Позиция Казахстана в рейтингах
оценки качества образования

В какой стране лучшая система образования в мире? В рейтинге стран с лучшей системой образования, 2020 год («Best Countries for Education System») Казахстан занял 62-е место из 93 в мире. Индекс качества равен 51.0, Индекс возможностей — 43.65 из 100. Индекс качества системы образования оценивает государственную систему образования и оценивает больше высшее образование. Индекс возможностей оценивает уровень грамотности взрослых, показатели выпускников школ, показатели начальной и средней школы, долю государственных расходов на образование от ВВП и др. параметры.

Лучшими странами в сфере образования были названы Великобритания (Индекс качества 78.2, Индекс возможностей 69.79), США, Австралия, Нидерланды, Швеция. Замкнула рейтинг с наихудшими показателями Ботсвана (Индекс качества 27, Индекс возможностей 40.16). Казахстан участвует в нескольких международных исследованиях в области образования: PISA, TIMSS, ICILS.

PISA

– современной экономике необходимы люди, применяющие академические знания и навыки на высоком профессиональном уровне. Инструментарий PISA предоставляет возможность замерять эти навыки, определить, в какой степени участники исследования могут экстраполировать полученные знания и применять их в жизненных ситуациях. Такие компетенции участников оцениваются по трем направлениям – математическая, читательская и естественно-научная грамотность. Как отмечают авторы отчета PISA, на протяжении всех лет участия в PISA значительной доле 15-летних казахстанских обучающихся не удается преодолеть пороговый уровень грамотности по всем трем направлениям исследования, а показатели стабильно отстают от стран ОЭСР (Казахстан участвует с 2009 года). В 2018 году казахстанские 15-летние школьники набрали 387 баллов по читательской грамотности (54-е место из 78), 397 – по естественнонаучной грамотности (69-е место), 423 балла по математической грамотности (54-е место из 78). Из 6 уровней сложности большинство учащихся выполнили задания 1‑го и 2‑го уровней, что определило Казахстан в группе стран с низкой функциональной грамотностью.

ICILS

– исследование компьютерной и информационной грамотности учеников 8‑х классов. По последним данным исследования, проведенного в 2018 году, выявлено, что ни один ученик не смог выполнить сложные задания 4-го уровня, основная доля – 54% школьников 14 лет не достигли минимального уровня IT-грамотности, 27% выполнили задания первого уровня, 15% второго уровня, 4% справились с третьим уровнем сложности.

TIMSS

– исследование знаний учащихся 4-х и 8-х классов по математической и естественнонаучной грамотности. Согласно результатам исследования TIMSS-2019 казахстанские учащиеся показывают более высокие результаты по математике в сравнении с естественнонаучными дисциплинами. Доля учащихся как 4-х, так и 8-х классов, выполняющих задания высокого и продвинутого уровня сложности, значительно ниже показателей стран-лидеров. Качество образования в сельских школах все еще остается низким в сравнении с городскими (разрыв от 17 до 33 баллов). Исследование TIMSS, помимо достижений учащихся, помогает выявить факторы, влияющие на уровень знаний. Исследуется влияние безопасности школ, буллинга, школьных ресурсов, использование технологий на качество знаний.

Безопасность и качество знаний
  • Достижения учащихся школ, директора которых отметили отсутствие проблем с дисциплиной и безопасностью, превышают результаты учащихся тех школ, где наблюдаются серьезные проблемы.
  • Учащиеся 4‑х классов, которые никогда/почти никогда не подвергались буллингу, показывают лучшие баллы успеваемости по сравнению с детьми, испытавшими буллинг. Достижения учащихся 8-х классов незначительно различаются в зависимости от подверженности буллингу. Среди четвероклассников чаще всего распространены такие виды буллинга, как насмешка (ежемесячно или еженедельно испытывают 27% детей), намеренное исключение из совместных действий (26%), распространение слухов (21%) и физическое насилие (17%), 6% учащихся сталкиваются со случаями рассылки неприличных фотографий. Среди учащихся 8-х классов чаще всего встречаются распространение слухов и насмешка. В среднем 24% восьмиклассников от нескольких раз в год до нескольких раз в неделю сталкиваются с негативными комментариями касательно их внешности, 34% - с намеренным распространением о них неправдивых слухов, 4% подвергались физическому насилию.
Школьные ресурсы и качество знаний
  • недостаточное количество ресурсов или их несоответствие значительно сказывается на результатах по естествознанию. Разрыв в достижениях между учащимися 4-х классов, на которых не влияет или сильно влияет нехватка ресурсов, составил 8 баллов, в 8-х классах 27 баллов в пользу учащихся где нет проблем со школьными ресурсами. Школы испытывают недостаток оборудованных кабинетов химии, физики, биологии.
  • 25% учащихся обучаются в школах, где наблюдается сильное влияние недостаточного количества квалифицированных учителей математики и естествознания.
  • 25% учащихся посещают школы, директора которых отметили сильное влияние на учебный процесс недостаточного количества учебных материалов и технологически компетентного персонала.
TALIS

- Международное исследование TALIS является самым масштабным международным исследованием, которое изучает условия работы педагогов и образовательную среду в школах. Исследование показало, что в казахстанских школах основными барьерами, препятствующими развитию качественного образования, являются: нехватка или несоответствие стандартам цифрового оборудования, используемого в преподавании (45%), ограниченный доступ к сети Интернет (39%) и нехватка или несоответствие требованиям инфраструктуры школы (35%), потребность в прохождении курсов по IT-навыкам (30%). В свою очередь, по мнению директоров стран ОЭСР, наиболее распространенными проблемами являются недостаточность вспомогательного персонала (33%), дефицит учителей, способных обучать учащихся с ООП (32%), нехватка времени для педагогического лидерства (32%). Очевидно, что по сравнению со странами ОЭСР казахстанские школы все еще испытывают потребность в таких базовых вещах, как обеспечение цифровым оборудованием, наличие доступа к Интернету, инфраструктура школы.

Одним из показателей оценки качества образования является удовлетворенность получаемым образованием с точки зрения бенефициара. Согласно данным официальной статистики РК, лишь половина населения страны старше 15 лет удовлетворены качеством среднего образования, доля удовлетворенности в 2023 году составила 50,3%. Справедливости ради отметим, что на протяжении пяти последних лет, наблюдается незначительный рост удовлетворённости (за исключением Ковид периода – 2021 год). Однако показатель, не превышающий 50% не вселяет оптимизма и слабо придает уверенность в качество отечественного образования. Показатель удовлетворенности доступностью образовательных услуг в среднем образовании несколько выше, 59,7% в 2023 году, но также дает понимание, что не всем школьникам страны доступны качественные образовательные услуги.

Отметим, что стратегический показатель удовлетворенности населения качеством образования, отражённый в Национальном проекте «Качественное образование «Образованная нация», в 2021 году был определен на уровне 68,4%, в 2022 г. – 71,3%, в 2023 г. – 74,2%. Сопоставляя с фактическими данными, мы видим, что стратегические цели не достигнуты, к сожалению.