Дефицит школ в стране за последние десять лет стал настолько масштабной проблемой, на решение которой в текущем году брошены триллионы тенге. Тем временем качество образования в лучшем случае стагнирует, а бум рождаемости говорит о том, что проблема приобретает системный характер, взрываясь ростом насилия и буллинга. Решить проблему можно было бы за счет активного привлечения частных инвесторов. Однако последние решения профильного министерства заточены на количественные показатели в ущерб качеству, что рискует обернуться охлаждением и оттоком инвестиций в этот рынок. Об изнанке частного школьного образования, путях решения и уникальности своей школы с inbusiness.kz поделилась основательница Shoqan School Асель Тасмагамбетова.

– Здравствуйте, Асель Имангалиевна! Предлагаю начать с предыстории. Расскажите, что побудило Вас глубже заняться образовательными проектами в целом и школой в частности?

– Правильней будет начать с того, что за более чем 20 лет работы в благотворительном фонде мы реализовали большое количество социальных проектов. В их числе одно из главных направлений – образовательные проекты, один из примеров: в 2017 году мы построили общеобразовательную школу для города Алматы в Наурызбайском районе на 1200 человек. Мы подарили ее городу. Собственно, тогда и возникла идея построить школу, но уже в центре города. Мы поставили цель – выстроить такую систему обучения, чтобы выпускники школы смогли поступить в лучшие мировые университеты.

– Вы видите здесь большой коммерческий потенциал?

– Для нас с Кенесом [Ракишевым. – Прим. авт.] это не бизнес-направление. Школа имени Шокана Уалиханова, или Shoqan School, была построена с привлечением собственных и заемных средств, когда будут погашены кредитные обязательства, мы планируем перевести ее полностью на грантовую основу.

Shoqan School была первой частной школой, которая открылась в разгар пандемии. И для этого нужно было пройти семь кругов ада: строители не выходили на смену – болели, а поставщики подводили со сроками поставок строительных материалов и оборудования.

Это был сложный вызов, но мы справились и 1 сентября открыли двери школы. На начальном этапе у нас было 350 учеников, которые прошли сложное тестирование.

Когда мы открывали школу, мы рассчитывали, что будут созданы эндаументы, которые как финансовая подушка позволят закрывать все финансовые дыры и обучать детей на грантовой основе. Пока эта история не случилась. Причин тут несколько: начиная от еще незрелого отношения к эндаумент-фондам и заканчивая профильным законом, который регулирует нашу деятельность и, к большому сожалению, не позволяет, чтобы эндаумент работал. Мы надеемся, что текущее отношение будет пересмотрено.

Тем не менее мы планируем в этом году уже начать регистрировать эндаумент и работать в этом направлении. Это путь всех ведущих школ в Америке, Европе и огромного числа других учебных заведений высокого уровня. Все они были построены на деньги спонсоров и «живут», по сути, за счет эндаументов. Там институт школьных эндаументов очень сильно развит. Я уже не говорю об университетских эндаументах таких лидеров образования, как Гарвард, активы эндаумент-фонда которого составляют десятки миллиардов долларов. Поэтому они номер один, они развиваются, и нам в Казахстане тоже нужно перенимать этот прогрессивный опыт.

– Насколько известно, подобные фонды уже есть в Казахстане?

– Верно, например, у Республиканской физико-математической школы (РФМШ) есть эндаумент. Однако он генерирует небольшие суммы. Принцип эндаумента – это возможность образовательным учреждениям иметь финансовую подушку для развития. Потому что амбициозные цели требуют значительных инвестиций.

– Пользуетесь ли инструментами господдержки?

– На открытие школы к нам с визитом приехал премьер-министр с делегацией. И первый вопрос, который он мне задал: «Пользуетесь, ли вы государственными инструментами софинансирования?»

Действительно, ранее мы пользовались инструментом подушевого финансирования – это прекрасный инструмент для того, чтобы в частное образование начали приходить инвесторы. Я знаю много случаев, когда школы были построены, потому что работала программа подушевого финансирования.

– Вы сказали, что пользовались в прошедшем времени. Что-то изменилось?

– Со следующего года, вероятнее всего, уже не сможем его применять. В августе к нам пришло уведомление от профильного министерства о принятии нынешним нового приказа. Цель документа – снизить плату в частных школах до 230 тыс. тенге в месяц. Если школа не снижает стоимость обучения, то она будет лишена госфинансирования.

Нововведения по большей части коснулись частных школ, которые являются лидерами в этом направлении. К сожалению, они не могут снизить плату за обучение, поскольку закредитованы, а исходная финансовая модель разрабатывалась с учетом государственного софинансирования.

– Как повлияет решение министерства на рынок частного школьного образования?

– Будут строиться обычные школы, в которых будут отсутствовать лаборатории, кабинеты робототехники. И причина тут банальна – на это все не хватит денег. Данная мера, скорее всего, будет иметь мультипликативный эффект: у таких школ в долгосрочном периоде появится риск финансовой нестабильности.

– Как Вы будете решать эту проблему в самом негативном сценарии?

– В самом худшем случае мы останемся без финансирования. Поэтому выходов из ситуации будет два: частные школы будут вынуждены поднимать плату за обучение либо инвесторы должны будут вкладывать дополнительные средства, чтобы покрыть финансовые издержки.

При этом в обоих случаях будут потери: в первую очередь, мы столкнемся с риском потерять хороших учителей, вероятнее всего, будет и отток учеников. А это, как следствие, скажется на развитии частного образования.

При этом, несмотря на открытие частных школ, мы не видим сокращения дефицита ученических мест в госшколах. Например, в нашей первой школе, которую мы построили в Наурызбайском районе на 1200 человек в 2017 году, сейчас обучается 3500 человек. Имеются классы «Э» и «Ю», обучение идет в две смены, а в классах по 45 детей в среднем.

Рынок частного образования находится еще на этапе становления и, к сожалению, на данном этапе не решает проблему дефицита ученических мест. При этом все понимают, что государство просто физически не успеет построить школы самостоятельно. Темпы рождаемости выше текущей емкости школьной инфраструктуры с учетом текущих темпов строительства. Единственный выход – стимулировать частные инвестиции в строительство школ, чтобы хоть как-то разгрузить госшколы.

– Есть ли у Shoqan School грантовые программы и стипендиальные фонды?

– Конечно. Мы в первые годы ввели грантовую систему. Для того чтобы наши дети поступали в ведущие университеты мира, должна быть определенная конкуренция, как на уровне класса, так и на уровне школы. И этот соревновательный дух создают обладатели грантов. Мы заметили, как благодаря стипендиатам у всего класса растет мотивация. На данный момент в нашей школе обучаются 30 талантливых учеников, которым мы предоставили гранты.

В будущем мы планируем, чтобы 50% учеников школы учились на грантовой основе. Генеральная цель Shoqan School – стать трамплином для поступления наших выпускников в двадцатку ведущих университетов мира.

– Как Вы считаете, каким образом нужно выбирать школу?

– К сожалению, наличие какой-либо системы не гарантирует 100%-ное поступление ребенка в топовый университет. Успешное поступление зависит от многих факторов. Все школы подчинены стандарту министерства, однако частная школа может позволить внести некоторые изменения в образовательный процесс. Например, вместо положенных 3 часов английского наши старшеклассники изучают 6 часов, вместо 6 часов математики в 10-11-х классах у нас отведено 8 часов. То есть мы добавляем часы, за счет чего дети имеют возможность глубже изучать профильные предметы.

Также наша школа придерживается системы AP. В этом году у нас открылся новый корпус, цель которого – обеспечить индивидуальный маршрут образования. Это означает, что в 7-м классе ребенок, который уже определился с будущим направлением (например, инженерно-техническое направление), мы подбираем ему расписание, в котором будет сделан акцент на профильные предметы, необходимые для его будущей профессии.

Мы поставили перед собой высокую цель: планируем, что благодаря образовательной модели Shoqan School уже в 11-м классе наши выпускники будут получать приглашение от ведущих университетов.

Однако есть дети, которые еще не определились с выбором будущей профессии. В этом случае будет подключаться команда профориентаторов, которые определят потребности и способности ученика и помогут ему выбрать профессиональное направление и вуз. После этого школа разработает индивидуальный маршрут обучения. Мы только начали развивать это направление, но с каждым годом будем его совершенствовать, именно в этом я вижу решение многих задач.

– В Shoqan School большое внимание уделяется ESG-повестке. Это прежде всего бережливое отношение к природе. С чем это связано? Возможно, есть какой-то финансовый аспект?

– Здесь стоит начать с того, что я по первому образованию эколог. И именно поэтому повестка устойчивого развития касается всего, чем я занимаюсь, и школа в данном случае не стала исключением. Еще на этапе становления идеи мы планировали построить школу с учетом международных экологических стандартов.

Сейчас мы имеем серебряный экологический сертификат LEED на два корпуса, и это не просто декларативный документ, это значит, что здание соответствует всем экологическим требованиям, это значит, что в нем комфортно находиться, что оно функционирует по всем требованиям ЦУР и бережно относится как к людям, так и к ресурсам, необходимым для его работы. На примере нашей школы мы показываем, как можно внедрять эти решения в сфере водопотребления и энергосбережения.

Уже в начальной школе ученики работают над созданием собственных проектов, в этом году ребята из 4-го класса создали прототип теплицы и даже вырастили в ней клубнику. Мы планируем масштабировать данную разработку и в подобных теплицах, но уже большего размера, выращивать фрукты и овощи для школьной столовой.

Для учеников Shoqan School представлен большой выбор кружковых занятий, но до сих пор фаворитом остается робототехника. Иногда ребята настолько увлекаются процессом, что могут задержаться в школе и проектировать роботов до 8-9 вечера. Например, сейчас ребята моделируют экологически чистый город.

Особое внимание в школе мы уделяем экологическому просвещению.
Даже наши первоклассники знают о 17 целях устойчивого развития, ученики нашей школы активно вовлечены в экологические и волонтерские программы.

В прошлом году на базе школы мы провели республиканский форум для молодых ученых Shoqan Ecology.
Мы были поражены и искренне обрадованы уровнем подготовки научных проектов казахстанских школьников. В конкурсе приняли участие около 100 учеников со всего Казахстана.
Профессиональное жюри из казахстанских ученых-химиков, экологов и биологов определило 22 победителя, работы которых были удостоены денежной премии от нашей школы.

В следующем году мы планируем масштабировать данный форум на международный уровень. Мы хотим пригласить ученых из других стран, для того чтобы казахстанские школьники имели возможность поработать с ними над совместными проектами.

Возможно, даже получится запустить школьный научный журнал, в котором дети будут публиковать свои работы.

Наша главная миссия – чтобы выпускник Shoqan School имел сильное портфолио, показывал прекрасные академические знания и был всесторонне развит.

– Какие результаты уже показывает Shoqan School с точки зрения дальнейшей траектории роста ваших выпускников?

– На сегодня у нас пока было только два выпуска. Их, конечно, сложно назвать полностью нашими. Сложно лишь с той точки зрения, что школа молодая и многие присоединились к нам в средних и старших классах. Мы ежедневно работаем над улучшением и искренне ждем результатов, когда увидим наших выпускников, отучившихся полностью с 1-го по 11-й класс.

Текущие же показатели нас очень радуют. Большинство выпускников поступили в ведущие международные университеты Канады, США. Наша цель – чтобы как можно больше наших выпускников поступило в Гарвард. У них есть замечательные перспективы, а мы даем все необходимые стимулы. Например, если они поступят в топ-10 университетов мира, то плату за обучение полностью берем на себя. Это личная инициатива Кенеса [Ракишева. – Прим. авт.] и Вячеслава Кима.

– Какие у вас планы по развитию и масштабированию сети частных школ? Возможно, в будущем рассматриваете вариант открытия франшизы?

– Нам поступает множество предложений открыть наши школы и в Астане, и в Атырау, и в Актау, но мы не рассматриваем возможность предоставления франшизы. Масштабирование означает, что каждая новая школа должна соответствовать самым высоким стандартам образовательного процесса, которые были заданы в первой школе, а это трудоемкий процесс, который подразумевает серьезную подготовку кадрового и управленческого состава.

Поэтому новый этап развития Shoqan School – это создание академии для подготовки и переподготовки специалистов, которые в будущем станут не только нашим кадровым резервом, но и смогут усилить квалификацию на рынке всего частного образования. Сформировать сильный педагогический и управленческий резерв – это непростая задача для любой школы. Академия смогла бы стать своеобразной кузницей педагогических кадров, на базе которой уже можно будет задумываться о каком-либо масштабировании.

– Оцените состояние конкуренции на рынке частного школьного образования? С чем приходится сталкиваться?

– Я считаю, что все частные школы работают в одном направлении – дать своим выпускникам качественное образование. Более того, к конкуренции отношусь положительно. Я считаю, что только в условиях конкуренции может быть сильное развитие. Поэтому, если школа обеспечивает или приглашает сильных педагогов, внедряет новые программы, это всегда хорошо. Потому что это повышает планку, и мы, соответственно, тоже хотим развиваться.

– Расскажите, пожалуйста, как родилось название Shoqan School?

– Мы дали нашей школе имя великого казахского просветителя Шокана Уалиханова. В этом и кроется вся наша концепция, вся наша идея. Мы хотим, чтобы наши дети поступали в ведущие университеты мира, но при этом мы хотим, чтобы наши выпускники сохраняли связь с родиной.

– Каков сейчас конкурс на поступление в Shoqan School? Влияет ли на этот поток ценник?

– На данный момент в школе обучается 925 детей. Мощность нашей школы рассчитана на 1300 учеников. У нас высокие стандарты отбора для поступающих в школу. В классе максимум 20 детей, но в среднем класс укомплектован из 15 человек.

В прошлом году на одно место на русском отделении в третий класс претендовало 50 учеников, это дети, которые сдали экзамены, родители которых готовы оплачивать обучение.

Однако, к сожалению, с каждым годом становится все меньше детей, которые успешно сдают экзамен, Возможно, это связано с последствиями пандемии: дети пропустили целый год обучения, поэтому где-то просели в знаниях.

– Как вы решаете проблему наличия смартфонов у детей?

– Когда мы запретили смартфоны в школе, мы увидели потрясающий результат. Дети вдруг начали шуметь, бегать, взаимодействовать, начали записываться в библиотеку, у нас библиотека имеет колоссальную загрузку.

А в этом году разрабатывается государственный законопроект, который запретит использовать ученику смартфон на уроке.
Данная мера еще раз подтверждает, что Shoqan School работает в правильном направлении.

– Какова ситуация с кадрами на рынке школьного образования в целом и в вашей школе в частности?

– Педагогический состав нашей школы на 50% состоит из молодых учителей, вторая половина – это педагоги с большим стажем. В результате получается гибрид, который позволяет старшему поколению делиться своими наработками, знаниями с более молодым поколением, которое открыто и мотивировано, в свою очередь лучше разбирается в технологических новшествах. Меня очень радуют положительные изменения в отношении к профессии и статусу педагога.

В профессию приходят много молодых специалистов, как девушек, так и парней, которые горят своим делом и хотят поднять профессию учителя и всего образования на новый уровень.
А это вселяет оптимизм и надежду!