В Казахстан коронавирус пришел стремительно. Никто не верил, что за несколько дней жизнь может резко измениться – утром не надо ехать на работу, а вечером нельзя посидеть с друзьями в уютном кафе после шопинга.

Коронавирус все изменил. Сначала запрет на проведение массовых мероприятий с целью остановить эпидемию, а следом режим ЧП и карантин в Нур-Султане и Алматы. Люди потеряли привычный комфорт, доход и свободу передвижений. Непросто пришлось предпринимателям. Деловая активность и организация рабочего процесса резко изменились.Большинство предпринимателей – в первую очередь малый и средний бизнес – вынужденно приостановили свою деятельность. Как работать в режиме ЧП, никто не знал. Но кредиты, коммуналку, аренду все равно выплачивать приходится. И тогда бизнес офлайн стал работать как бизнес онлайн. Большие и маленькие компании экстренно принимали самые разные санитарные меры для защиты от пандемии и параллельно спасали бизнес. Спрос сместился в доставку.

«Главная задача в период кризиса – выжить и показать себя надежным партнером. Поэтому важно выполнить все обязательства перед командой, партнерами, поставщиками и государством», – говорит Рамиль Мухоряпов, СЕО холдинга Chocofamily.

КАК КОРОНАВИРУС НАНЕС СВОЙ ПЕРВЫЙ УДАР ПО БИЗНЕСУ
Большинство опрошенных inbusiness.kz предпринимателей признают, что ущерб для экономики колоссальный, но защита здоровья и жизни людей в приоритете. Поэтому все усилия направлены на то, чтобы выжить в «вирусных» реалиях и по возможности сгладить неприятные экономические последствия.
Chocolife:
про развлечения
под запретом


«Изменения мы почувствовали уже 13 марта, когда отменили все спортивные и массовые мероприятия. Следом запретили посещение детских игровых комнат в ТРЦ, а после – почти все акции раздела «Развлечения» стали неактуальными. Для нашей бизнес-модели такой отток партнеров стал значительным», – говорит Катерина Лебедева руководитель крупнейшего в стране сервиса по предоставлению скидок Chocolife.

Двадцатые числа марта – пик развлекательных мероприятий – кафе и рестораны, парки и аквапарки, большие центры и маленькие магазинчики, организаторы различных концертов и ивентов получают наибольшую прибыль. Но из-за карантина все они сейчас несут убытки. Партнеры скидочного сервиса стали фиксировать небывалый до этого спад. За два дня ассортимент акций в Алматы, Нур-Султане и Шымкенте с 1000 акций сократился до 500. 15 марта закрылись тренажерные залы, фитнесы, салоны красоты. 16 марта введен режим чрезвычайного положения, а у Chocolife осталось менее 400 акций. 19 марта всего 100 акций в Алматы, по 50 – в Нур-Султане и Шымкенте, на сайте остались онлайн-курсы, медцентры, акции на доставку. Через неделю после введения карантина от бывшего ассортимента осталось 20%.

«Резко увеличилось количество возвратов сертификатов и купонов. Люди стали выводить деньги с личных счетов Chocolife.me и всего за неделю вернули около 20 млн тенге. Количество звонков и запросов в службу заботы о пользователях пропорционально увеличилось», – говорит Катерина Лебедева.

Если ситуацию эту изобразить графически, получится линия, напоминающая крутой спуск с горы.
Magnum:
про три волны повышенного спроса


А вот в крупнейшей торгово-розничной сети Magnum ситуация в эти дни была прямо противоположная.

«Мы испытали три волны повышенного покупательского спроса, в среднем покупательский поток увеличился на 50%. Спрос на некоторые категории товаров возрос до пяти раз (по тушенке, например), в среднем на бакалею (крупы, растительное масло, сахар и т. п.) – в три раза, на бытовую химию – в два раза», – рассказал Дмитрий Шишкин PR-менеджер Magnum.

Объявление карантина совпало по времени с глобальными изменениями на мировых рынках из-за срыва сделки ОПЕК+ и, как следствие, с резким удешевлением национальной валюты. Все вместе это вызвало ажиотажный спрос на товары первой необходимости.

«Правда, покупатели стали особенно чувствительны к ценам, и возросший спрос в первую очередь коснулся товаров первой необходимости, которые в большинстве своем низкомаржинальны», – как утверждают в Magnum, торговая наценка на товары повышенного спроса ажиотажных дней не перекрывала затрат на содержание торговых комплексов и персонала.
KBS Group:
про очень мощную закалку
В кризисе оказалась и отрасль, в которой работает Максат Агатай, основатель KBS Group. Его компания обслуживает население свежим мясом. И, как оказалось, изоляция изменила предпочтения казахстанцев при выборе мяса.

«У меня два бизнеса, оба в сфере обслуживания. Первый – b2b, второй – b2c. Первый бизнес пострадал очень сильно, все филиалы закрыл, а головной в Алматы и филиал в Нур-Султане работают в режиме удаленного доступа. Клиенты все практически остановили заказы, а постоянные расходы не остановились. Это сильно бьет по бизнесу. Вся надежда, что в ближайшее время преодолеем этот режим. Сотрудников отправили в отпуск без содержания. Это грустно и неприятно», – рассказывает предприниматель.

«Любому малому предпринимателю, как я, приходится вдвойне или втройне выкладываться, чтобы в этих условиях найти баланс интересов между своими потребителями, поставщиками, сотрудниками и государством. Если всем этим держателям интересов нравится твой бизнес, можно надеяться, что в итоге ты вернешь вложенные деньги и личный вклад. Закалка, конечно, очень мощная. Приходится на ходу принимать важные решения, потому что в режиме ЧП госорганы тоже каждый день всякое выдумывают, впервые столкнулись с такой эпидемией. Все мы люди, их тоже понимаю, они хотят как лучше», – добавляет Максат Агатай.
Яндекс.Такси:
про новый вид деятельности
Из-за эпидемии коронавируса число заказов такси сократилось. По разным оценкам, спрос упал от 50% до 70%. Сейчас люди продолжают пользоваться такси, но в основном тарифом «эконом». Тарифы «комфорт» и «комфорт-плюс», как говорят, практически не востребованы. Чтобы нагрузить работой водителей, такси ввели новый для себя сервис – доставку.

По словам Тамирлана Шапиева, исполнительного директора «Яндекс.Такси» по развитию рынков Центральной Азии, водители сейчас работают по большей части курьерами. Сервис доставки сейчас очень востребован, на него просто огромный спрос.

«Спрос на доставку посылок с помощью «Яндекс.Такси» вырос в несколько раз. Услуга появилась в Казахстане в конце прошлого года, а со временем стала доступна не только частным пользователям, но и корпоративным клиентам. Каждый день количество заявок от организаций на подключение растет. Для того чтобы оптимизировать и ускорить процесс, мы сделали отдельный лендинг. Услуга доставки интересна компаниям совершенно из разных сфер: продуктовый ритейл, аптеки, магазины электроники и бытовой техники, строительные гипермаркеты, операторы сотовой связи и другие. Например, с нами уже сотрудничает сеть социальных аптек «Садыхан» и оперативно отправляет заказы своим клиентам. Важно отметить, что обращаются как крупные корпорации, так и средний и малый бизнес», – рассказал Шапиев.

Raimbek:
про водку и молоко


Даже большие компании во время пандемии COVID-19 просчитывают свои возможности: насколько хватит запаса прочности, наработанного годами.

О том, какие риски и возможности в кризис появились у компании Raimbek, рассказал Владимир Старицын, региональный директор по продажам.

«В нашей компании хорошо развита IT-индустрия, поэтому достаточно быстро перестроили свою работу. Конечно, сейчас сложное время, и выживут сильнейшие. Множество мелких магазинов, низкой классификации, уже начинают закрываться. В более крупных магазинах у дома, где работа поставлена правильно, дела идут даже лучше, чем раньше», – говорит Старицын.

Компании Raimbek повезло больше, чем другим, кто полностью лишился работы из-за карантина (например, турбизнес, индустрия развлечений и др.), но все равно часть доходов была потеряна.

«Продажи упали по многим позициям, но по некоторым, наоборот, растут. В одном из городов по WhatsApp была рассылка, что, возможно, запретят продавать алкоголь, и сразу продажи стрельнули. Хорошо продается молоко. Вообще, молоко у нас № 1 по продажам – на детское молоко большой спрос во всех городах. «Просели» напитки в плане соков, потому что сок – это праздник, а карантин все праздники запретил. На дорогую элитную продукцию спрос стал падать. В основном берут средний сегмент – это недорогие вина до 2,5-3 тысяч тенге. Хорошо берут виски, но тоже по цене не дороже 3 тысяч, а все, что выше, практически спросом не пользуется», – добавил Старицын.

«Пандемия коронавируса действительно ударила по бизнесу и экономике не только Казахстана, но и всего мира в целом. На данный момент организации и корпорации пересматривают свои стратегии развития, большинство из них переводит свои предприятия на онлайн-платформы», – говорит Диас Кумарбеков, руководитель департамента прикладных исследований AERS.

По словам экономиста, ситуация на рынке не может стать возможной точкой роста, так как большинство организаций несут потери, а переход в онлайн позволяет лишь сократить эти потери.

«С какими проблемами на данный момент сталкиваются компании? Индекс деловой активности, который формирует Нацбанк Казахстана для определения показателя активности и настроений в реальном секторе экономики, показывает исторический спад в основных отраслях, так, например, индекс в сфере услуг упал с 48,8 до 38,7. На рынке происходит дефицит импортных поступлений из Китая, – объяснил экономист inbusiness.kz и добавил: – Все это так или иначе снижает реальные доходы малого и среднего бизнеса».
Как рынок труда уходит в онлайн, приспосабливаясь к невиданному кризису

«В целом онлайн-шопинг, конечно, станет растущим трендом, и, по мнению многих, эта привычка покупать онлайн закрепится у людей и после отмены карантина», – считает Алексей Ли, СЕО онлайн-супермаркета Arbuz.kz.

«Безусловно, онлайн-продажи у всех игроков рынка, оказавшихся готовыми к их запуску, растут ежедневно. Компания Magnum планировала запустить собственную E-commerce летом 2020 года, однако ситуация с пандемией коронавируса подтолкнула реализацию проекта, и он откроется уже в ближайшие дни. Кроме того, мы активно сотрудничаем с партнерами в этой сфере – Mul, Wolt, Chocomart, Instashop. Причем, запуская собственную доставку, не отказываемся от сотрудничества с партнерами, поскольку мы считаем, что рынка хватит на всех. Конкуренция на этом рынке очень высокая, и она помогает всем игрокам быстрее и эффективнее отлаживать процессы», – рассказал inbusiness.kz Дмитрий Шишкин.

Период карантина позволяет всем переосмыслить будущее развитие экономики с уклоном на цифровые технологии, владельцы бизнесов научатся поощрять самообучение среди сотрудников. Специалисты из Гарварда, кстати, заявляют, что культивирование культуры обучения в наше время – это не просто уловка или роскошь. Это способ защитить организацию и ее людей. Умение перейти на новую ступень бизнеса сейчас является жизненно важной способностью для организаций. В этом уверен экономист Диас Кумарбеков.
Вот так проходит
онлайн-урок
Ситуация на рынке в режиме ЧП только подтверждает слова экономиста.
«Нам пришлось учиться продавать свой продукт по телефону. Сначала выходило плохо, но сейчас начинает получаться. Процессы стали гибче, легче находятся компромиссы. Нам удалось перевести в онлайн те процессы, которые годами выполнялись офлайн, и казалось, будто альтернативы просто нет. Мы видим, как наши партнеры, которые опасались современных технологий, начинают их осваивать»,
– рассказала Катерина Лебедева.
Невероятно, но факт: фактор COVID-19 повысил выручку онлайн-школы Кухня'S на 30%.

«Увеличились все ключевые и качественные показатели: возросло количество посетителей на сайте, стоимость лида упала в два раза, что позволило дешевле привлекать клиентов, а зарабатывать столько же. Бизнес вообще был прибыльным. До пандемии выручка была в районе 6 млн тенге в месяц, сейчас выросла до 8 млн, и это не предел», – рассказал сооснователь стартапа Геннадий Ким.

Соблюдение режима изоляции помогло увеличить клиентскую базу онлайн-школы семейной медицины доктора Киреева.

«Если раньше на вебинары регистрировалось 200-300 человек, то в период пандемии их стало до 800», – говорит врач спортивной медицины и медицинской реабилитации и основатель онлайн-школы Дмитрий Киреев. Но он уточняет, что люди сейчас покупают в основном маленькие и недорогие продукты.

Нагрузка на службы доставки тоже резко выросла. Многим магазинам не хватает курьеров. Ждать заказы приходится неделю, а то и больше. Из-за неотработанной системы онлайн-заказов и доставки во многих магазинах в первые дни ЧП пользователям приходили противоречивые сообщения: «Ваш заказ отменен по причине карантина», а через пару минут еще одно СМС: «Ваш заказ принят».
Помощь в преодолении препятствий

И все же COVID-19 – это неприятный для экономики фактор. Из-за снижения доходов потребители стали больше экономить, а ослабление курса тенге увеличило давление на инфляцию.

«Так МНЭ прогнозирует инфляцию по итогам 2020 года в коридоре 9-11%, что снизит покупательскую способность. По результатам марта годовая инфляция превысила 6%, и основной вклад в повышение уровня цен оказал рост цен на продукты питания (9,3%), в то время как инфляция на непродовольственные товары составила 5,5%», – констатирует досадные факты экономист Кумарбеков.

За время карантина количество активных ресторанов на платформе Chocofood только в Алматы сократилось на 490 точек.
Интересно, что интернет-магазин Flip.kz, позиционирующий себя как «один из первых в Казахстане, кто перевернул представление об интернет-торговле и занял в ней лидирующие позиции», из-за COVID-19 принял решение прекратить работу курьеров на время карантина.

Тем не менее на пустых улицах видно только доставщиков еды и товаров. Пешком, на велосипедах, самокатах, мотоциклах и автомобилях – курьеры стали символом пандемии COVID-19. Но работа эта не простая, как может показаться.

«Кто думает, что службам доставки и продавцам продуктов в этом режиме легко, ошибаетесь. На себе испытываю этот «секс» с утра до вечера, без выходных. Приемка товара, постоянные сбои поставщиков, закрытые склады по оборудованию и инструментам, куча документов для пропусков, банки не обслуживают и т. д и т. п. Клиенты капризные, многие впервые заказывают продукты по Интернету. Куча странных вопросов, торгуются, звонят из Нур-Султана, хотят получить доставку, не прочь поругаться с тобой. В общем, весело нам, будьте добрее», – рассказал Максат Агатай о нелегких буднях в режиме ЧП.
«Доставка в Алматы действительно не работает. Потому что с утра наших райдеров стали останавливать, несмотря на то, что они были во всех базах и спокойно перемещались по городу всю прошлую неделю. Но их стали останавливать, забирать на штрафстоянку, троих райдеров забрали в РОВД Медеуского и Бостандыкского районов. Полиция превышала полномочия, сказали, что дела будут проходить через прокуратуру», – рассказал о ситуации с остановкой работы доставки еды в Алматы и задержаниях курьеров 13 апреля Николай Щербак, СЕО Chocofood.

НПП «Атамекен» выступила с инициативой о создании новой базы, разрешающей передвигаться по городу. Портал infoAlmaty.kz запущен, чтобы автоматизировать процесс сбора заявок от предпринимателей на передвижение по Алматы на период ЧП. Заявки автоматически передаются в оперативный штаб, тем самым исключается человеческий фактор, а значит, и риски ошибок. Это значительно упростило передвижение курьеров, кто значится в базе.
«На рынке курьерской доставки огромная конкуренция, некоторые компании сильно субсидируют доставщиков и демпингуют цены. То есть их доставка сейчас стоит дешевле, чем на самом деле. Это делается, чтобы забрать большую долю рынка», – рассказал Болат Башеев, председатель комитета информационно-коммуникационных технологий, образования и инноваций НПП «Атамекен».
По его словам, в период карантина рост идет в области продуктовых онлайн-ритейлеров.

«По словам участников рынка, онлайн-супермаркет Arbuz.kz, к примеру, растет очень быстро и сейчас, в кризис, им требуется больше складов. Онлайн заказов стало больше по приблизительным оценкам в 5 раз. На рынке онлайн-образования неплохо идут дела. Но здесь надо сказать, что с одной стороны спрос на цифровизацию растет, а с другой покупательская способность падает», – добавил Башеев.
На сайте atameken.kz предприниматели могут ознакомиться с информацией, на тему работы бизнеса в период ЧП и карантина. Проводятся прямые эфиры на актуальные темы и отвечают на вопросы предпринимателей. Предложения от бизнеса официально направляются в канцелярию премьер-министра для рассмотрения, обсуждения и принятия решений.

«За последние три недели в отраслевых комитетах НПП прошли обсуждения о состоянии бизнеса и предложениях по мерам поддержки. Прошло более 30 заседаний отраслевых комитетов с участием ассоциаций, более 2 тысяч предпринимателей», – написал на своей странице в facebook председатель правления нацпалаты «Атамекен» Аблай Мырзахметов.
«Национальная палата предпринимателей по закону выступает таким интегратором мнений различных отраслей, различных регионов, различных слоев предпринимательства. Она очень эффективно предоставила свою площадку для всего этого и есть определенная палитра мнений», – констатировал Рахим Ошакбаев, директор центра прикладных исследований «Талап».
Предприниматели рассказывали inbusiness.kz, что через Национальную палату обращаются к правительству, аргументируют и объясняют, каких принятых мер поддержки будет достаточно и каких нет, а также какие налоговые льготы нужны бизнесу до конца 2020 года.

За время ЧП в Нацпалату обратились порядка 36,7 тыс. человек, более 80% из них – это представители МСБ, преимущественно в сфере образования, торговли и услуг (по данным на 22 апреля 2020 г.). Всего за 21-22 апреля 2020 г. в колл-центр поступило 901 обращение от предпринимателей, более половины из них касаются ограничения на передвижение.
А еще страховой бонус от карантина

Введение режима ЧП привело к тому, что с 15 марта в двух крупнейших городах Казахстана – Алматы и Нур-Султане – был внедрен повсеместный карантинный режим полной самоизоляции. Индекс самоизоляции, по данным геосервиса «Яндекс.Карты» и ИС «Сергек», превысил четыре пункта из пяти возможных. В результате улицы городов опустели, что привело к значительному сокращению числа ДТП.

По данным Генеральной прокуратуры, в марте в городах Нур-Султане и Алматы было зарегистрировано всего 165 фактов ДТП. Это на 52% меньше, чем в феврале текущего года. С учетом того, что ограничение на передвижение вступило в силу в середине марта, можно резонно предположить, что непосредственно в период карантина снижение ДТП носило более глубокий характер.

Более того, в органах внутренних дел фиксируются лишь ДТП, в которых есть пострадавшие. Так, по статистике МВД число ДТП в 2019 году составило 16,6 тыс, что на порядок меньше числа урегулированных страховых случаев (почти 75 тыс). Другими словами, реальное число ДТП может быть в 4-5 раз выше регистрируемых в правовой статистике Генпрокуратуры. Не исключено, что по ДТП без пострадавших в марте вероятно и наблюдался существенный спад. Следует сказать и о совсем мелких ДТП, по которым участники в силу незначительности ущерба решают на месте без обращения к страховым компаниям, и учет которых не ведется вовсе. Их число, весьма вероятно, в виду отсутствия транспортного движения, также упало.

В 2019 году страховые премии и выплаты по ГПО владельцев транспортных средств, по данным Нацбанка, составили 76,72 млрд и 29,68 млрд тенге соответственно. При этом на долю Нур-Султана и Алматы пришлось 32% всех премий (21,2 млрд тенге) и 40% выплат (11,9 млрд тенге). Для сравнения: за январь-март 2019 года на эти города пришлось 26% всех ДТП по стране.
Невооруженным глазом видно, что доходность по основному виду страхования в двух крупнейших городах страны для страховщиков не большая в сравнении с остальными регионами. Однако в условиях карантина страховые компании могли в разы снизить свои издержки, что позитивно сказалось бы на финансовых результатах.
Начиная с апреля режим карантина был распространен повсеместно по всей стране, что могло заметно отразиться на дорожной безопасности в целом и случаях ДТП в частности. А последнее, к слову, напрямую влияет на показатели страховщиков. В целом по стране число ДТП в I квартале 2020 года снизилось почти на 4% к показателю годичной давности, до 2740.

Однако, несмотря на внешне радужные перспективы, inbusiness.kz решил выяснить, как ситуация выглядит на самом деле внутри страховой отрасли.
Ерлан Бурабаев
Управляющий директор ОЮЛ
«Ассоциация финансистов Казахстана»
Азамат Керимбаев
Основатель Datalab Group
Продажи полисов упали
Ерлан Бурабаев, Управляющий директор ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана»:

«В период карантина объем заключенных договоров страхования по ГПО ВТС снизился. Так, если с января по 27 апреля прошлого года, по данным Государственного кредитного бюро, было заключено 1,529 млн договоров, то в аналогичном периоде текущего года – всего 1,316 млн договоров. Причем основное падение произошло в апреле, и сразу в два раза. Если в апреле 2019 года было заключено 447 тыс. договоров, то в апреле текущего года предварительные цифры показывают 222 тыс. договоров».

Азамат Керимбаев, основатель Datalab Group:

«Опрос среди представителей страховых компаний показал, что в апреле лишь 19% компаний сохранили свои объемы продаж (сбор страховых премий). 40% респондентов ответили, что объем продаж упал более чем на 60%. У 1/5 страховщиков продажи сократились от 40% до 60%. Всего в опросе участвовало 108 представителей страховых компаний.

При этом в марте 2020 года страховщики показали хорошие результаты. Так, за I квартал 2020 года компании по общему страхованию собрали 112 млрд тенге, что на 25,8 млрд тенге больше сборов за аналогичный период прошлого года, т. е. прирост составил 30%.

По нашим оценкам, сборы страховых премий по обязательному автострахованию в апреле 2020 года сократились на 24% (все регионы). В Алматы и Нур-Султане объем привлекаемых премий сократился на 33%. Если говорить о физических лицах, то объем премий, полученных от физических лиц, в апреле сократился на 45% по сравнению со средними продажами в обычное время».

Причины падения продаж
Ерлан Бурабаев, Управляющий директор ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана»:

«Нужно объективно и многофакторно оценивать данные. Поскольку полисы носят обязательный характер, после снятия карантина ожидается эффект отложенного спроса. Второй ключевой фактор – замедление или остановка в период карантина сделок по купле/продаже автомашин, что также повлияло на число заключаемых договоров страхования. Соответственно, со снятием карантина такие сделки возобновятся, возможно, будет догоняющий рост, что отразится в продажах полисов».
Драйверы роста страховых премий в 2019 году
Азамат Керимбаев, основатель Datalab Group:

«В 2019 году прирост сборов составил 26%. Прежде всего такой рост продаж обусловлен ростом трансграничного страхования, когда на территории Казахстана эксплуатируются транспортные средства, зарегистрированные в других государствах. Поэтому значительный прирост показывают приграничные регионы, такие как Алматинская, Актюбинская, Костанайская, Атырауская области, ВКО и ЗКО.

В начале 2020 года выяснилось, что многие казахстанские автовладельцы завезли в Казахстан автомобили из Армении, России и Кыргызстана. В данном случае население приобретало страхование по иным тарифам. Например, если средний размер страховой премии обязательного автострахования для транспортных средств, зарегистрированных на территории РК, составляет 15 667 тенге, то при трансграничном страховании годовая страховая премия может превышать 50 тыс. тенге. Поэтому в приграничных регионах наблюдается рост страховых премий, что не всегда означает увеличение интереса к страхованию среди населения.

Согласно данным финансового регулятора, количество действующих договоров страхования среди физических лиц по состоянию на 01 марта 2020 года составило 3 483 052 ед., что на 292 208 ед. больше по сравнению с прошлым годом. Всего в стране на начало марта 2020 года зарегистрировано 3 651 159 легковых авто, т. е. мы можем констатировать, что обязательным страхованием охвачено 95% автовладельцев».
Выплаты будут меньше, но неясно насколько
Ерлан Бурабаев, Управляющий директор ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана»:


ГПО ВТС является не самым крупным, но довольно существенным классом страхования по объему страховых премий в страховой отрасли Казахстана. Снижение количества ДТП в двух городах, безусловно, повлияет на объемы страховых выплат, но точную количественную оценку дать сложно. В условиях карантина филиалы страховых компаний не работали, и граждане, ставшие потерпевшими в ДТП, были ограничены в возможности обращения в страховые компании и предоставления документов.

В среднем время между самим ДТП и страховой выплатой варьируется от двух до трех недель, но бывает и дольше при сложных случаях. С 27 апреля решением госкомиссии РК страховым компаниям было разрешено возобновить работы, и мы начнем наконец принимать заявления от граждан, проводить оценки и так далее. Пока мы всю сумму по страховым выплатам за март не видим. Тем более по решению регулятора были сдвинуты сроки предоставления статистической и финансовой отчетности

Говоря о возможном снижении выплат, необходимо учитывать еще и социальные аспекты. Вся страна находится на карантине, по разным оценкам, до 40 и более дней. Сидя дома, граждане несколько утрачивают навыки вождения, и есть риск отложенных выплат, когда возврат к повседневному образу жизни после продолжительного карантина увеличит аварийность на дорогах. Это закономерно, но давать количественный прогноз сложно в отсутствие соответствующих моделей».
Роль двух столиц в экономике страховщиков
Азамат Керимбаев, основатель Datalab Group:

Почти 25% всех сборов страховых премий по обязательному автострахованию приходится на город Алматы. На столицу приходится 7,7%. Что касается страховых выплат, то явными фаворитами здесь также являются Нур-Султан и Алматы. Из почти 30 млрд тенге страховых выплат за 2019 год 12 млрд тенге приходится на эти города. Страховые выплаты в 2019 году значительно выросли по сравнению с 2018 годом. Если быть точным, прирост составил 35%, т. е. с 22 млрд тенге до 29,7 млрд тенге.

Общий объем страховых выплат по обязательному автострахованию вырос по двум основным причинам. Во-первых, выросло количество урегулированных страховых случаев. Если в 2018 году страховщики выплатили возмещение по 59 835 случаям, то в 2019 году количество урегулированных случаев составило 74 914. Во-вторых, выросла средняя сумма страхового возмещения, т. е. в 2018-м средний размер страховой выплаты составил 368 тыс. тенге, а в 2019 году средняя выплата составила 396 тыс. тенге.

Рост средней выплаты связан с изменениями в законодательстве об обязательном автостраховании, увеличены максимальные суммы страхового возмещения, и с ослаблением национальной валюты в предыдущих годах, что повлияло на стоимость запасных частей для авто.
Как карантин повлияет на финансовые результаты страховых компаний
Ерлан Бурабаев, Управляющий директор ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана»:

«Говоря о влиянии пандемии и карантинных ограничений на страховой сектор, следует отметить, что в связи с переносом сроков предоставления отчетности реальные цифры по отрасли мы увидим в июне-июле по итогам полугодия. В части продаж по итогам года я не думаю, что страховой сектор покажет сильный рост. Страховые выплаты, в частности по ГПО ВТС, снизятся, но несущественно в масштабах сектора.

В разрезе компаний выиграют те игроки, кто наладил и продолжал предоставлять услуги посредством онлайн-каналов не только по обязательным видам, но и по добровольным. Касательно ОГПО ВТС: если в I квартале 2019 года доля продаж полисов ГПО ВТС посредством онлайн составляла менее 1%, то в I квартале текущего года эта доля выросла до 5%. Если брать отдельно апрель, то она и вовсе составила 7%. Но тут рост произошел на фоне снижения общего числа заключаемых договоров. Число реализованных полисов онлайн в физическом объеме осталось примерно на уровне января-февраля. То есть падения не произошло».

Азамат Керимбаев, основатель Datalab Group:

«Снижение количества ДТП не окажет существенного влияния на страховщиков в финансовом плане, так как вместе с сокращением страховых случаев (ДТП) сократились и сборы страховых премий. Т. е. сохраняется некий баланс между доходами и расходами страховщиков. Также не стоит забывать, что страховая компания несет обязательства по страховому возмещению в случае ДТП в течение всего периода действия страхового полиса. Страховые компании, как и большинство предприятий, сократили свои расходы по ФОТ, приостановили платежи по аренде и прочим статьям расходов.

Ослабление национальной валюты в марте 2020 года окажет более значимое влияние на финансовое положение страховщиков в последующие периоды. Так как часть активов страховых компаний представлена в иностранной валюте, в марте 2020 года от переоценки иностранной валюты (ослабление тенге) страховщики получили доход в размере более 50 млрд тенге. При этом в I квартале 2020 года страховщики несут убытки от страховой деятельности, а именно минус 5,7 млрд тенге. При разумном управлении и прогнозировании убыточности автострахования страховые компании сформируют резервный капитал для урегулирования будущих страховых случаев (в том числе ДТП) с новыми показателями по средней выплате. В среднесрочном периоде средняя сумма страховых выплат будет расти».
НАД ПРОЕКТОМ РАБОТАЛИ:
Руководитель проекта: Мира Халина
Текст: Арман Джакуб, Катерина Клеменкова, Мария Галушко
Корректор: Яна Рябцева
Дизайн: Ахтам Зиперов
Фотограф: Максим Морозов