Обратная связь: ответы на часто задаваемые вопросы по теме, связанной с финансовым мошенничеством

В редакцию сайта Inbusiness.kz за последние месяцы поступило немало вопросов, касающихся темы противодействия мошенничеству и финансовым пирамидам.

Обратная связь: ответы на часто задаваемые вопросы по теме, связанной с финансовым мошенничеством

Мы попросили ответить на них Александра Терентьева, директора Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка. 

Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка использует всевозможные каналы коммуникации для оперативного взаимодействия с гражданами.

В целях повышения доступности и полноты информации для населения о деятельности финансового регулятора, финансовых организаций, регулируемых субъектов в Агентстве с 24 мая 2021 года функционирует call-центр по номеру +7-727-237-1000.

Посредством call-центра потребители финансовых услуг могут получить консультации по вопросам защиты своих прав и интересов, разъяснений норм действующего законодательства. Также стало возможным оперативно решать вопросы неотложного характера напрямую с финансовыми, микрофинансовыми организациями и коллекторскими агентствами, сообщать о случаях финансового мошенничества и деятельности финансовых пирамид.

Свои вопросы пользователи также могут адресовать напрямую в Агентство через мобильное приложение Fingramota Online, которое функционирует с 25 июня 2020 года. В нем представлено 14 тематических разделов, один из которых называется "Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество", где можно получить консультации по деятельности сомнительных организаций, сообщить о мошеннических схемах, с которыми вы столкнулись, подозрительных ссылках, аккаунтах в социальных сетях, онлайн-группах и т. д.

Вопрос: Какие новые виды мошенничеств сегодня существуют и как можно распознать финансовых мошенников?

Ответ: С расширением возможностей Интернета и развитием IT-технологий совершенствуются различные мошеннические схемы, позволяющие выкрасть персональные данные. И злоумышленники используют их в своих корыстных целях.

Новые схемы мошенников – это усовершенствованные способы обмана. Если раньше в мошеннических схемах в основном использовались поддельные интернет-ресурсы, то сейчас активно применяются фейковые мобильные приложения.

Кроме того, на смену телефонному мошенничеству пришло более широкое применение мессенджеров (к примеру, Telegram, WhatsApp) для коммуникации с потенциальными жертвами. Все виды мошенничества направлены на одно – добиться доверия со стороны пользователей и выманить конфиденциальную информацию.

Мошенники могут предложить гражданам принять участие в различных акциях на очень выгодных условиях, они подделывают QR-коды, которые сейчас широко используются при оплате за товары или услуги. Через QR-код даже можно получить некоторые государственные услуги.

Мошенники стали использовать возможности машинного обучения и современных речевых технологий. Так, если раньше аферисты в основном совершали самостоятельный обзвон, то сейчас подавляющее большинство звонков они стали совершать с помощью голосовых роботов. И по-прежнему посредством IP-телефонии злоумышленники подделывают любые номера, что позволяет им представляться кем угодно: сотрудниками банков, правоохранительных органов, различных компаний.

Новая схема телефонного мошенничества с использованием голосовых роботов (ботов) мало чем отличается от уже известных. Роботы выполняют функцию холодного обзвона. Звонок происходит автоматически, и бот предлагает подтвердить или опровергнуть ту или иную информацию как на государственном, так и на русском языках. Довольно часто автоматические оповещения воспринимаются населением как реальные банковские звонки – в этом главная опасность этого вида мошенничества. После того как абонент подтвердит ту или иную информацию, звонок переводится на оператора, использующего уже привычные схемы обмана.

С помощью ботов мошенники экономят время и деньги на работе операторов, передавая массовые обзвоны роботам.

Довольно часто мошенники запугивают людей историями о хакерской атаке на их счета, взломе личного кабинета онлайн- или мобильного банкинга. Робот может позвонить вам с короткого номера вашего банка, что определенно может сбить с толку и таким образом снизить вашу бдительность, и сообщить, к примеру, что посторонние лица пытались или уже оформили на ваше имя подставной кредит; что из-за различных санкций ваш счет оказался заблокирован; что банк отключили от системы международных переводов SWIFT и нужно срочно перевести деньги на "резервный", безопасный счет и т. д.

Мошеннические боты могут позвонить от лица департамента полиции, сообщить о наличии некоего штрафа и попросить нажать, к примеру, цифру "1" для получения подробной информации. После подключается другой голосовой "помощник", предупреждающий, что информация, которую они хотят раскрыть суперконфиденциальна, и, чтобы подтвердить свою личность, необходимо ответить на ряд вопросов, среди которых могут быть вопросы о ваших платежных данных.

Получила распространение еще одна схема – голосовая автоматизация, которую используют телефонные мошенники. Как только вы ответите на звонок, включается запись, где вам сообщают, что вы или ваш номер выиграли в конкурсе, лотерее, розыгрыше. Естественно, вы задаете уточняющие вопросы, однако поток слов на том конце провода не прекращается. Если прислушаться, то можно понять, что это простая аудиозапись, но вы не сразу сможете догадаться, что и ваша речь тоже записывается.

Помните, какие бы поводы не использовали мошенники, привлекая голосовых роботов, они пытаются получить от вас важные конфиденциальные сведения: ИИН, номер документа, удостоверяющего личность, полные реквизиты карты, код из SMS.

Также злоумышленникам важно получить от вас четкие фразы: "Да" и "Я подтверждаю". Для этого боты могут задавать такие вопросы, как: "Вы проживаете в Алматы?", "Вы совершали платежи за последние сутки?", "Вы хотите забрать свой приз?", "Вы меня хорошо слышите?", "Подтверждаете ли вы эту информацию?" и так далее. То есть боты собирают биометрические данные, которые также могут использовать в своих корыстных целях.

Мошенников можно распознать по следующим характерным признакам:

  1. Они звонят первыми и представляются кем угодно, но всегда заводят разговор о деньгах;
  2. Они придумывают любые обстоятельства и ситуации, связанные с финансами, чтобы вывести вас из равновесия (крупный выигрыш или исчезновение денег со счетов) и часто торопят, не давая обдумать свое решение;
  3. Они применяют психологические приемы, пытаясь получить ваши персональные данные и полные реквизиты карточки, включая трехзначный код с обратной стороны.

Вопрос: Ко мне позвонил якобы сотрудник банка, я не сразу понял, что это аудиозапись. Уверена, что звонили мошенники. Подскажите, как они могут использовать данную аудиозапись?

Ответ: Мошенники рассчитывают на то, что смогут с помощью аудиозаписи голоса жертвы совершать различные финансовые операции в кредитной организации, к примеру, взять заем. Однако в банках и микрофинансовых организациях, помимо такого компонента процедуры подтверждения личности, как биометрическая идентификация, существуют еще дополнительные уровни проверки. Кредитные организации используют систему скоринга.

Понятие "скоринг" существует в финансовой сфере уже давно и представляет собой систему оценки заемщика, его платежеспособности и добросовестности. Причем скоринговая система оценивает не только его доход, но и другие необходимые для выдачи кредита критерии, к примеру, способность заемщика вовремя и добросовестно погашать кредит, стаж работы, семейное положение, наличие детей, сколько раз он получал отказ от кредиторов, может даже оценивать, на какие группы в социальных сетях подписан и многое другое.

Поэтому одного только "да" для получения онлайн-кредита недостаточно. Однако, если вы успели сообщить роботу такую важную персональную информацию, как номер карточки, срок ее действия и три цифры с обратной стороны, то есть CVC/CVV-код, а также код подтверждения из SMS, тогда риск того, что вы останетесь без средств на банковском счете и с кредитами, оформленными без вашего ведома, увеличивается в разы.

Что мошенники могут сделать с вашим "голосовым слепком"? Как вариант – продать третьим лицам или использовать в целях вымогательства, к примеру, смонтировать компрометирующую вас запись и потом потребовать за нее деньги.

Голосового робота (спамера) распознать не трудно. Просто завершите разговор и заблокируйте номер. И берегите свои данные, не сообщайте их незнакомцам по телефону!

Запомните: банки и другие организации, а также сотрудники правоохранительных органов никогда не будут звонить вам, чтобы уточнить ваши персональные и платежные данные!

Обязательно предупредите своих родителей, бабушек и дедушек, а также детей, имеющих карту, чтобы никому, особенно по телефону, не сообщали реквизиты карты, в том числе код с обратной стороны, пароль к интернет-банкингу, SMS-код и не скачивали сомнительные приложения по инструкции звонящих.

Вопрос: Скажите, что это за схема обмана – через банковский перевод? То есть, когда по ошибке поступают деньги, а потом выясняется, что это происки мошенников.

Ответ: Да, существует такая схема мошенников, как ошибочный перевод. К примеру, на ваш счет поступает n-ная сумма. Следом звонит человек и сообщает, что "случайно" перечислил вам сумму, просит вернуть ее на номер, который он продиктует. Иногда такие незнакомцы даже предлагают оставить себе определенную сумму, якобы вознаграждение за беспокойство. При этом мошенники очень убедительны, и часто они применяют психологические приемы: давят на жалость, торопят.

Многие верят в рассказы мошенников и совершают обратные переводы. Однако позже выясняется, что на ваше имя оформлен кредит, и вы эти деньги получили и самостоятельно перевели.

Запомните: если на ваш счет поступили деньги от незнакомого отправителя, и вы не в курсе насчет них, позвоните в свой банк и попросите отменить перевод и вернуть средства тому, кто их отправил.

Наиболее уязвимы к данному виду мошенничества пожилые люди, а также лица с ограниченными возможностями.

В качестве превентивной меры Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка планируется внедрение в дистанционные платформы финансовых организаций сервиса "второй руки", позволяющего пожилым людям и лицам с особыми потребностями назначить себе доверенного помощника. Данное лицо будет получать уведомления об операциях клиента, и ему будет предоставлено право подтверждать или отклонять операции в течение определенного времени.

Вопрос: Я передал важную информацию о себе и своей карте мошенникам по телефону, что мне делать?

Ответ: К сожалению, люди часто сами передают важную информацию в руки мошенникам, потому что теряют бдительность и в силу различных обстоятельств способность мыслить рационально, и все анализировать.

Если вы по неосторожности передали персональные данные, информацию о своей карте третьим лицам, то незамедлительно обратитесь в свой банк, сообщите о случившемся и попросите заблокировать ваши счета и все операции. Обязательно напишите заявление в правоохранительные органы и сохраните себе копию заявления с номером и датой регистрации.

Регулярно проверяйте свою кредитную историю, даже если у вас нет займов. Потому что бывают случаи, когда мошенники могут оформить кредит по "краденным" документам. Заодно в персональном кредитном отчете можно отследить, какие финансовые организации или МФО запрашивали вашу кредитную историю без вашего разрешения. По закону один раз в календарный год каждый гражданин Казахстана может получить персональный кредитный отчет бесплатно. Для этого нужно обратиться в кредитные бюро, их в Казахстане два: Государственное кредитное бюро и Первое кредитное бюро, а также в ЦОН, или получить кредитный отчет через веб-портал электронного правительства.

Бывает, что в кредитную историю закралась ошибка. К примеру, кредитор неправильно указал какую-либо информацию. В целях защиты прав потребителей финансовых услуг и улучшения кредитной истории заемщиков Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка совместно с Первым кредитным бюро введен дистанционный процесс оспаривания информации в кредитной истории на сайте www.fingramota.kz. Оспорить информацию в кредитной истории можно также на сайтах ГКБ в разделе "Как оспорить информацию" и ПКБ в разделе "Оспаривание информации". Данная услуга для граждан предоставляется бесплатно.

Вопрос: Как можно отличить честные кредитные организации от мошенников?

Ответ: Если вам срочно понадобились деньги, и вы хотите оформить краткосрочный заем, то можете обратиться в банки или организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность. Все они осуществляют свою деятельность, которая регулируется в рамках казахстанского законодательства, и обязательно имеют лицензию Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.

Помните, что любой кредит – это большая ответственность! Вам необходимо взвесить все риски, оценить свои доходы и расходы.

Однако на рынке существуют нелегальные компании, так называемые "черные кредиторы". Поэтому будьте осторожны!

Чем это грозит вам? Кроме завышенных процентных ставок, комиссии и различных дополнительных оплат, они могут попросить первоначальный взнос за кредит.

Если вам предлагают заем на очень выгодных условиях, то убедитесь, что в договоре действительно прописаны все обещания, которые дает менеджер или которые отражены в рекламе компании.

Требования к оформлению и содержанию договора в Казахстане прописаны законодательно. Однако компании, не получившие лицензию, редко оформляют договор в соответствии с буквой закона. В своих договорах они могут прописать условия мелким шрифтом или изложить их двусмысленно, то есть формулировка условий может быть не точна и обтекаема.

Чем еще опасны такие компании? Если ваши документы попадут в руки мошенников, то они, к примеру, могут оформить кредит на ваше имя, причем не один, о котором вы узнаете не скоро, или могут попросить у вас данные банковских карт, включая CVC/CVV-коды, обнулив все ваши счета.

Помните о простых правилах при выборе кредитора:

  1. Проверьте, есть ли у организации лицензия Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка и прошла ли она учетную регистрацию в Агентстве. Наличие лицензии можно проверить на сайте финансового регулятора www.gov.kz в разделе "Деятельность";
  2. Внимательно изучите договор, прежде чем его подписывать. Помните, что, ставя подпись в договоре, вы подтверждаете, что полностью согласны с условиями, которые предлагает вам кредитная организация. Если вам что-то не понятно, то уточняйте и спрашивайте у менеджера. Не спешите сразу подписывать договор, заберите его домой, внимательно все прочитайте.

Напомним, что все финансовые организации должны пройти регистрацию и обязаны иметь лицензию Агентства на осуществление своей деятельности. На сайте Агентства размещены реестры финансовых организаций, прошедших регистрацию (перерегистрацию) и имеющие лицензию, а также список сомнительных компаний.

Вопрос: Какие правила безопасности надо соблюдать, чтобы не попасться на уловки мошенников?

Ответ: Существуют следующие простые правила безопасности, которые мы рекомендуем соблюдать:

По карточкам:

  • Не пишите ПИН-код на карте и не сообщайте его другим, не вводите его нигде, кроме банкоматов и POS-терминалов;
  • Никому не сообщайте полные реквизиты своей карты и не выкладывайте ее фотографии в Сети или мессенджерах. Если кто-то хочет перевести вам деньги, ему нужен только номер карты или просто номер телефона;
  • Подключите сервис SMS/Push-уведомлений, чтобы оперативно получать данные транзакций по своим картам, и внимательно читайте их содержимое. Если пришло сообщение об операции, которую вы не совершали, не вводите пароль и позвоните в банк;
  • Узнайте в банке и при наличии возможности попросите включить функцию 3D-Secure (VISA) или SecureCode (MasterCard) для своей платежной карты.

При онлайн-оплате:

  • Если вы собираетесь совершить покупку в Сети, убедитесь, что сайт действительно принадлежит интернет-магазину и внимательно проверьте написание сайта в адресной строке, он должен начинается с HTTPS и символа закрытого замка;
  • Заведите отдельную карту, предназначенную только для покупок в интернете;
  • Если вы ввели данные карты на сомнительном сайте или сообщили их по ошибке мошенникам, то позвоните в банк для немедленной блокировки карты.

Персональные данные:

  • Никогда не озвучивайте и не отправляйте незнакомым людям свои персональные данные, включая копии документов, удостоверяющих личность;
  • Воздержитесь от участия в сомнительных интернет-конкурсах и лотереях, в которых требуется дать персональную информацию;
  • Используйте сложные пароли для своей электронной почты и личных кабинетов на сайтах. Пароли должны быть разными, содержать более 10 символов, с прописными и строчными буквами, цифрами и специальными символами. Если пароль несет для вас некий смысл, то вы сможете его легко запомнить. И, конечно же, храните его в тайне.

Мобильные приложения:

  • Воздержитесь от установки на свои электронные устройства сомнительных программ;
  • Скачивайте приложения на свои гаджеты только из официальных магазинов;
  • Используйте лицензионное антивирусное программное обеспечение на устройствах, с которых подключаете сервисы интернет-банкинга.

Берегите свои данные, свои деньги и соблюдайте цифровую гигиену!