/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 23 954,47 KASE 2 253,53
FTSE 100 5 655,91 DOW J 23 224,00
РТС 1 107,16 Алюминий 1 464,50

Развитие обрабатывающей промышленности в Казахстане – утопия или реальность?

Государственная поддержка казахстанским предпринимателям оказывается преимущественно в виде предоставления льготного финансирования.

20 Февраля 2020 13:09 4534

Развитие обрабатывающей промышленности в Казахстане – утопия или реальность?

Автор: Жанболат Досжанов

Но данная поддержка не является высокоэффективной, так как производственные мощности обрабатывающей промышленности не задействованы в полном объеме ввиду ограниченного доступа к рынкам сбыта.

Очень много говорится о том, что необходимо увеличить долю местного содержания в госзакупках. Президент РК Касым-Жомарт Токаев высказал критику в отношении развития местного содержания в ходе заседания Совета национальных инвесторов, прошедшего 24 мая 2019 г. в г. Нур-Султане. По его словам, доля местного содержания в госзакупках остается низкой, всего 34%. Объем госзакупа превышает 14 трлн тенге и, учитывая, что данные средства являются деньгами налогоплательщиков, президент РК убежден, что они должны идти на развитие национальной экономики и повышение благосостояния населения.

В реальности же складывается впечатление, что лица, ответственные за проведение госзакупа, стараются всеми силами препятствовать предоставлению государственного закупа отечественным производителям.

В частности, при строительстве легкоатлетического спортивного комплекса в одном из крупных городов Казахстана при выборе поставщика облицовочного камня между казахстанским производителем и китайским поставщиком предпочтение отдалось китайскому производителю, несмотря на то, что цены были сопоставимы. При этом качество казахстанского производителя было лучше, учитывая, что его продукция изготавливается из природного камня.

К слову, у этого казахстанского производителя на протяжении последних двух месяцев отсутствуют заказы, в то время как необходимо ежемесячно выплачивать льготный кредит в размере 5 млн тенге и выплачивать заработную плату работникам. На сегодняшний день в штате компании числится порядка 40 человек. Но важно понимать, что так долго продолжаться не может, и, если у данной компании и далее не будет заказов, она обанкротится, весь ее штат останется без источников дохода, а полученный льготный кредит перейдет в категорию невозвратных. И количество таких компаний, которые оказались в аналогичной ситуации, может достигать нескольких тысяч. То есть это глобальная проблема в масштабах страны, которую надо решать незамедлительно.

Также при строительстве международного терминала аэропорта и железнодорожного вокзала в одном из крупнейших городов Казахстана, застройщики не использовали камень казахстанского производства. В результате более 1 млрд тенге бюджетных средств было благополучно направлено за границу, а не на развитие бизнеса отечественных производителей камня.

Чтобы избежать подобных случаев в дальнейшем, необходимо выставлять требование строительным компаниям закупать материалы у отечественных товаропроизводителей. В России поддержка отечественного товаропроизводителя оказывается гораздо лучше. На примере производителей облицовочных плит из природного камня, в России руководствуются ГОСТ 9480-2012 «Плиты облицовочные из природного камня». Условное обозначение облицовочных плит согласно пункту 3.1.9 данного ГОСТ включает в себя наименования производителя, изделия и месторождения. Другими словами, уже на этапе проектирования указывается наименование отечественного производителя, у которого будут закупаться строительные материалы, и это не противоречит нормам ЕАЭС. Данный ГОСТ введен в действие на территории РК с 3 октября 2014 г., но, тем не менее, упорно игнорируется при осуществлении закупа облицовочных плит.

В таких ситуациях сложно понять, какой логикой руководствуются те, кто отвечает за госзакуп. С одной стороны, хочется восхититься их отвагой, ведь, несмотря на критику, высказываемую президентом страны, они отдают заказы иностранным поставщикам, притом что отечественный производитель может произвести аналогичную продукцию по сопоставимой цене. С другой стороны, они лишают заказов производителей, которые платят налоги в бюджет государства, платят заработную плату своим работникам на содержание семей. Другими словами, многие социальные проблемы, которые возникают на уровне государства, могли бы не возникнуть, если бы отечественных производителей обеспечивали заказами в полной мере. Невольно напрашивается вывод, что в данных ситуациях присутствует коррупционная составляющая.

Помимо трудностей с доступом к госзакупкам, казахстанские производители также сталкиваются со сложностями с размещением своей продукции на полках супермаркетов. Крупные торговые сети предпочитают работать с известными брендами нежели с продукцией отечественных производителей, которая неизвестна широкой публике. С этой проблемой сталкиваются практически все предприятия малого бизнеса, представляющие различные отрасли, в том числе производители пищевой промышленности, производители мыломоющих средств, производители туалетной бумаги и других средств гигиены и т. д.

В данной ситуации ущемляются права отечественных товаропроизводителей, так как налицо дискриминационные проявления. С другой стороны, это несправедливо по отношению к потребителю. Ни для кого не секрет, что из-за девальваций покупательская способность населения существенно снизилась. В этой связи для потребителя необходимо иметь возможность покупать более доступные местные аналоги брендовой иностранной продукции. То есть решение этой проблемы не только позволит развить обрабатывающую отрасль Казахстана, но и частично решить социальные проблемы населения.

Что делать?

Для развития обрабатывающей промышленности Казахстана недостаточно ограничиваться только предоставлением льготного финансирования. Необходимо проводить планомерную работу по обеспечению казахстанских производителей рынками сбыта.

На сегодняшний день Правилами внутренней торговли РК, утвержденными приказом министра национальной экономики от 27 марта 2015 г. № 264, предусмотрено размещение продовольственных товаров отечественного производства на торговой площади не менее 30% от общей торговой площади, занятой продовольственными товарами. С целью увеличения доли местной продукции на полках супермаркетов необходимо распространить данное требование на все виды продукции, размещаемой в супермаркете, и регулярно контролировать его исполнение. В перспективе необходимо повысить обязательную долю с 30% до 60%. В этом случае супермаркеты будут искать местных товаропроизводителей, чтобы разместить их продукцию на полках и выполнить данное требование. Только так в Казахстане будет наблюдаться развитие обрабатывающей промышленности.

Для повышения доли местного содержания в госзакупках местным исполнительным органам необходимо четко понимать, какие предприятия действуют в регионе. Данные комитета статистики не являются достоверным источником в данном случае. В крупных городах из числа всех действующих предприятий обрабатывающей промышленности, по данным комитета по статистике, менее 50% платят налоги в бюджет на сумму свыше 100 тыс. тенге в год и менее 25% – свыше 1 млн тенге в год. Это указывает на высокую долю теневой экономики. Соответственно, нужно определить пул предприятий обрабатывающей промышленности региона, которые стабильно платят налоги и которые нужно развивать.

В целом у предпринимателей складывается впечатление, что местные исполнительные органы бездействуют и не выполняют своих прямых обязанностей. На самом же деле руководство регионов очень заинтересовано в развитии обрабатывающей промышленности, так как это есть ключевой показатель их деятельности. В большинстве случаев предприниматели взаимодействуют с исполнителями (эксперты, главные эксперты, руководители отделов и т. д.). Эти сотрудники в силу своей загруженности рутинными заданиями и в силу того, что не могут самостоятельно решить проблемы предпринимателей на своем уровне, оставляют их вопросы нерешенными. В связи с чем у населения возникает подрыв доверия к местным исполнительным органам в лице акима и к правительству в целом. Таким образом, необходимо внедрять новые меры и механизмы, которые могли бы повысить авторитет местных исполнительных органов в глазах предпринимателей.

Необходимо выделить отдельную и независимую команду из трех-четырех человек (команда), желательно не из государственной службы, и сделать ее подотчетной руководству региона. Данная команда должна заниматься только развитием обрабатывающей промышленности и оперативно решать все проблемы, с которыми сталкиваются предприятия. В частности, проблемы с получением госзакупа, размещением продукции в супермаркетах, получением льготного финансирования, получением каких-либо государственных услуг и т. д.

На сегодняшний день Региональная палата предпринимателей (РПП) оказывает поддержку предпринимателям, но данный институт оказывает поддержку всем предпринимателям, в том числе занятым в сфере услуг, команда могла бы сфокусироваться исключительно на предприятиях обрабатывающей промышленности. Также зачастую РПП просто не в силах решить ряд вопросов, так как для их решения может потребоваться политическая воля или из-за того, что идет огромный поток и не всегда успевает обрабатывать все запросы. Команда же могла бы эскалировать проблемы руководству региона, и в этом случае решения находились бы моментально.

Команда получала бы план закупок государственных и квазигосударственных компаний, определяла бы товарные позиции, которые могут производить местные товаропроизводители, и в ручном режиме отдавала бы эти заказы местным предпринимателям. В случае если госзаказ будет отдаваться иностранным производителям, эскалировать данные явления на уровень руководства области со всеми вытекающими последствиями.

Как совершенно справедливо отметил президент РК, в 2015 году был принят новый закон о госзакупках, но ситуация в данной сфере не улучшается. Очевидно, что старые подходы не работают. Новые решения, новые люди могут развить и вывести на новый уровень обрабатывающую промышленность Казахстана.

Имея список всех действующих производителей региона, команда должна будет содействовать в заключении договоров между самими производителями на поставку товаров. К примеру, обеспечить прямую поставку сырья от крестьянских хозяйств к переработчикам. В данной цепочке очень важно устранить всех посредников. Данная мера приведет к удешевлению продукции, производимой переработчиками, и повысит их конкурентоспособность на рынке.

За благоприятное решение проблем товаропроизводителей команда могла бы выставлять им встречное условие по увеличению штата и повышению заработных плат работникам. Эта мера позволит решить ключевые вопросы, стоящие на повестке у правительства: создание рабочих мест и повышение доходов населения.

Ключевыми показателями деятельности команды могли бы выступать увеличение налоговых поступлений, количество созданных рабочих мест и увеличение доходов работников предприятий обрабатывающей промышленности. В случае невыполнения этих ключевых показателей нужно менять членов команды без каких-либо компромиссов.

Развитие обрабатывающей промышленности в Казахстане – утопия или реальность? При разработке программных документов развития регионов и отраслей целевые индикаторы, как правило, занижаются ведь их нужно будет достигать. Ключевой аргумент в таких случаях, который используют разработчики, – это отсутствие новых производств, за счет которых можно было бы достичь данные показатели. При этом никто не задумывается, что на сегодняшний день предприятия обрабатывающей промышленности загружены на менее чем 50% от своих производственных мощностей в связи с ограниченным доступом к рынкам сбыта. Поэтому показатели обрабатывающей промышленности можно увеличить в два раза, не привлекая дополнительных инвестиций. Главное, правильно подойти к решению проблем с рынками сбыта товаропроизводителей.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: