Пандемия коронавируса подтолкнула потребителей больше заботиться о своем здоровье, а значит, быть более разборчивыми в еде. Индустрия правильного питания и производства органических продуктов в мире непрерывно растет на протяжении двух десятков лет. С наличием залежных земель у Казахстана есть все шансы выстрелить как на международном рынке, так и на внутреннем. Спрос на натурпродукт увеличивается и за рубежом, и в стране. Отрасль мультипликативно включает такие ниши, как: сельское хозяйство, ритейл, консультации, приготовление и доставка готовых блюд, что говорит о возможностях для бизнеса.
Мировая экономика «ПП»
География органического сельского хозяйства в мире сегодня представлена 181 страной. Общая площадь органических угодий достигает более 71 га, что составляет 1,5% от общей площади земель сельхозназначения. Последние два десятилетия рынок органической продукции показывает стремительный рост, как производства, так и потребления. Сегодня его объем оценивается $110 млрд, что превышает уровень 1999 года на 600%, делится международной статистикой председатель Казахстанской федерации движений органического сельского хозяйства – KAZFOAM Евгений Климов.
В тройку лидеров по площади органических земель входят Австралия, Аргентина и Китай. Если в первых двух государствах органические площади в основном используются как пастбища, то в Поднебесной на данных наделах выращиваются овощи и другие культуры.
Потребление органической продукции растет в таких развитых странах как США, Германия, Франция. К примеру, на Штаты приходится 40% реализации от всей производимой в мире organic food.
audio
Organic в Казахстане
Из 22 млн га возделываемых в сельском хозяйстве земель 200 тысяч га обрабатываются по технологиям органического производства, подтвержденным европейскими сертифицирующими организациями. Но в Казахстане имеется возможность увеличить эти площади как минимум в пять раз. По расчетам KAZFOAM, в денежном выражении потенциал внутреннего рынка органического сельского хозяйства оценивается в 110 млрд тенге.
audio
Результаты социологического исследования, проведенного KAZFOAM методом опроса 200 посетителей супермаркетов, показали, что самые востребованные органические продукты у казахстанцев – овощи и фрукты. Второе место респондентами отдано молоку и молочным продуктам, третье – мясу и мясным изделиям. Стоит подчеркнуть, что большинство опрошенных отметили важность качества детского питания.
ДА – СЕРТИФИКАЦИИ,
НЕТ – ПСЕВДООРГАНИКЕ

Тема правильного питания для казахстанцев сегодня не новое веяние, а вопрос выбора. Часть из них приходит к ПП вынужденно – по состоянию здоровья, часть – для поддержания имунитета. Есть и те, кто в маркировке organic видит лишь маркетинговый ход, а поэтому и переплачивать за товар не видит смысла. Что объясняется засильем на витринах псевдоорганической продукции. Надписи «био», «эко», «халал» на упаковках встречаются весьма часто и в действительности не гарантируют, что содержимое товара изготовлено по правилам органического производства. Этот так называемый зеленый камуфляж, или гринвошинг, в стране запрещается законом об органической продукции и одновременно разрешается законом о техническом регулировании. Институт сертификации органической продукции в Казахстане также не работает. В итоге в республике с момента принятия закона об органике в 2015 году ни одно предприятие не получило документ соответствия.
audio
Для развития сегмента правильного питания в Казахстане в первую очередь необходима удешевленная сертификация продуктов. Это бы позволило ритейлу выставлять на полки подтвержденные товары. Для популяризации у населения культуры правильного питания в Центре компетенции НПП считают эффективным запуск программы по обучению детей в школах, а также смещение в агровузах акцента на биологические подходы.
Органичный бизнес
Сегмент правильного питания в Казахстане включает ритейл, сельское хозяйство, доставку готовых блюд, а также консультации. О самочувствии в условиях ЧП и планах на будущее рассказывают предприниматели, работающие в данной сфере.
«Люди отвыкли готовить дома,
но хотят питаться правильно»
Три года в Караганде работает сервис по разработке индивидуального меню, приготовалению по принципам правильного питания и доставке Nati Food. Его среднестатистические клиенты – это люди, которые хотят скорректировать свой вес, а также имеющие показания к диете по состоянию здоровья. В компании отмечают рост интереса у населения к этому направлению. Предприятие стартовало с двадцати постоянных клиентов. Сегодня в ней отмечают четырехкратный прирост пользователей. До наступления чрезвычайного положения сервис готовил 300 порций в день, после количество клиентов сократилось наполовину. Но затем последовал рост заказов.

«Как только объявили карантин, мы наблюдали падение на 50%. Люди, видимо, ударились в панику. Но потом количество заказчиков вернулось на прежний уровень и даже добавилось на 10%. Это связано с тем, что люди, которые ранее работали в офисах и питались в кафе ресторанах, местах общепита, сейчас находятся дома. Все эти заведения закрыты, люди отвыкли или не хотят готовить самостоятельно. Они и заказывают питание. Мы видим, что к нам добавились клиенты, которым не нужно набирать или сбрасывать вес. Они просто хотят есть и при этом правильно. Ну и также некоторые в надежде, что когда-нибудь ЧП закончится, хотят подготовить себя к лету, чтобы хорошо выглядеть », - отмечает коммерческий директор Nati Food Кирилл Костюнин.

Положительная динамика, которая сейчас имеется, дает основания говорить о том, что перспективы у бизнеса в сфере правильного питания большие. Особенно это касается такие крупные города, как Нур-Султан и Алматы. В мегаполисах люди очень заняты и они просто не успевают готовить дома еду, отмечает Кирилл Костюнин.

Меню в компании составляется диетологом по специально-разработанной таблице, где расписаны количество калорий, белков, жиров и углеводов. Это позволяет видеть калорийность блюд с точностью до грамма. Продукты, из которых готовятся блюда, покупаются у казахстанских поставщиков. В сервисе отмечают дефицит органики на внутреннем рынке и готовы сотрудничать с производителями экологически-чистых продуктов.
«Казахстану нужно обеспечивать
себя своими продуктами»
В фермерском хозяйстве «Стрелец. Экологическое земледелие» в Алматинской области выращивают картофель по технологиям экологически-чистого производства. В компании самостоятельно готовят биогумус, то есть органическое удобрение, которое получается в результате переработки сельскохозяйственных отходов дождевыми червями. На нем и выращивается картофель. Площадь засеиваемых земель компании составляет 60 га.

«Мы не используем никаких химикатов, прополку вручную проводим, семена используем только органические. Поставляем в основном свою продукцию в торговую сеть Small в Алматы и Нур-Султане. В минувшем году произвели 600 тонн картофеля. Что в два раза больше прошлогоднего показателя. Производим свой собственный биогумус, на котором выращиваем картофель, лук, морковь. Люди стали больше разбираться в еде, потому что наш организм напрямую зависит от качества продуктов питания. В основном нашу продукцию покупают люди с достатком выше среднего, либо родители для своих детей », - рассказывает владелец ИП «Стрелец. Экологическое земледелие» Андрей Стрелец.

Предприятие ориентировано на внутренний рынок. В этой связи не видит смысла сертифицировать производство по европейским стандартам органических продуктов. Сезон спроса европейских стран не совпадает с урожайным периодом в Казахстане. Соответственно тратиться на аудит и на зарубежную экспертизу, которая оценивается в десятки тысяч евро, смысла нет.

«Им нужен картофель в весенний период, а у нас сезон с июля по октябрь. В этом году поставили в Туркменистан. Если бы была действующая система сертификации в Казахстане, то не отказались бы ее пройти, потому что перспективы рынка производства органической продукции большие. Особенно с пандемией страны сокращает импорт. Казахстану надо обеспечивать себя своими товарами, продуктами. У мелких фермеров есть возможность наладить производство органических продуктов питания. Но нужно самим упаковывать товар, сортировать, а у нас в основном привыкли, что к ним приехали, забрали, рассортировали, упаковали», - говорит аграрий.

Он подчеркивает, что хозяйство обходится без субсидий, тогда как в основном сельхозтоваропроизводители сидят на дотациях.
«90% товаров импортируем»
Всего 10% товаров в торговых точках «Экошоп», которое позиционирует себя как магазин продуков для правильного питания, имеют казахстанское происхождение. Все остальное привозится из России. Причем из соседнего государства импортируется и продукт европейского производства.

«Мы ориентируемся на экологические продукты, которые не содержат в своем составе вредные для человеческого организма вещества. Например, лактозу, глютен. У нас более сотни поставщиков в России. На рынке мы существуем три года. В основном к нам приходят покупатели, которые имеют проблемы со здоровьем. Число заболевших людей становится больше, потому что экология не очень хорошая, плюс продукты питания вредные. У людей аллергия на глютен, на сладкое. Люди начинают задумываться о качестве питания, когда начинают болеть», - констатирует учредитель магазина «Экошоп» Гульнур Батыршинова.

Но больше становится и покупателей, которые не имеют проблем со здоровьем. Здесь сказывается общемировой тренд поддержания здорового образа жизни. Люди видят пример из окружения и начинают интересоваться темой здорового питания. В период карантина ритейлер частично перешел в режим работы по доставке. «В условиях карантина мы работаем. Единственное - рабочий день сократился. Из четырех точек в Нур-Султане работают только четыре. Доставку больше приходится делать по городу. Примерно 30-40 доставок в день мы делаем сейчас Раньше было максимум три доставки в день», - говорит Гульнур Батыршинова.
«Зерно предков»
Первые шаги на рынке производства органических продуктов компания «Диканшы» начала девять лет назад. Казахстанский рынок тогда не был готов к новому западному веянию. Население не задумывалось о качестве питания, аграрии и предприниматели не проявляли интереса к данному направлению бизнеса. Но энтузиасты нашлись и в 2011 году компания начала внедрять европейские стандарты соответствия правилам производства органики. Так как внутри страны спроса не было, предприятие ориентировалось на экспорт в Европу, где товар был востребован и высоко оценивался.

«Мы нашим партнерам, которые производят зерно, разместили заказы, чтобы они вырастили органическое зерно. Убедили их тем, что будем закупать зерно по повышенной цене и отправлять его в Европу. Наши украинские друзья, от которых мы и узнали об органике, наполнили нас компетенциями, знаниями, умениями в этой области. Так мы начали внедрять органические технологии. Нашим партнерам-аграриям нравилось продавать по повышенной стоимости продукцию и мы начали увеличивать объемы производства», - рассказывает историю создания производства учредитель компании «Диканшы» Дмитрий Пампур.

Европейские страны стабильно закупают у них лен, рапс, масличные культуры. Что касается зерновых и бобовых, то для них европейский рынок открыт не каждый сезон, а лишь когда в этих странах появляется дефиц. Особенное отношение в ЕС к таким достаточно необычным зерновым культурам, как полба и сельта.

«Пять лет назад мы ввезли в Казахстан такую культуру как полба – это один из сортов дикой пшеницы, которая произростала в древнее время. Из нее как раз выведен современный вид пшеницы. То есть, современная пшеница - это искусственно выведенная культура из диких сортов, таких как полба( твёрдый сорт) и спельта(мягкий сорт). Именно эти древние сорта пшеницы культивируются человечеством с давних времён. В процессе селекции современная пшеница приобрела определенные положительные качества, прежде всего повышенная урожайность, ну и так далее. Но, к сожалению, и утратила ряд других важных качеств. Древние сорта пшеницы лучше адаптированы к пищеварению человека и содержат ряд незаменимых аминокислот, которых уже нет в пшенице современной», - объясняет Дмитрий Пампур.

Последние годы компания работает с литовским сертификационным органом органической продукции «Экоагрос». Два раза в год их инспекторами проверяются поля и производственные объекты.

Ежегодно порядка 40 тонн полбы и продуктов из нее компания продает в Казахстане, 100-150 тонн вывозит в Россию. Больше всего этой пшеницы отправляется в Европу. Куда в этом маркетинговом году компания поставила 120 тонн полбы. Спрос на нее значительно возрос, поэтому на следующий год ставится задача увеличивать посевные площади.

«Существенный спрос в Казахстане мы увидели в прошлом году, а в этом он вырос еще больше. Последние два года, наконец, у нас узнали полбу. Нам не приходится объяснять, что это за культура. Плюс в прошлом году завезли спельту. Эта культура озимая, но мы рискнули и посеяли ее. Этим летом увидим. Если она себя хорошо покажет и вырастет, мы начнем еще и спельту выращивать», - поделися планами учредитель «Диканшы».

На внутреннем рынке фирма работает с торговыми сетями и поставляет как зерна и крупы, так и муку разного помола. По мнению Дмитрия Пампура, большая часть казахстанцев не доверяет маркировке – органик, потому что в стране нет контроля в этой сфере. Если ввести ответственность за лжеорганическую продукцию, то люди начнут увереннее покупать экологически-чистые продукты питания.