В начале 2000-х годов, с ростом популярности интернет-торговли, стало ясно, что традиционные методы доставки товаров, такие как курьерская доставка на дом, могут быть не всегда удобными для покупателей. Многие клиенты были заняты на работе или не могли остаться дома, чтобы получить заказы.
В 2001 году компания Deutsche Post DHL в двух городах Германии впервые установила 24 постамата – Packstation. Это были умные пункты выдачи, представляющие собой ряд почтовых ячеек и автоматов для самостоятельной выдачи посылок покупателям. Это оказалось настолько удобно, что Packstation стала набирать популярность среди покупателей и продавцов в Германии, и к концу этого же года их насчитывалось уже 75. На сегодняшний день, по данным DHL, только в Германии установлено более 12000 Packstation, где клиенты могут круглосуточно забирать определенные товары и отправлять их самостоятельно. В июле 2022 года количество зарегистрированных клиентов превысило 19 миллионов.
2001 года
2001 года
сегодняшний день
клиентов к 2022 году
Другие страны достаточно быстро подхватили идею постаматов. В 2006 году Post.24-Station появились в Австрии, затем в течение 5-6 лет они появились в Ирландии, Великобритании, Финляндии, Латвии, Польше и других европейских странах, затем в Канаде, США, Австралии, ОАЭ и т.д.
В 2021 году постаматы окончательно перестали быть чем-то инновационным. Теперь их можно найти даже в небольших городах, а в миллионниках они вообще встречаются на каждом углу.
В Казахстане на сегодняшний день (по оценкам автора) установлено более 4000 постаматов, в России больше 15000, в Китае около 200 000 постаматов.