Российская сторона не спешит "увязнуть" в Иртыше

6388

Вопрос по углублению дна реки с российской стороны все еще в стадии проработки.

Российская сторона не спешит "увязнуть" в Иртыше Фото: Марина Попова

Об этом сообщил во время визита 15 марта в Павлодар губернатор Омской области Виктор Назаренко.

"Мы обращались в комиссию в рамках приграничного сотрудничества и в министерство транспорта РФ, чтобы урегулировать этот вопрос, но, к сожалению, с учетом того, что русло долго не расчищалось, это будет очень затратный проект", - сказал он.

Иртыш – главная судоходная река Северного Казахстана. От Павлодара до границы с Россией – 381 километр судоходных путей. В советское время Иртыш был по-настоящему грузовой рекой. В середине 1980 годов из Омской области, Тобольска, Тюмени, Ханты-Мансийска в Казахстан речной флот перевозил около 1 млн кубометров леса. В то время в порту в сутки грузили по 100 вагонов леса, на выгрузке работали около 200 портовых грузчиков, такими объемами не мог похвастать ни один порт в Советском Союзе. Из Павлодара в Сибирь по реке отправляли песчано-гравийную смесь, песок, железобетонные изделия; в Павлодар на баржах доставляли с Омского нефтеперегонного завода горюче-смазочные материалы (в год по 200-250 тыс. тонн), которыми обеспечивали все хозяйства области. 

Экономика превыше всего
Тема углубления Иртыша обсуждается на протяжении десятка лет на самых разных уровнях двух государств. Два года назад в Омске члены комиссии по сотрудничеству между верхними палатами парламентов России и Казахстана в очередной раз обсуждали развитие трансграничных регионов в рамках Единого экономического пространства. Тогда губернатор Виктор Назаренко отметил, что "порядка 20 лет в нашем регионе от пересечения границы с Казахстаном не ведется очистка русла реки. Раньше вода была самым дешевым способом доставки сыпучих материалов. Очистка и углубление дна – это федеральная функция. Мы сами не сможем провести очистку просто потому, что это будет признано нецелевым использованием средств. Предлагаю включить такие работы в проект решения комиссии. Через Омскую область грузопоток идет в Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Тюменский регионы. Так что здесь на трансграничное сотрудничество завязываются сразу четыре региона".

Правда, за это время с российской стороны этот вопрос не продвинулся ни на йоту. В Павлодарской области, согласно официальным данным, с 2009 года на углубление реки выделяются миллионы тенге из местного бюджета. В нынешний визит в регион омский губернатор признался, что вопрос остается без решения.

"Просчитав экономику затрат, российская сторона, к сожалению, не готова внести этот проект как основной, который дал бы новое направление. Если в рамках большого государства это неважно, то для нас, как приграничных территорий, это дает новый импульс отношений", - подчеркнул г-н Назаренко.

Комментируя ситуацию abctv.kz, Виктор Назаренко отметил: "Сегодня затраты на очистку русла реки Иртыш превышают экономику, которую мы рассматриваем. Потому что нет того объема перевозок, которые существовали при Советском Союзе. Поэтому здесь нужно учитывать не просто чисто экономические интересы, а необходимо рассматривать и геополитику, и политику сотрудничества, и взаимосвязи с Казахстаном. Поэтому мы будем прорабатывать данный вопрос в рамках приграничного сотрудничества, ведь это не только экономика, но и политика. Нам интересен этот рынок, потому что возить щебень большегрузами больше 40 тонн, разбивая дороги, экономически невыгодно. Если бы мы наладили сообщение по воде и завозили щебень баржами, для нас было бы выгодно. Всегда щебень и соль шли из Павлодара по реке, а мы отправляли лес".

Еще одной неиспользуемой возможностью связать приграничные регионы остается воздушное сообщение. Причем инициатива исходит пока только от местных властей. Сегодня из Павлодара можно улететь только в Москву, притом что остаются незадействованными воздушное сообщение между соседними регионами: Новосибирском, Омском, Барнаулом. По словам акима области Булата Бакауова, в настоящее время из Павлодара в Омск ежедневно выезжает до 6 автобусных рейсов, а это порядка 250-300 пассажиров. Опять же все в дело в экономике: цена билета должна быть выгодной как для авиакомпаний, так и пассажиров.

Как юрист юристу
В ходе встречи глав двух приграничных регионов, была ратифицирована программа развития двусторонних отношений Омской и Павлодарской областей до 2020 года.

"Сегодня мы понимаем, что рамочные соглашения не дают нового витка развития отношений. Необходимо детализировать и компьютеризировать те направления по отраслям, где мы можем совместно приложить усилия", - отметил Виктор Назаренко. Отвечая на вопрос журналистов о том, что мешает приграничному сотрудничеству, губернатор отметил: "Прежде всего необходимо систематизировать законодательства двух стран, чтобы в рамках Евразийского союза не возникало никаких трений в приграничном сотрудничестве в рамках работы специальной экономической зоны, которая создана в Павлодаре. Если бы меня, как юриста, спросили, я бы ответил: необходимо сближение нормативно-правовой базы, которая сняла бы все оставшиеся барьеры между предпринимательским сообществом. Это и ограничения провоза крупнотоннажной техники по дорогам, и вопросы по фитосанитарному контролю. Это и пограничное прохождение груза, чтобы предприниматели при этом не испытывали неудобств. Вопросов, требующих регулирования, еще много".

Отвечая на вопрос abctv.kz, не усматривается ли сегодня в работе служб двух государств определенная попытка защитить таким образом бизнес от конкуренции, омский губернатор отметил: "Возможно, такое есть, но есть новые направления, которые можно прорабатывать. Мы, к примеру, побывали в местном крестьянском хозяйстве "Пахарь", где производят высокопродуктивный скот, который и нам интересен. Если у них репродуктор заработает, и они насытят свой рынок, мы с удовольствием будем брать и у них для развития своего животноводства.  Кроме того, в хозяйстве занимаются производством высокоэлитного картофеля. У нас есть свой репродуктор по элитным сортам. Зачем покупать за границей, если мы можем его поставить? Есть направления, где мы не пересекаемся, а наоборот, можем другу друга дополнять".

"Такого у нас нет"
Согласно официальным данным, в 2016 году павлодарскими предприятиями на российский рынок поставлено продукции на сумму 618 млн долларов, а завезено российской продукции на сумму более 500 млн долларов. Казахстан обеспечивает более трети внешнеторгового оборота Омской области.

"В прошлом году этот показатель составил почти 240 млн долларов. Некоторое снижение товарооборота в стоимостном выражении связано с курсовой разницей и колебаниями цен на наши основные виды экспортных товаров. В то же время физические объемы сохраняются, и наша задача – обеспечить их устойчивый рост", - подчеркнул губернатор Омской области.

Главу крупного промышленного региона, каковым является Омская область, хозяевам трудно было чем-то удивить. Тот же Павлодарский нефтехимический завод, находящийся на финишной прямой программы модернизации, уступает одному из крупнейших в мире и самому современному нефтеперерабатывающему заводу в России – Омскому НПЗ. На сегодня глубина переработки нефти здесь превысила 93%.

И все же павлодарцы показали гостям то, чего у них нет, – специальную экономическую зону, где действуют льготы и преференции для инвесторов. Уже на сегодня здесь реализуется 5 проектов с общей численностью сотрудников тысяча человек. В этом году в СЭЗ "Павлодар" будет запущен проект по производству легированного алюминия, что дает толчок другим новым производствам, – алюминиевого профиля, дисков, радиаторов.

Как отметил Виктор Назаренко: "У нас подобного пока нет, так что есть что посмотреть, есть что перенять. Такие точки роста в России есть. Возможно, нечто подобное создадим и у нас". Отвечая на вопрос abctv.kz, посоветовал бы губернатор своим предпринимателям поработать на территории СЭЗ, он прямого ответа не дал: "Все, что касается развития предпринимательства, безусловно, нужно расширять, и точки вложения, и точки развития. Учитывая логистику в 400 километров (расстояние между приграничными регионами – авт.), сегодня бизнесу выгоднее работать в такой зоне и благодаря такой логистике спокойно реализовывать продукцию в Россию. И это будет рентабельно с учетом налогообложения, которое здесь имеется. Это хороший проект".

Марина Попова, Павлодар

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться