Обратная связь: что интересовало потребителей финансовых услуг в июне

29 Июня 2021 15:26 9488

Обратная связь: что интересовало потребителей финансовых услуг в июне

Автор: Александр Терентьев

Редакция сайта Inbusiness.kz традиционно собрала самые часто задаваемые вопросы от граждан за июнь 2021 года и адресовала их Александру Терентьеву, директору Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.

Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка использует все возможные каналы коммуникации для оперативного взаимодействия с населением. В период чрезвычайного положения и режима карантина 26 марта 2020 года Агентство запустило горячую линию для населения в реализацию мер, принимаемых в рамках защиты прав и поддержки потребителей финансовых услуг. В настоящее время с целью повышения информированности граждан о деятельности финрегулятора и финансовых организаций при Агентстве создан call-центр. С начала июня по сегодняшний день на call-центр Агентства поступило 377 звонков от граждан. Всего с момента запуска горячей линии поступило 24 тыс. звонков.

Также с 25 июня 2020 года в Агентстве функционирует мобильное приложение Fingramota Online. С начала текущего месяца по 28 июня посредством данного мессенджера обработано более 100 вопросов пользователей, всего с момента запуска поступило свыше 5 тыс. обращений.

В основном в Агентство через данные каналы связи поступают вопросы от населения, касающиеся взаимодействия с банками второго уровня, МФО и коллекторами. В июне граждане активно задавали вопросы, связанные с уточнением условий договоров с микрокредитными организациями, возникшей просрочкой по банковскому кредиту и микрозайму, получением кредитной истории, защитой конфиденциальных данных пользователя и противодействием кибермошенничеству. Отдельный блок вопросов посвящен Программе рефинансирования ипотечных жилищных займов/ипотечных займов, сроки реализации которой близятся к завершению.


Вопрос: До какого срока необходимо подать заявление в банк для получения дополнительной помощи представителям СУСН по Программе рефинансирования?

Ответ: Здравствуйте! В настоящее время Агентством с учетом текущей динамики рассмотрения банками заявлений заемщиков рассматривается вопрос о продлении срока оказания дополнительных мер помощи заемщикам до 1 сентября 2021 года. Срок подачи заемщиками заявлений – до 1 августа 2021 года. Соответственно, Ваше заявление будет рассмотрено, если поступит в банки до указанного срока, и по нему будет принято необходимое решение об оказании финансовой помощи по займам.


Вопрос: Как многодетная мама, я могу рассчитывать на помощь государства и помощь вашего Агентства по рефинансированию моей ипотеки?

Ответ: Здравствуйте! Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка продолжается реализация первой части Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов/ипотечных займов, предусматривающей рефинансирование ипотечных займов, выданных в период с 2004 по 2009 год для граждан, у которых единственное жилье. На реализацию программы выделено 130 млрд тенге. Ставка вознаграждения по рефинансируемому займу для заемщика устанавливается в размере не более 3% годовых. На сегодняшний день рефинансированы займы 28,2 тыс. заемщиков на сумму 173,3 млрд тенге, выданные в вышеуказанный период.

Рефинансированию подлежит остаток основного долга по займу за вычетом ранее капитализированных сумм, задолженность заемщика по вознаграждению, комиссиям, неустойке подлежит прощению банками. Кроме этого, заемщики-СУСН, по займам которых имеются судебные акты о взыскании долга в пользу банков, освобождены от уплаты государственной пошлины. В настоящее время Агентством совместно с банками проводится работа по оказанию дополнительных мер финансовой помощи заемщикам, относящимся к социально уязвимым слоям населения. Из 8,7 тыс. граждан помощь оказана 4,5 тыс.

Поэтому, если Вы соответствуете критериям Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов/ипотечных займов и испытываете трудности с погашением займа, то можете обратиться в банки-кредиторы для снижения долговой нагрузки.


Вопрос: Я взял заем в микрофинансовой организации, потому что мне срочно нужны были деньги. Но сейчас у меня проблемы с работой, нет денег, чтобы платить. Могу ли я вообще не платить по займу или изменить график платежей так, как удобно мне?

Ответ: Здравствуйте! Согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан, граждане свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключать договор предусмотрена Гражданским кодексом, законодательными актами или добровольно принятым обязательством. Кроме того, согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса, договор считается заключенным, когда между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным его условиям.

Статьей 272 Гражданского кодекса предусмотрено, что обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Из указанного следует, что, подписав договор микрозайма, Вы подтвердили свое согласие со всеми условиями и приняли на себя определенные права и обязанности, в том числе по своевременному возврату микрокредита с оплатой вознаграждения микрофинансовой организации, которые должны исполняться Вами надлежащим образом.

Касательно изменения условий погашения микрокредитов, то микрофинансовые организации самостоятельно принимают решения в соответствии с их внутренними правилами, в зависимости от каждого конкретного случая, с применением индивидуального подхода к каждому заемщику.

Учитывая вышеизложенное, по вопросу изменения условий погашения микрокредитов Вы вправе обратиться с письменными заявлениями непосредственно в микрофинансовую организацию, с приложением необходимых для их рассмотрения документов, содержащих сведения о причинах возникновения просроченной задолженности, доходах и других обстоятельствах, которые обуславливают необходимость изменения условий договоров микрокредитов. Заявления должны быть рассмотрены в установленные законодательством порядке и сроки, с принятием соответствующего решения об отказе либо удовлетворении Вашей просьбы.

В случае бездействия микрофинансовой организации, Вы можете подать обращение в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка в письменной форме по адресу: г. Алматы, мкр-н Коктем-3, дом 21, либо на блог-платформу портала электронного правительства Республики Казахстан. В обращении необходимо указать почтовый адрес, ИИН, фамилию, имя, при наличии – отчество и приложить копии имеющихся документов.


Вопрос: Как-то я открыла кредитную карту в одном из банков и долгое время, наверное, больше года не платила за обслуживание этой карты. В итоге возникла пеня. Сумма не маленькая причем. Узнала я о просрочке от коллекторов, которым банк передал мой долг. Плюс мне надо еще оплатить коллекторские услуги. Я понимаю, что виновата сама, но хотела узнать, этот инцидент как-то сказался на моей кредитной истории? Возможно, что из-за этого случая мне в последнее время банки отказывают в товарном кредите?

Ответ: Здравствуйте! Вам необходимо получить персональный кредитный отчет, сделать это можно, обратившись в кредитные бюро, Государственное кредитное бюро или Первое кредитное бюро, в ЦОН или через портал электронного правительства. В кредитном отчете Вы можете посмотреть, указана ли информация, описанная Вами, или нет.

Отметим, что Законом Республики Казахстан «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан» определены поставщики информации, к которым в том числе относятся: банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность, коллекторские агентства. Согласно пункту 5 статьи 19 вышеуказанного закона, поставщики обязаны предоставлять информацию в кредитное бюро, с которым заключен договор о предоставлении информации, в точном соответствии с имеющимися сведениями о субъекте кредитной истории. Ответственность за достоверность предоставляемой информации возложена на поставщика информации. Информация, предоставляемая в кредитные бюро поставщиками информации, определяется договором о предоставлении информации и должна содержать следующие сведения: 1) сумму задолженности по услуге, полученной лицом у поставщика информации; 2) дату возникновения и погашения задолженности; 3) количество дней просрочки на дату предоставления информации; 4) сумму пени (при наличии); 5) вид услуги; 6) информацию о субъекте кредитной истории – физическом лице (фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), место жительства, юридический адрес, индивидуальный идентификационный номер); 7) информацию о субъекте кредитной истории – юридическом лице (наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, бизнес-идентификационный номер, фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) первых руководителей и их индивидуальные идентификационные номера); 8) иные сведения по соглашению сторон.

Кредитное бюро обязано по получении информации от поставщика информации не позднее следующего рабочего дня внести изменения и дополнения в кредитную историю соответствующего субъекта. Таким образом, направление информации о просроченной задолженности по займу в кредитное бюро является обязанностью банка, предусмотренной банковским законодательством.

Кредитные организации при выдаче кредита, как правило, тщательно изучают кредитную историю клиента. Поэтому, если у Вас плохая кредитная история, это может быть поводом для отказа в оформлении займа.

Рекомендуем регулярно проверять свою кредитную историю, чтобы быть уверенным, что все Ваши платежи по кредитам внесены в сроки, оговоренные договором займа. И даже, если у Вас нет кредитов, чтобы предотвратить мошеннические действия. Для сведения – кредитный отчет предоставляется бесплатно один раз в год.


Вопрос: «На почту пришло уведомление, что меня взломали. И ссылка была указана, но я не перешла по ней. Вроде и пароль был сложный, как так произошло? Переживаю теперь за пароль в свой мобильный банкинг».

Ответ: Здравствуйте! Скорее всего это была фишинг-атака, к сожалению, мы не знаем, с какого адреса было отправлено это сообщение. Поэтому Вам необходимо написать в службу поддержки почтового сервиса, которым Вы пользуетесь. И хорошо, что не перешли по прикрепленной ссылке, она могла быть заражена вирусом.

Что касается паролей, то желательно иметь разные пароли к разным аккаунтам в соцсетях, почтового ящика или мобильного банковского приложения. Существуют специальные проверочные сайты, где можно проверить, надежный ли у Вас пароль: The Password Meter, How Secure Is My Password, Kaspersky Lab.

Наши основные рекомендации по использованию паролей:

  1. Используйте уникальный пароль (не повторяйте его в других системах).
  2. Чем длиннее пароль, тем он надежнее (минимум 10 символов).
  3. Не используйте имена близких и клички домашних животных в пароле.
  4. Не используйте даты рождения близких.
  5. Не используйте название текущего месяца и года.
  6. Не используйте близко расположенные сочетания клавиш на клавиатуре (qwerty, asdfghjkl, 12345678).
  7. Если Вы храните записанный пароль, то используйте для этого только личный сейф (не сохраняйте пароль в компьютере или браузере).
  8. Включите в пароль БОЛЬШИЕ и маленькие буквы, цифры, знаки пунктуации!

И последнее – меняйте свои пароли регулярно.

На сайте www.fingramota.kz много материалов по теме кибербезопасности, которые помогут уберечь себя и свои средства от финансовых мошенников.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Материалы по теме:

×