / обучении предпринимателей. Как известно, когда несколько лет назад данные функции были переданы от управлений предпринимательства акиматов в НПП, это позволило сделать их из номинальных реальными и в десяток раз увеличить охват предпринимателей. Но охват данными услугами целевой аудитории остается в пределах нескольких процентов. Очевидно, что в современных условиях логично увеличить охват еще на порядок – до нескольких десятков процентов предпринимателей. Это можно достичь за счет ускоренного перехода на онлайн-технологии, углубленную аналитику и автоматизацию работы. Речь идет не только о доминировании онлайн-консультаций, но и постоянном выявлении и публикации ответов по типичным запросам предпринимателей. Например, регулярное создание и распространение доступных и понятных видеороликов / письменных материалов по решению топ-10 наиболее часто задаваемых вопросов. Критерием работы должно быть не столько количество подписанных актов выполненных работ, а количество просмотров и скачиваний с сайтов НПП. Как в медицине, перенести акцент с лечения к профилактике заболеваний.

Это позволит сократить раздутую региональную сеть в районах, например, за счет того, что там будет сидеть не группа консультантов, а один специалист, умеющий пользоваться оргтехникой (сканеры, принтеры и др.) и соединять предпринимателей через Интернет со специалистами, находящимися в других регионах (центрах телеконсультаций). Освободившиеся средства логично направить на следующую задачу.

Вторым направлением я бы отметил то, что НПП логично в большей степени усилить аналитическую и исследовательскую работу в формировании нормативно-правовых актов (НПА). У министерств, как разработчиков НПА, эта работа по проведению исследований очень слаба или «де-факто» вообще отсутствует. Формально, конечно, ежегодно министерствами затрачивается на различные исследования порядка 30 млрд тг., но этих исследований никто «не видел». Несмотря на многочисленные призывы публиковать эти исследования, чиновники «стесняются» это делать, видимо, опасаясь скандалов с содержанием или как минимум плагиатом. В итоге министерства зачастую разрабатывают НПА в угоду самым «пробивным» лоббистам и/или исходя из своих неочевидных гипотез. Как следствие, страдают предприниматели в отрасли и экономика в целом. Логично, чтобы НПП нивелировала этот недостаток с помощью публичных и грамотных отраслевых исследований и других инструментов повышения качества госменеджмента. 

И наконец, третьим направлением можно отметить налаживание долгосрочной работы в развитии отраслевых бизнес-ассоциаций. Ведь НПП создавалась как достаточно временное решение организационной и финансовой слабости бизнес-ассоциаций и представительской власти, которым сложно противостоять государственно-олигархическим реалиям.

Понятно, что различные бизнес-ассоциации находятся на различных уровнях развития, но логично определить пути/этапы их развития и инструменты поддержки со стороны НПП, чтобы наиболее зрелые бизнес-ассоциации могли принимать на себя функции саморегулируемых организаций (СРО) и значительную часть полномочий управления отраслью. Четкое понимание «пути» развития бизнес-ассоциации до СРО, позволит им получить приток столь необходимых финансовых и организационных ресурсов. За НПП останется роль «утрясателя» интересов различных отраслей с точки зрения развития экономики в целом.

Конечно, сложно ожидать от какого-то одного института «идеальной работы» в условиях, когда кругом весьма вольготно чувствуют себя коррупция, «телефонное право» и безответственность. Но очевидно, что НПП в текущих условиях это достаточно успешный шаг в направлении более лучшего госуправления, и при вышеобозначенной корректировке, НПП будет и далее значимым фактором развития предпринимательства в стране.

Подписка на новости: