Были импортерами – станут экспортерами

Клара Ларина Клара Ларина
16967

Единственный отечественный производитель детских пластмассовых игрушек расширяет географию сбыта своей продукции.

Были импортерами – станут экспортерами Фото: Клара Ларина

Шымкентская компания NAVRUZ PLASTIC намерена запустить в этом году первую в Казахстане фабрику по производству детских пластмассовых игрушек. Как сообщил abctv.kz директор предприятия Шухрат Юлдашев, строительство фабрики было начато в прошлом году на территории индустриальной зоны "Оңтүстік".

"Под проект был выделен участок земли в 1 га. В месяц на фабрике предполагается выпускать 25-30 тыс. штук пластмассовых игрушек разных видов. Общая стоимость проекта –80 млн тенге. Половину этой суммы составили кредитные, вторую половину – наши собственные средства. Оборудование частично уже закуплено", – проинформировал он.

Необходимость строительства новой производственной площадки была обусловлена растущими потребностями в увеличении объемов производства и расширении ассортимента. Ее запуск будет знаменовать значительное укрупнение предприятия, перерастание из цеха в фабрику.

В целом историю успеха компании NAVRUZ PLASTIC можно назвать стремительной: притом что игрушки под этим товарным знаком начали выпускаться всего три года назад.

Само появление первого отечественного предприятия по выпуску игрушек стало плодом радикальной трансформации семейного бизнеса Шухрата Юлдашева и Рабиги Байтемировой: бывшие продавцы зарубежных игрушек стали производителями. С середины 1990-х годов они занимались оптовой торговлей различных товаров, привезенных из Узбекистана, Китая, Ирана и России, в том числе пластмассовых игрушек.

Последние пользовались неизменным спросом. Это, а также трудности, нередко возникающие при закупке и транспортировке продукции из-за рубежа, курсовых колебаниях валют, в конце концов, подвигли супругов к идее организации производства игрушек в Казахстане.

"Мы рассуждали: почему китайцы, россияне, узбекистанцы могут их делать, а мы нет?! Тем более что продавать произведенные у нас игрушки было бы гораздо выгоднее, чем завозить их из-за границы. Нашу идею поддержал сын Наурызбек, учившийся тогда в Пекине. Помимо китайского языка, он изучал также новые технологии и компьютерное программирование, нередко посещал на практике промышленные предприятия. Полученные им знания, умения и знакомство с китайским рынком сыграли ключевую роль в осуществлении наших планов", – вспоминает Шухрат Юлдашев.

В 2010 году родители с сыном побывали на выставке промышленных товаров и оборудования в Гуанчжоу, где окончательно определились в решении начать собственное производство детских игрушек. В последующем посетили ряд китайских предприятий, изучали станки, сырье и технологию производства. 

На закупку первого станка и матрицы, по словам Шухрата Юлдашева, было потрачено около 25-30 тыс. долларов. Это были собственные средства семьи, привлеченными она боялась рисковать. В 2013 году было запущено производство первого товара компании – машинки-самосвала МАСК.

"Мы не знали, как воспримут игрушки местного производства реализаторы и покупатели, будут ли их брать, – поделился Шухрат Шарипович. – Конечно, боялись, переживали. В первое время сталкивались с разной реакцией. Некоторые не верили, что эти машинки сделали в Шымкенте. Другие опасались брать на продажу незнакомую продукцию. Чтобы о ней узнали, мы знакомили с нашими самосвалами торговцев рынков, оставляли им образцы на изучение. Бывало, даже раздавали их бесплатно в рекламных целях. Наши машинки разглядели и оценили – их начали активно покупать и заказывать, можно даже сказать, возник ажиотаж. Мы сами этого не ожидали".

Самосвалы МАСК впоследствии сами производители стали называть талисманом счастья компании. К слову, машинки этой модели делают здесь и по сей день. Между тем, если в первые месяцы работы предприятие выпускало в среднем одну-две тысячи штук игрушек, то уже в 2014 году объем ежемесячного производства вырос до 6-7 тыс. изделий.

