Айкын Конуров: "Нельзя допустить, чтобы ФОМС стал новой социальной бомбой замедленного действия"

9088

Важнейшая социально-экономическая реформа нынешнего года – внедрение обязательного медицинского страхования. Она пока пребывает в тени легализации и приватизации, хотя касается не узкого круга состоятельных лиц, а всех без исключения казахстанцев

Айкын Конуров: "Нельзя допустить, чтобы ФОМС стал новой социальной бомбой замедленного действия"

Во всем мире медицинские услуги неуклонно дорожают, и тянуть такие расходы сложно даже государству, не говоря уже об отдельно взятом среднестатистическом гражданине. Поэтому найден выход – фонд медицинского страхования, который должен сделать услуги здравоохранения доступными для всех работающих. Наличие медицинской страховки – это краеугольный камень социального  благополучия.

В Казахстане тенденции такие же: здравоохранение дорожает.  И, несмотря на то, что у большинства казахстанцев слова "фонд обязательного медицинского страхования" вызывают не самые лучшие ассоциации – еще не стерся из памяти крах ФОМС в конце 90-х – у нашего государства не было иного выхода, как снова вернуться к этой системе. Особенно сейчас, когда доходы бюджета резко "просели", и финансировать качественную медицину с каждым днём становится накладно. Да и людям со средней зарплатой многие медицинские услуги тоже уже не по карману. Обязательное медицинское страхование должно снять нагрузку с бюджета и одновременно обеспечить социальные гарантии населению.

Так как же будет работать эта система? Оплата медицинских услуг ведётся за счет денег, собираемых в виде взносов. Все работодатели платят обязательные взносы за своих работников. Индивидуальные предприниматели и те, кто ведет частную практику, платят за себя сами. Государство платит за социально уязвимые категории граждан, тех, кто не имеет своих источников доходов. Все отчисления поступают в фонд обязательного медицинского страхования. За эти средства фонд закупает услуги медицинских организаций, которые, в свою очередь, обязуются лечить граждан. Фонд должен будет следить за тем, чтобы медицинские организации оказывали услуги в надлежащем количестве и качестве. Схема теоретически понятная и обоснованная. Однако сама по себе процедура закупа услуг – один большой риск. Здесь проблемным является все – от установления обоснованных цен до объективного выбора поставщика медицинских услуг и контроля за их качеством. Не хочу быть пессимистом, но на практике все эти моменты неизбежно будут вызывать споры.

Помимо организационно-медицинской, есть и финансовая сторона вопроса. ФОМС сам по себе - это не столько фонд, сколько закупщик медицинских услуг. Все поступающие в виде взносов деньги, однозначно, не будут потрачены на оплату медуслуг, а значит, образуется свободный капитал, который нужно будет инвестировать. Этим займется Национальный банк, который возьмет активы фонда в доверительное управление. Как мы видим, финансовая конструкция аналогична  накопительной пенсионной системе. В обоих случаях – обязательные взносы, единый государственный фонд и Нацбанк, как управляющий. Следовательно, система обязательного медицинского страхования подвержена тем же рискам, что и накопительная пенсионная система. Во-первых, низкий уровень зарплат большинства казахстанцев (средняя зарплата сейчас составляет 430 долларов) означает низкий уровень накоплений в фонде, что ставит под сомнение его достаточность для покрытия медицинских расходов. А ведь платить, в отличие от пенсий,  придется сразу.

Во-вторых, неполный охват населения. За почти два десятилетия работы пенсионной накопительной системы вне сферы ее действия до сих пор остается внушительная доля населения. Понятно, что, то же самое произойдет и с системой обязательного медицинского страхования. В результате появится слой людей, лишенных доступа к нормальной медицине. И нужно сделать все, чтобы не допустить новой "социальной бомбы замедленного действия". 

В-третьих, невысокая эффективность управления собранными средствами. Мы так и не научились управлять пенсионными накоплениями. В итоге активы ЕНПФ решено все же передать от Нацбанка частным управляющим компаниям. А теперь наступаем на те же грабли, создавая новый финансовый институт, и передавая тому же Нацбанку.

Есть еще и валютный риск. Быстрое обесценивание тенге увеличило разрыв между реальными доходами населения, которые или незначительно подросли, или остались на месте, и стоимостью лечения, которое подорожало значительно, особенно лекарства и медтехника. Поэтому требуется механизм защиты средств ФОМС, которые будут собираться исключительно в тенге.

Сама по себе система медицинского страхования – разумный инструмент, который обеспечивает социальную справедливость и защищенность. Но только в том случае, если будут сняты названные выше риски. Нужен полный охват населения, эффективное управление накопленными средствами, жесткий медицинско-экономический контроль закупаемых услуг медорганизаций. У нас ставка делается на административный нажим. То есть, создается не страхование, а накопительная медицинская система. Настоящее страхование основано на том, что работодатель или сам работающий осознанно делает отчисления, чтобы защитить свое здоровье. Для этого ему создаются стимулы, в обществе выращивается культура страхования. У нас подобная работа не ведется, и даже попыток не предпринимается. Отсюда и высокая степень общественного недоверия к предлагаемой системе. Чтобы это преодолеть, понадобится полная подотчетность работы ФОМС, прозрачность при выборе медорганизаций, и создание институтов общественного контроля за качеством медицинских услуг.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться