Как найти работу при помощи государства
Конечно, сегодня есть масса способов трудоустроиться - поискать объявления в газетах и в интернете, обратиться в кадровое агентство, и даже искать через знакомых. Но специально для решения вопросов безработицы государство реализует большую программу развития продуктивной занятости, предлагая сразу несколько вариантов - от просто трудоустройства до открытия своего бизнеса. inbusiness.kz изучил предлагаемые варианты и рассказывает, как стать участником программы.

Я остался без работы
В первую очередь, необходимо зарегистрироваться в качестве безработного. Это сделать просто - нужно обратиться в уполномоченный орган (департамент труда и социальной защиты населения) по месту жительства и написать заявление о постановке на учет в качестве безработного. Можно подать это заявление и онлайн - через портал "электронного правительства". Согласно закону "О занятости населения", ваши данные в течение пяти рабочих дней проверят, оформят на вас персональную карточку и сообщат о регистрации. И начнут искать вам работу. 

Как попасть в госпрограмму трудоустройства
Программа предполагает максимальный охват населения. Впрочем, в ней определены и приоритетные категории граждан. В их числе - молодежь в возрасте до двадцати девяти лет, включая выпускников 11 классов общеобразовательных школ, организаций технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования; воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 29 лет; инвалиды, не имеющие противопоказаний для занятий трудовой деятельностью по состоянию здоровья; женщины, проживающие в сельской местности; лица старше 50 лет до достижения пенсионного возраста; лица, высвобожденные в связи с ликвидацией работодателя –юридического лица, прекращением деятельности работодателя-физического лица или по сокращению численности или штата работников; и ряд других. Однако, если вы не относитесь к какой-либо из этих категорий, это вовсе не означает, что вы не сможете стать участником программы. Вам надо просто подать заявку на участие. 

В чем разница между участием в госпрограмме и просто поиском работы
На первый взгляд, разницы действительно нет. Но участие в программе подразумевает определенную поддержку со стороны государства. Например, для тех, кто направлен на переобучение, предусматривается выплата стипендий и обеспечение горячим питанием. А если человек согласился на работу в другом регионе, то государство просубсидирует переезд всей семьи на новое место жительства. Конечно, переехать можно и самостоятельно, но, согласитесь, когда вам компенсируют часть расходов - это гораздо лучше. 

Что нужно, чтобы стать участником программы
Ничего сверхъестественного от вас не требуется. В программе есть три направления: обеспечение участников Программы техническим и профессиональным образованием и краткосрочным профессиональным обучением; развитие массового предпринимательства; развитие рынка труда через содействие занятости населения и мобильность трудовых ресурсов.

В рамках первого направления (Подготовка кадров с ТиПО) в каждом населенном пункте создаются мобильные группы, которые ежегодно до 20 августа отбирают претендентов на участие именно в этом направлении. И по утвержденному списку участники направляются на учебу в профессиональное учебное заведение. Можно также самостоятельно обратиться в местный центр занятости и подать заявку на краткосрочное профессиональное обучение. 

По второму направлению (Развитие массового предпринимательства) необходимо также обратиться в центр занятости в своем населенном пункте. Ваши документы проверят, и если все ваши справки в порядке, вас направят на специальный курс обучения основам предпринимательства. После прохождения этих курсов вы с уже готовым бизнес-проектом (на курсах вам помогут его написать) обращаетесь в микрофинансовую организацию либо кредитное товарищество (список организаций, выдающих кредиты в вашем населённом пункте, вам предоставят), где оценят ваш проект и, если он потенциально рентабелен, выдадут кредит. 

По третьему направлению (Содействие занятости населения и мобильность трудовых ресурсов) в региональном центре занятости вам могут предложить трудоустройство на имеющиеся в базе вакантные рабочие места. Или же - переезд в другой регион - если вы сами готовы на переезд.

Список документов, которые нужно предоставить, невелик - копия удостоверения личности, документ об образовании, трудовая книжка (при наличии), адресная справка и медицинская справка о состоянии здоровья по форме 086-У. Для "бизнес-направления" потребуется еще и бизнес-предложение по организации или расширению собственного дела по установленной форме. 

В чем преимущества  участия в программе
Конечно, вы можете самостоятельно обратиться в банк и получить кредит на открытие собственного дела. И переехать в другую область тоже можете самостоятельно. Но при участии в программе вам это будет и проще, и дешевле.

Во-первых, обучение вы проходите бесплатно. Оказываемая вам помощь тоже полностью бесплатна. При получении кредита участники программы получают гарантии, что существенно облегчает выдачу кредита и значительно повышает шансы на его получение. Так, размер гарантий для начинающего предпринимателя не превышает 85% от суммы микрокредита; для действующего предпринимателя - не выше 50% от суммы микрокредита. При этом сумма микрокредита, подлежащего гарантированию, не может превышать 8 тысяч МРП. Срок микрокредита – до 5 лет, для проектов в сфере животноводства и создания сельскохозяйственных кооперативов – до 7 лет, годовая эффективная ставка вознаграждения - не более 6% годовых. Понятно, что для открытия большого предприятия этих сумм недостаточно, но в качестве старта - вполне неплохое начало. 

Во-вторых, если же вы выбрали направление на переселение в другой регион, вы получите такую господдержку: предоставление субсидий на переезд (в размере 35-кратного месячного расчетного показателя на каждого члена семьи); возмещение расходов по найму жилья и оплате коммунальных услуг (ежемесячно в течение года с повышением в зависимости от количества членов семьи). Но скорее всего вам будет предоставлено служебное жилье самим работодателем (это предусмотрено программой). Для предоставления служебного жилища и назначения субсидий на переезд участник подает заявление в центр занятости населения места прибытия по специально установленной форме (ее покажут в центре занятости), с указанием состава семьи и лицевого счета, предварительно открытого в уполномоченной организации по выдаче субсидии на переезд. К заявлению необходимо приложить такие документы: направление центра занятости населения (места выбытия); копия документа, удостоверяющего личность; социальный контракт (заключается при оформлении в программу); справка местного исполнительного органа об отсутствии жилища по месту прибытия на участника программы и членов его семьи.

Насколько эффективна программа
Пока что данные лишь промежуточные. Можно точно сказать, что государством выделены необходимые средства на все направления - обучение, кредитование, субсидирование переезда. Если посмотреть по имеющимся результатам, то в программе уже приняли участие более 114 тысяч человек, из них трудоустроены 105 тысяч человек.