Жесткое регулирование лекарственных цен приведет к вымыванию низкомаржинальных препаратов – "ФармМедИндустрия Казахстана"

7846

Ассоциация отечественных производителей лекарств высказывает озабоченность излишествами предлагаемой модели регулирования цен на медикаменты.

Жесткое регулирование лекарственных цен приведет к вымыванию низкомаржинальных препаратов – "ФармМедИндустрия Казахстана"

Жесткое регулирование лекарственных цен приведет к вымыванию низкомаржинальных препаратов. Такое опасение в письменном комментарии высказал президент ассоциации "ФармМедИндустрия Казахстана" Руслан Султанов.

"Если говорить в целом, то регулирование цен – очень серьезный шаг со стороны государства. Надо подходить осторожно и тщательно подготовившись. Что касается рисков, то, на мой взгляд, риски возникают не от одной нормы по инвойсам или референтному анализу. Вопрос шире. Он касается всей процедуры регистрации и утверждения цен. Если жестко регулировать рынок, вводить очень много различных барьеров, усложнять систему, вмешиваться в бизнес-процессы компаний, то это приведет только к ухудшению ситуации на рынке. В результате пострадает гражданин нашей страны", – отметил он в E-mail, комментируя вопрос inbusiness.kz о том, какие риски для импортеров и казахстанских производителей лекарств несет ценовое регулирование на основании инвойсов в ущерб референтному анализу цен на препараты в сравнимых рынках других стран.

"Главный риск для рынка заключается в том, чтобы не допустить "вымывание" лекарственных препаратов с низкой маржинальностью. При слишком жестком регулировании оптовым и розничным продавцам будет невыгодно продавать нерентабельную недорогую продукцию, от этого пострадают и наши производители, и иностранные, работающие в этом сегменте. А основная доля продаж – до 60% – на розничном рынке приходится на ценовой сегмент до одного доллара! Поэтому это очень чувствительно для наших граждан", – опасается Султанов.

Кроме того, в письме он перечислил вероятные угрозы жесткого ценового контроля лекарств для отечественных производителей. Это возможное падение привлекательности производства в стране, снижение потенциала привлечения инвестиций в высокотехнологичную отрасль, сужение возможностей модернизации производства и перехода на международные стандарты GMP (Good Manufacturing Practice – надлежащая производственная практика. – Ред.), а также прекращение производства доступных лекарственных средств ввиду их нерентабельности.

Напомним, ранее inbusiness.kz писал о том, что зарубежные фармкомпании выразили обеспокоенность изменением методики регулирования цен на лекарства в письме финансово-экономическому блоку Правительства. По их данным, Минздрав собирается контролировать ценообразование на основе ввозных инвойсов, нежели используя анализ цен в референтных странах, как намечалось ранее. Хотя министр здравоохранения Елжан Биртанов заявил в комментарии inbusiness.kz, что в соответствии с проектом ведомственного приказа на выбор предлагаются оба метода.

Однако в одной из иностранных фармкомпаний продолжают утверждать, что в правилах ценового регулирования в проекте приказа допущена оговорка в пользу преимущественного использования инвойсов при установлении цен на лекарства. Проект приказа Минздрава еще должен быть утвержден Министерством юстиции, но установление предельных цен на лекарства ожидается уже в апреле, сообщил источник в отрасли. Там считают, что необходим переходный период в полгода для тщательного анализа нескольких тысяч заявок на регистрацию цен в Минздраве, чтобы не допустить дефицита или непроизвольного роста цен в аптеках.

Комментируя вопрос inbusiness.kz о том, действительно ли проект правил регулирования цен на препараты фактически не предусматривает альтернативу ценообразованию на основе инвойсов, делая референтный анализ формальным, Султанов подтвердил обоснованность опасения, высказанную зарубежными производителями лекарств.

"Нужны конкретные и четкие нормы, с единообразным пониманием. Сейчас мы все вместе работаем с Минздравом непосредственно над правилами регулирования цен. Ведь нам всем нужен эффективный механизм, который позволит нашим гражданам ощутить эффект от этого решения. И важно понимать, что механизм регулирования цен для гособеспечения и в рамках розницы – это совершенно разные направления. Они не должны дублироваться. Нигде в мире так не делается. Если же мы будем их совмещать, получим деградацию рынка", – подчеркнул он.

Между тем, отвечая на вопрос inbusiness.kz, Султанов подтвердил, что при использовании инвойсов в качестве базы ценообразования существуют риски завышения цен.

"Риск завышения цен в инвойсах существует. В данном случае все налоги, которые ранее оплачивали зарубежные представительства, будут оставаться за рубежом, а не уплачиваться в Казахстане. По подсчетам коллег, это порядка пяти-шести миллиардов тенге недополученных доходов республиканским бюджетом", – привел он цифры.

"Последние годы в массмедиа постоянно показывают пример Турции, как там жестко регулируют цены. И как только начались валютные колебания в стране, то возник дефицит на рынке. И это в стране, где значительная часть рынка покрывается отечественными производителями. В России наблюдается подобная ситуация, где ряд препаратов уходит с рынка. Нам нельзя допустить подобного", – напоминает глава фармацевтической ассоциации.

В то же время, по его словам, отечественные производители будут работать по механизму, несколько отличающемуся от зарубежных поставщиков.

"Наша продукция не ввозится, а производится в стране. Поэтому исходный документ будет не инвойс, а заявляемая цена производителя. Однако мы солидарны с коллегами. Мы не сторонники жесткого регулирования и не хотим полного ухода иностранных компаний. Мы за равную конкуренцию на рынке. Наши граждане не должны испытывать дефицит лекарств в Казахстане. Было бы правильнее идти по самому изначальному пути, предлагаемому Минздравом, – регулировать только оптовые и розничные наценки. Это позволит государству достичь поставленных целей, в частности выровнять цены на лекарственные средства по регионам страны и обеспечить единый уровень цен для пациентов во всех аптеках, но при этом минимизировать риск потери ряда препаратов, а также сохранить привлекательность рынка", – считает Султанов.

Однако в целом, по его словам, позиции отечественных производителей лекарств и зарубежных фармкомпаний-импортеров во многом схожи.

"Мы все понимаем, что при закупе лекарственных средств для нужд государства жестко регулируются цены. Но в розничном рынке этого делать нельзя. Ведь если в первом случае есть один покупатель и гарантированный сбыт, то как работать компаниям в конкурентном розничном рынке? Я понимаю, во всех странах мира правительства заботятся о снижении цен на рынке. Но механизмы разные. Мы идем по пути административных ограничений, но есть и вопрос в части создания условий для конкуренции. Могу даже их выделить, так как это дает больше эффекта на цены, чем регулирование. Поэтому лучше задуматься о том, почему у нас такая конкурентная среда, чем пытаться все зарегулировать", – убежден руководитель "ФармМедИндустрии Казахстана".

Вместе с тем, Руслан Султанов подверг сомнению предположения в отрасли, что инициативу по изменениям в методику регулирования цен на лекарства внесли депутаты.

"К компетенции депутатов не относится разработка механизма регулирования цен. Это компетенция уполномоченного государственного органа. Что касается непосредственно правил, то мы обсуждаем проект. Я надеюсь, что совместно мы придем к единому пониманию и избежим негативной ситуации на рынке, минимизируем все угрозы. Буквально недавно было совещание по проблемным вопросам, где собрали все основные разногласия. Ожидаю, что в скором времени мы сможем уже обсудить итоги рассмотрения наших предложений, и мы придем к консенсусу", – уверен глава бизнес-ассоциации.

Данияр Сериков

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться