Госсектору – кнут, частному – пряник

6448

Министерство по инвестициям и развитию подготовило поправки в законодательство в части энергосбережения.

Госсектору – кнут, частному – пряник

Изменить подход по регулированию энергосбережения в частном и государственном секторах намерено Министерство по инвестициям и развитию (МИР) РК. Соответствующая работа со стороны ведомства начата. На I Международном форуме энергосбережения в Астане концепцию новелл презентовал заместитель председателя Комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИР РК Тимур Нурашев. 

Представляя пакет законодательных поправок, он подчеркнул, что для частного сектора готовятся послабления, а для государственного – ужесточения.

"Мы понимаем, что применение только лишь административных мер своих результатов не даст для развития энергосбережения. Поэтому для частного сектора мы предлагаем частичное исключение жёстких норм регулирования, ведение профилактического контроля, передачу контрольных функций уполномоченного органа по вопросам электроэнергетики, создание стимулирующих механизмов. Это те концептуальные блоки, которыми мы отходим от жёсткого регулирования в сторону стимулирующих механизмов. И наоборот, для квазигосударственного сектора, где у нас затрачиваются бюджетные средства, мы предлагаем ужесточить, проводить полный мониторинг энергопотребления. В частности, мы хотим расширить ГЭР за счёт всех государственных учреждений, применять в отношении руководителей данных организаций ,как бюджетных, так и квазигосударственных, более жёсткие меры регулирования, а также становления нормативов энергопотребления", – сообщил Тимур Нурашев. 

Для частных юридических лиц, входящих в Государственный энергетический реестр (ГЭР), предлагается упростить перечень информации. Например, исключить необходимость в предоставлении данных о потреблении и потерях воды в натуральном и денежном выражении, а также об оснащённости приборами учёта энергоресурсов. Для госучреждений же перечень информации будет, напротив, расширен.

Энергоаудиторов сертифицировать   

Энергоаудиторскую деятельность в Казахстане сегодня осуществляют 135 юридических лиц и 260 физических. Однако анализ 525 заключений вынесенных энергоаудиторами за последние три года показал несоответствия более чем 60% документов. 

"Этот анализ ежегодно проводится, затем энергоаудиторским организациям выдаются замечания, которые, конечно, они принимают в работу и впоследствии исправляют. Проблема сама по себе не решается. Мы считаем, что проблема в низкой квалификации энергоаудиторов. Мы перевели аттестацию энергоаудиторских организаций в уведомительный порядок, и, по сути, любое юрлицо, предоставив только минимальный перечень сведений в наш комитет, сразу же становится энергоаудиторской организацией. Конечно, после этого мы проводим какие-то проверки, но они должного эффекта не дают. И в этой связи мы предлагаем пересмотреть определённые механизмы. В частности, предлагается ввести органы по подтверждению соответствия персонала. Так, сегодня работают органы по сертификации продукции. Это апробированный в международной практике инструмент. Это означает, что, во-первых, органы сертификации сами несут ответственность за тех лиц, которых они аттестовали", – пояснил представитель министерства.   

Разрешительный документ на деятельность энергоаудиторы должны будут подтверждать каждые два-три года. Также предлагается наложение обязанности по проведению обязательного энергоаудита крупным предприятиям, проведение обязательного энергоаудита в виде экспресс-энергоаудита при выполнении определённых условий.  

Разработчики поправок намерены инициировать: назначение ответственных лиц по энергосбережению и энергоэффективности на крупных субъектах ГЭР; освобождение субъектов ГЭР, не имеющих на своём балансе объектов потребления энергоресурсов, от обязательного энергоаудита; введение запрета на проведение энергоаудита у субъектов ГЭР аффилированными юридическими лицами или энергоаудиторскими организациями. Кроме того, планируется внедрить механизм саморегулирования энергоаудиторской деятельности на обязательной основе. 

Энергосервис вести своим

Энергосервисные компании в рамках концепции предусматривается наделить возможностью заключать договоры вне госзакупок. При этом сопровождение энергосервисных проектов по механизму ГЧП предлагается передать Институту развития электроэнергетики и энергосбережения.   

"На сегодня законодательством закреплено, что сопровождение проектов ГЧП имеет право проводить только Центр ГЧП, но, когда мы обсуждали вопрос с Министерством национальной экономики, в принципе, допускается возможность наделения такими полномочиями в части отраслевой специфики каких-то других организаций. Мы хотим, чтобы энергоаудит стал первым направлением, где создан отдельный институт, который будет сопровождать проекты ГЧП", – отметил Нурашев. 

Пока же при реализации проектов по механизму государственно-частного партнёрства энергосервисные компании сталкиваются с проблемами, связанными со структурированием и сопровождением. Сроки прохождения процедур срываются, а разработанная подрядными организациями документация недостаточно проработана. В итоге зачастую конкурсы по выбору партнёра остаются несостоявшимися. 

"Это уже одна из больших проблем при реализации проектов. И для повышения результативности проводимой работы в части усиления государственной административной поддержки бизнеса по реализации проектов ГЧП целесообразно ввести юридическое лицо по сопровождению таких проектов с учётом из отраслевой особенности", – полагает спикер. 

Акиматы посадить на индикаторы  

Реализация политики по энергосбережению на региональном уровне сегодня, мягко говоря, не внушает оптимизма. В республике имеются целевые показатели и комплексные планы по энергосбережению, но закреплённых целевых показателей энергосбережения нет. По этой причине мероприятия по энергосбережению в регионах финансируются по остаточному принципу. 

"Мы предлагаем утверждать совместно с заинтересованными органами показатели по энергосбережению для местных исполнительных органов, а в частности, есть программа развития территорий, где определяются основные показатели развития того или иного региона, туда включить индикатор по энергосбережению. У МИО нет даже компетенций по разработке отраслевых региональных решений, а также компетенций по их реализации. Для частного сектора это непонятно, но, когда работает государственный орган, зачастую просто элементарная бюрократическая заковырка, когда нет компетенции на выполнение той или иной функции, мешает государственным органам чётко, более полноценно заниматься вопросами", – сказал Тимур Нурашев. 

Надзор и профилактика

В сфере энергосбережения авторы законодательных поправок предлагают ввести новый институт профилактического контроля, который будет отличаться от действующей системы введением профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений без адмпроизводства. 

"Это делается в рамках снижения нагрузки на бизнес. Мы будем вводить профилактический контроль и надзор без посещения объекта контроля", - сообщил замглавы КИРПБ МИР РК. 

В закон об энергосбережении предлагается внести изменения следующего содержания: введение адмответственности для первых руководителей госучреждений за нарушение сроков по предоставлению информации, вносимых в ГЭР; установление адмответственности государственного и квазигосударственных секторов по соблюдению нормативов энергопотребления; установление сроков разработки и утверждение планов мероприятий не более шести месяцев по итогам энергоаудита. 
В настоящий момент для объектов энергетического сектора установлены требования по соблюдению нормативных значений коэффициента мощности в электросетях и нормативов по расходу энергии на собственные нужды электростанций и подстанций. Для качества эффективной реализации предлагается передать в компетенцию уполномоченного органа в области электроэнергетики функции по контролю соблюдения вышеуказанных индикаторов. 

Дать стимул 

В противовес ужесточению контроля также предусматриваются стимулирующие меры по повышению энергоэффективности. На сегодняшний день, кроме выдачи квот на выбросы предприятиям при достижении плана по снижению энергопотребления, других схем, которые могли бы заинтересовать организации больше экономить энергоресурсы, нет. 

"В условиях, когда стоимость электроэнергии у нас относительно невысокая, без стимулирующих механизмов, без того, что предприятие само не будет заинтересовано экономить, мы ничего не добьёмся. И административных мер здесь на самом деле принимать не следует. Поэтому необходимо такие механизмы внедрять", – пояснил Тимур Нурашев. 

В этой связи предлагается: частичное возмещение затрат энергосервисных компаний на реализацию энергосберегающих мероприятий; субсидирование ставки вознаграждения по кредиту с частичной гарантией по погашению задолженности заёмщика в размере до 50% от суммы кредита; производителям энергоэффективного оборудования и материалов предоставлять налоговые льготы в части освобождения от НДС на импорт ввозимого оборудования и запчастей. Наряду с данными изменениями планируется предусмотреть механизмы налоговых льгот для предприятий, достигших определённых показателей  энергоэффективности.   

Карина Алимова 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться