Совершенно секретно: какие данные нельзя сообщать третьим лицам

26 Августа 2021 11:00 3876

Совершенно секретно: какие данные нельзя сообщать третьим лицам

Автор: Александр Терентьев

Персональные данные в открытом доступе всегда привлекают мошенников. Поэтому нужно быть аккуратнее и не передавать важную информацию о себе, а также реквизиты своей платежной карты незнакомым людям и не публиковать их в Интернете.

Что такое персональные данные?

Некоторые люди считают, что к персональным данным относятся только данные в официальных документах, например в удостоверении личности или паспорте. Но на самом деле это все, с помощью чего можно идентифицировать человека: Ф. И. О., ИИН, адрес, телефон, фото-, видеоматериалы, физиологические особенности и многое другое.

Согласно Закону РК «О персональных данных и их защите», персональными данными считаются сведения, относящиеся к определенному или определяемому на их основании субъекту персональных данных, зафиксированные на электронном, бумажном и (или) ином материальном носителе.

 Персональные данные, согласно ст. 6 и 15 вышеуказанного закона, по доступности подразделяются на общедоступные и ограниченного доступа.

Общедоступные – это персональные данные, доступ к которым является свободным с согласия субъекта или на которые в соответствии с казахстанским законодательством не распространяются требования соблюдения конфиденциальности. К примеру, источники таких персональных данных – это разного рода биографические справочники, телефонные, адресные книги, общедоступные электронные информационные ресурсы, СМИ.

К персональным данным ограниченного доступа относятся установочные данные лица (фамилия, имя, отчество, год, дата рождения, национальность), сведения о месте жительства (место регистрации), индивидуальном идентификационном номере (ИИН), документах, удостоверяющих личность (номер), и другие. Доступ к этим данным ограничен законодательством Республики Казахстан. Они-то как раз и представляют наибольший интерес у финансовых мошенников. Чтобы раздобыть недостающую информацию, они прибегают к методам социальной инженерии: подделывают номера банков и звонят к их клиентам якобы от лица службы безопасности, присылают письма с вирусом, клонируют страницы известных магазинов и иных организаций.

Как персональные данные попадают к мошенникам?

Как правило, банки и иные финансовые организации используют надежную систему защиты, которую постоянно обновляют, и контролируют этот процесс. Однако злоумышленникам не составляет труда взломать базы данных мелких организаций, к примеру интернет-магазинов, отелей, различных сервисных компаний.

В основном люди, сами того не подозревая, передают личные сведения о себе третьим лицам. К примеру, публикуют личную информацию в Сети. Они выставляют свои фотографии в соцсетях, указывают свое местоположение, скачивают нелицензируемые приложения, которые считывают информацию об их владельцах и передают мошенникам. Любители конкурсов, розыгрышей и другой халявы чаще становятся жертвами мошенников. На фишинговых страницах они с готовностью оставляют данные о себе, а порой и своей платежной карты. В соцсетях и мессенджерах некоторые пользователи публикуют свои номера (сотовые или городские) или указывают свой ИИН. Сегодня существует масса приложений, которые, используя эту информацию, могут предоставить подробные сведения об аккаунтах в социальных сетях, наличии штрафов, налогов и другие любопытные детали. Мошенникам остается только собрать из них пазл.

Как мошенники используют эти данные?

Зная свою жертву в лицо, мошенники начинают точечные финансовые атаки и используют многоступенчатые схемы обмана. Они могут позвонить ей и, применяя психологическое давление, выведать код с обратной стороны карты, а также код из SMS. Не пройдет и нескольких минут, как все средства на карте и счете жертвы утекут в карман аферистов.

Либо же мошенники могут выявить предпочтения жертвы и настроить под них свои фишинговые сайты. К примеру, это может быть участие в псевдоопросах, гивах (розыгрыши с большим количеством спонсоров. – Прим. ред.) от известных блогеров. Или злоумышленники могут скинуть SMS с сомнительной ссылкой, причем с поддельного короткого номера, идентичного номеру банка, в котором обслуживается их жертва. Вариантов может быть множество. Цель мошенников одна – выведать персональные и платежные сведения жертвы и обнулить банковский счет.

Чтобы уберечь свои данные и деньги от финансовых мошенников, следует помнить простые правила безопасности:

  1. Никогда, ни под каким предлогом не сообщайте никому: пароли, логины, коды и другие личные данные (ИИН, номера удостоверения личности, паспорта, реквизиты платежной карты: код с обратной стороны, номер карты, срок действия и т. д.).
  2. Не передавайте никому и не оставляйте под залог свой документ, удостоверяющий личность; не публикуйте в социальных сетях фотографии своих документов и не рассылайте их третьим лицам по Whats App, Telegram,Viber и другим мессенджерам.
  3. Не высылайте свои данные для участия в сомнительных интернет-конкурсах и лотереях.
  4. Не переходите по ссылкам в письмах, пришедших на электронную почту, лучше сразу заблокируйте их.
  5. Прежде чем пройти регистрацию на подозрительных сайтах, проверьте их адрес, который должен начинаться с https:/.
  6. Если вы сомневаетесь в существовании организации, которая, к примеру, проводит розыгрыш, свяжитесь с ней по официальному номеру и уточните информацию.
  7. Если вам звонит менеджер банка и пугает мошенническими атаками на ваш счет либо сообщает о выигрыше в конкурсе, завершите разговор и позвоните в call-центр банка, чтобы уточнить детали.
  8. Для совершения покупки в онлайн-магазине убедитесь, что данный сайт действительно фиксируется как интернет-магазин. Желательно завести отдельную карту именно для таких покупок.
  9. При открытии счета или карты подключите услугу SMS или push-уведомлений об операциях.
  10. Используйте сложные пароли в своем мобильном банковском приложении, а также для почты и аккаунтов в соцсетях. Пароли должны быть разными.

Что делать, если вы сообщили мошенникам персональную информацию?

Нужно срочно заблокировать свою карту и поменять пароли от личного кабинета в банковском приложении, от электронной почты, соцсетей. И непременно обратиться в свой банк, а также правоохранительные органы, если мошенники успели снять деньги с вашего счета. Карту банк заблокирует, и ее придется перевыпустить. Также обязательно запросите кредитный отчет, чтобы убедиться, что мошенники не оформили на ваше имя фиктивный заем.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Материалы по теме:

×