Постепенно осваивался и новый ассортимент. Начиная с 2015 года на NAVRUZ PLASTIC производят как минимум 10 тыс., а как максимум 15 тыс. изделий в месяц 16 наименований. Это машинки, конструктор, толокары, песочные наборы разных видов, шашки, шахматы.

Помимо ЮКО, продукция компании продается в разных регионах Казахстана. Ее главными реализаторами выступают оптовики на рынках. Выходить для заключения контрактов на крупные торговые сети и маркеты, тем более открывать фирменные магазины, как отмечает руководство предприятия, им просто некогда: они едва успевают удовлетворять спрос на свою продукцию существующих отечественных партнеров.

Тем временем шымкентскими игрушками интересуются зарубежные клиенты.

"К нам уже поступают выгодные предложения из Кыргызстана и Таджикистана. Они готовы закупать большие объемы – вывозить ежемесячно по вагону нашей продукции. А это почти весь месячный объем производства строящейся фабрики. На данный момент мы не можем говорить о каких-то конкретных договоренностях или планах в этом направлении, так как сначала надо запустить фабрику", – сказал собеседник abctv.kz.

При этом он отметил, что в связи с открывающимися новыми рынками сбыта, вероятнее всего, мощности будущей производственной площадки будут скорректированы в сторону увеличения. И для этого есть возможности. Руководство региона заверило, что при необходимости им будут выделены дополнительные площади в индустриальной зоне. А так как оборудование еще полностью неукомплектовано, при закупке оставшейся части станков будут выбираться наиболее мощные и эффективные, пояснил Юлдашев.

"Мы как раз собираемся ехать ради их приобретения в Шанхай на выставку, – добавил он. – Скорее всего, это будут южнокорейские или японские станки. Они дороже, чем китайские, на которых мы сейчас работаем, и, соответственно, более высокоточные и высокопроизводительные". 

А сырье, наоборот, обойдется дешевле. До сегодняшнего дня NAVRUZ PLASTIC закупало его из России. Теперь будет переходить на казахстанское: поставлять полипропилен в Шымкент намерено павлодарское ТОО "Компания Нефтехим LTD". 

Причины популярности и конкурентоспособности своей продукции директор компании видит прежде всего в сочетании низкой цены и качества. Шымкенсткие игрушки как минимум в два раза дешевле китайских аналогов. При этом казахстанская продукция сертифицирована, соответствует ГОСТу, выполнена из высококачественного пластмасса, не представляющего угрозы для здоровья ребенка.

Конечно, не все так просто и гладко в игрушечном бизнесе. Как признается глава предприятия, они испытали немало различного рода трудностей: производственных, технологических, финансовых. Сталкивались с бюрократическими препонами, приходилось и приходится пребывать в рисковых ситуациях.

"К примеру, закупу и запуску новой пресс-формы предшествует почти годовая работа, – поясняет директор. – Необходимо изучить рынок, провести опрос, узнать мнение окружающих детей – да, именно они выступают нашими советчиками. Все это оправданно: одна пресс-форма стоит порядка 30 тыс. долларов. Поэтому должны быть максимально учтены все возможные факторы и риски при таких затратах".

"Продавать готовые игрушки, разумеется, гораздо легче, – поделился напоследок своими рассуждениями Шухрат Юлдашев. – Это отнимает меньше времени и сил. Быть же производителем – совершенно другое дело. Это непрекращающиеся рабочие заботы и проблемы, решением которых приходится заниматься едва ли не круглосуточно. Можно сказать, что трудовые будни у нас никогда не заканчиваются. В общем, производить игрушки – очень сложный процесс. Но когда видишь, как им радуются дети, понимаешь, что нет ничего выше этой радости, и одна улыбка ребенка заставляет разом забыть обо всех проблемах и сложностях".

Клара Ларина, Шымкент

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться