Около 150 тысяч детей в РК имеют статус "с особыми образовательными потребностями"

23032

Почти 12 тысяч детей с особыми потребностями обучаются на дому.

Около 150 тысяч детей в РК имеют статус "с особыми образовательными потребностями"

Включить в Закон "Об образовании" понятие "дети с особыми образовательными потребностями" (ООП) и разработать механизм оценки особых потребностей предложили в Национальном научно-практическом центре коррекционной педагогики. По словам руководителя центра Галии Абаевой, от этого зависит "финансовый ранец", выделяемый государством на каждого ребенка. Финансовый ранец на ребенка с особыми образовательными потребностями выше, чем для обычного ребенка.

"Дети с ООП – очень большая и разнородная группа, не в равной степени нуждающиеся в поддержке. К примеру, ребенку-мигранту достаточно небольшой социально-педагогический поддержки, тогда как ребенку с нарушением зрения необходим отдельный педагог, постоянное коррекционное сопровождение, специальные программы и учебники. То есть уровень поддержки будет намного выше. Поэтому оценивать уровень поддержки необходимо", – отметила она в рамках своего выступления на августовском совещании, состоявшемся сегодня в Астане.

В Национальном научно-практическом центре коррекционной педагогики предложили дополнить понятие "ребенок с особыми образовательными потребностями" в соответствии с определениями, рекомендуемыми странами ОЭСР, где лица с ООП – это дети, испытывающие постоянные трудности в получении образования вследствие: ограниченных возможностей развития – нарушение слуха, зрения, речи; поведенческих и эмоциональных проблем; средовых факторов – экономических, социальных, культурных, состояние тематического здоровья.

"Здесь очень важно разграничивать понятие на местах. В некоторых управлениях идет путаница, подменяется понятие ребенок с инвалидностью на ребенка с особыми образовательными потребностями. Это не всегда одно и то же. Например, у ребенка может быть диабет, и из-за этого у него инвалидность третьей группы, но при этом этот ребенок не нуждается в какой-то значительной коррекционной поддержке, кроме какого-то щадящего гигиенического режима и щадящего режима поведения. А ребенок, не имеющий инвалидности, но имеющий речевое нарушение, будет нуждаться в коррекционной поддержке. То есть необходимо вот эти понятия разграничивать. Для этого нужны эти понятия и оценка механизма ее реализации", – сказала она.

Галия Абаева напомнила, что во всем мире показателями реализации принципа инклюзивного образования считаются: наличие законодательной базы, отсутствие нормативно-правовых препятствий, охват обучением и воспитанием детей с ООП, реализация мер по раннему выявлению и помощи этой категории детей, проведение массовой школы, системных преобразований учебно-образовательного процесса, сохранение и развитие сети специальных организаций образования для оказания специальных образовательных услуг и подготовка педагогических кадров.

Отметим, Казахстан ратифицировал ряд международных документов: конвенции о правах ребенка, о борьбе с дискриминацией в области образования, о правах инвалидов. Законодательная база РК, по словам Галии Абаевой, также приведена в соответствие с международными нормативными актами, что отражено в Законах: "Об образовании", "О социальной защите инвалидов", "О социальной медико-педагогической и коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями".

"Поскольку все эти документы принимались в разное время, начиная с 2000 года, в некоторых документах существуют разночтения. Даже в названии этих детей где-то написано с особыми образовательными потребностями, где-то – с ограниченными возможностями. Время вносит свои коррективы, и необходимо их дополнять и вносить изменения. На наш взгляд, это позволит в будущем более точно проводить оценку особых потребностей", – поделилась она своим мнением.

По статданным Национального научно-практического центра коррекционной педагогики, на 1 января 2018 года в Казахстане зарегистрировано 147396 детей и подростков с ООП, что на три тысячи больше, чем в прошлом году. Удельный вес популяции детского населения составляет менее 3% (по обращаемости). Возрастной состав детей с ООП следующий: ранний возраст – менее 5% от общего количества, это порядка семи тысяч детей, дошкольный возраст – 29%, около 43 тысяч детей, и школьный возраст – почти 98 тысяч, это абсолютное большинство.

Если брать информацию по видам нарушений, то абсолютное большинство – это дети с задержкой психического развития, почти 32% от общего количества детей. Все эти дети, по словам Галии Абаевой, в подавляющем большинстве интегрированы в общеобразовательную среду. Дети с нарушениями речи – 26%, третье место занимают дети с умственной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата, примерно по 13% от общего количества выявленных детей.

Алина Альбекова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться