Во время первой волны пандемии, которая ударила особенно сильно по микро, малому и среднему бизнесу в Казахстане, почти все предприниматели столкнулись со сложностями и убытками. Но кто-то из них сумел увидеть в кризисе возможность – перейти в онлайн, расширить ассортимент или даже завоевать новых клиентов. Почему это удалось одним, и не удалось другим? Мы задали успешным казахстанским предпринимателям и экспертам вопрос о том, какие три важных шага нужно сделать, чтобы остаться на плаву во время пандемии.

Будьте открыты новому. Изучайте свою сферу, оптимизируйте процессы, пробуйте и внедряйте инновационные технологии, которые помогут вам эффективно строить бизнес. Говоря о платежах, Visa Tap to Phone позволит превратить любой смартфон на базе Android с NFC-модулем в POS-терминал для приема бесконтактных платежей без дополнительного оборудования. А это значит, что у вас появятся новые возможности принимать бесконтактные платежи и, соответственно, расширить клиентскую базу за счет потребителей, которые предпочитают платить бесконтактно, и в целом - ускорить процесс оплаты и сделать его более безопасным. Необходимую информацию об актуальных платежных технологиях и инструментах, а также о специальных предложениях от Visa и партнеров компании мы собрали на онлайн-платформе поддержки малого бизнеса #WhereYouShopMatters #ПоддержиСвоих.

Ищите поддержку – людей, ресурсы, знания. Пандемия заставила нас переосмыслить практически все сферы нашей жизни – как мы взаимодействуем в быту, работаем, учимся, отдыхаем и путешествуем. Бизнес, от крупного до малого, столкнулся с необходимостью перестраивать многие операционные процессы и учиться по новому взаимодействовать со своими клиентами и партнерами.

Для того, чтобы помочь предпринимателями перевести свой бизнес в онлайн, совместно с Финтех хабом Международного финансового центра «Астана» и МФЦА мы объединили на площадке образовательной программы известных экономистов, экспертов и успешных казахстанских бизнесменов. В формате видео уроков эксперты рассказывают об инструментах, которые будут полезны для оптимизации бизнес процессов, и делятся своим опытом преодоления негативных последствий, вызванных коронакризисом.

Не останавливайтесь и не теряйте оптимизма. И это, пожалуй, самое главное. А ресурсы, возможности и поддержка обязательно найдутся.

Алия Чыныбаева
Региональный менеджер Visa в Центральной Азии
Эксперты

Гульзана и Расул Куванбакиевы
croissant.kz
Перестроить бизнес в формат agile. Быстрые решения, минимум сотрудников, осознанность и желание работать на 200%.

Проработка Пути Клиента (Customer Journey Map). Формы контакта с клиентами (сайт, соцсети, гео-справочники, whatsapp, telegram, телефон и др) должны быть простыми в использовании, актуальными и доступными в рабочее время.

100% Ориентир на Клиента. Честная информация о продукте/услуге, сервис выше ожидаемого, постоянное изучение интересов, предпочтений, аналитика обратной связи.

croissant.kz

Пересмотреть свои обязательства и вступать в диалог с арендодателем, банком, поставщиками, командой. Обсуждать и добиваться более гибких условий и пересмотра договора на самый сложный период – карантина, ограничения работы. Важно идти на переговоры с уже готовым предложением, чтобы как можно быстрее получить ответ.

Вывести все продукты онлайн, чтобы у клиента была возможность видеть ваш продукт и его стоимость. Через свой магазин, через агрегаторы, через маркетплейсы. Ищите возможности.

Коллаборируйтесь с другими брендами, обменивайтесь товаром, ценностями, клиентами, ищите способы рассказать о себе с разных сторон. И не бойтесь казаться уязвленным, будьте честны и откровенны со своей аудиторией, это хорошее время рассказать о своем бизнесе изнутри.

salemsosed.kz

Сима Розикова
Cо-основатель "Салем, Сосед!"


Бахтияр Садвакасов
Ферма Палермо
Общаться больше с друзьями, партнерами. Обсуждать идеи, не бояться предлагать самые сумасшедшие варианты. В одиночку сложно что-то придумать. Ищите общения с единомышленниками.

Двигаться маленькими шагами. Не останавливаться, не замыкаться в себе. Договариваться с сотрудниками и поставщиками об отсрочках по платежам. Все мы люди, мы все оказались в сложной ситуации. Договориться можно обо всем.

Не бояться сделать прототип новой услуги в старом бизнесе или что-то совершенно новое. Самое главное, быть готовым, что гипотеза может не сработать, и все придется начинать сначала. Важно помнить, что не все зависит от вас и не расстраиваться из-за неудач. Важно пробовать раз за разом, и тогда обязательно все получится.

fermapalermo.kz

В период резких падений доходов, таких что происходят сегодня в период пандемии, большинство предпринимателей используют стратегии оптимизации расходов и контроля над денежными потоками, но на мой взгляд, эти стратегии будут эффективны, только если вы не забудете о главной составляющей любого бизнеса – доходе.

Мой главный совет: смотрите на кризис не как на проблему, а как на новые возможности, которые открываются перед вами и вашим бизнесом.

Задайте себе вопрос, что случилось с вашими каналами реализации? Сможете ли вы продавать, используя текущую модель? Существуют ли другие каналы реализации вашего продукта? Нужен ли ваш продукт в текущей ситуации вашим клиентам?

И, конечно, здесь нет однозначного ответа, но давайте рассмотрим 3 ситуации:

Если ваш ответ «да», и вы можете получать доход с текущим каналом реализации, то используйте кризис как возможность роста! Многие ваши конкуренты в период кризиса не выживут, а вы должны, и вы сможете это сделать. Для этого проверьте все маркетинговые каналы продвижения, выделите самые эффективные из них. Не сокращайте рекламный бюджет, это ошибка большинства, а перераспределите его на наиболее конверсионные каналы интернет-маркетинга, которые приносят доход в настоящем времени.

Если ваш ответ «нет», каналы продаж не работают, но продукт люди хотят покупать. Тогда ищите новые каналы реализации. И в условиях пандемии весь мир нашел только один ответ – это онлайн. Ищите варианты выхода онлайн с вашим продуктом, и здесь я бы порекомендовала обратиться к программе, созданной Visa совместно с Финтех хабом Международного финансового центра «Астана» и МФЦА.

И, наверное, самый тяжелый вариант ситуации, когда вы понимаете, что ваш бизнес не может продолжать работу офлайн и не может перейти в онлайн. В этой ситуации ищем новые возможности и быстро переориентируемся на новый продукт.

Главное, не терять боевой дух, быть гибкими и целеустремленными и работать на результат!

fashionpark.kz
redpark.kz

Жанар Сулейменова
Основатель RED PARK


Рула Райм
Основатель Froot.kz
Запланировать свой P&L и сash flow по максимально негативному сценарию.

Определить ключевых сотрудников, кого нужно будет оставить при вынужденном сокращении штата.

Искать win-win партнерства с мультипликативным эффектом, которые помогут разделять операционные и маркетинговые затраты и увеличить аудиторию.

froot.kz

Алия Чыныбаева
Региональный менеджер Visa в Центральной Азии о влиянии пандемии на микро, малый и средний бизнес, и о том, как ускорить восстановление в пост-COVID период и что стоит за инициативой #ПоддержиСвоих