Экономика
символов

В этом году отмечается 11-летие со дня принятия Закона
«О государственных символах Республики Казахстан».
Госсимволами являются флаг, герб и гимн.
О том, как работает бизнес в этой сфере, — в спецпроекте abctv.kz
Объем государственных закупок нацсимволики
За три года госзакупки национальных символов увеличились в 11 раз
Экономика символов
Виды продукции
Основной спрос на национальную символику формируется за счет государства и зависимых от него организаций. Поэтому, если смотреть на портал государственных закупок и через который приобретаются товары на госнужды, главными из них являются герб, флаг, флагшток и наконечник для флагштока
Флаг
• прямоугольной формы, из шелковой ткани
• прямоугольной формы, из полиэфирной ткани
• прямоугольной формы, из атласной ткани
Герб
• из гипса
• объемный, барельефный
• пластиковый
Наконечник
• для флагштока
Флагшток
• металлический
• деревянный
• пластмассовый

Основной объем госзаказа приходится на герб
Примерная потребность государства в них составляет порядка 40 тыс. штук в год, что эквивалентно 75% всех закупок.
Экономика символов
Герб Республики Казахстан является одним из самых сложных в мире. Он включает в себя более 40 различных элементов, у каждого из которых есть свое предназначение.
Госрасходы на покупку флагов стоят на втором месте
Каждый пятый тенге, потраченный госорганами на закупки символики, приходится на стяги
Экономика символов
Флагшток занимает десятую долю госзакупок на производство нацсимволов
Общая сумма закупок не большая по сравнению с другими символами, но при этом за последние четыре года рост произошел в семь раз
Экономика символов
Замыкает четверку изготовление наконечников для флагштока

Экономика символов
На начало года в Реестре лицензиатов было зарегистрировано 63 изготовителя государственных символов. Такие данные приводит Комитет регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию. Основную часть продукции компании-изготовители реализуют через портал государственных закупок.

Статистика портала
государственных закупок за 2017 год
2983
Количество
лотов

250
Количество победителей
конкурсов закупок
1,062 млрд тенге
Бюджет
закупок
Крупные поставщики госсимволики
Основными поставщиками госсимволики являются порядка 10 компаний, в их числе:
Экономика символов
Завод по производству госсимволики
Растущий спрос на нацсимволику закономерно вызвал приток инвестиций в их производство. В 2017 году впервые в столице Казахстана открылся целый завод по производству госсимволов. Производственная площадка находится в индустриальной зоне «Астана – жаңа қала». Abctv.kz побывал на объекте, принадлежащем ТОО Industrial Company Zoom.

В 2017 году завод получил лицензию и начал работу. Это одно из немногих в Казахстане полностью автоматизированных производств государственной символики, имеющих возможность получать продукцию, точно соответствующую стандарту по геометрии построения и цветовым решениям.
Экономика символов
Директор завода по производству государственной символики – Industrial Company Zoom Темирлан Атарбаев
Производство гербов на заводе Zoom состоит из трех основных этапов: изготовление пластикового герба, нанесение цвета золота и покраска голубым цветом. Скорость изготовления на первом этапе самого распространенного вида герба диаметром 500 мм составляет три минуты. На этап нанесения золотого цвета затрачивается до 30 минут. Третий этап покраски также занимает не более 30 минут. Автоматизированный процесс ведет к тому, что каждое изделие идентично предыдущему. В стандарте четко прописано: в зависимости от этажности здания какого размера должен быть греб. Завод производит все размеры гербов – от самого минимального, 120 мм, до пяти метров. Самые ходовые модели – 120 мм и 500 мм.

В 2017 году Zoom продал порядка 12 тыс. гербов, заняв практически половину рынка, по крайней мере, в части государственных закупок через электронный портал.



Экономика символов
На базе разработанной технологами сложной 3Д-модели были разработаны пресс-формы с целью дальнейшей автоматизации процесса производства.

«Все эти этапы создания предприятия несли с собой большие капиталовложения и риски, так как технология на тот момент была абсолютно новой. Тем не менее, на сегодня мы с уверенностью можем заявлять, что мы добились высокотехнологичного, качественного и высокопроизводительного процесса производства государственной символики», — рассказал директор компании Темирлан Атарбаев.
Экономика символов
«По флажной продукции у нас достаточно хороший объем. Производим продукцию из сетки, габардина, атласа. Технологии — сублимационная печать и шелкография в зависимости от пожеланий заказчика. По флагам конкуренция гораздо выше, чем по гербам. В основном держим флажную продукцию, чтобы обеспечивать ассортимент. Иногда госучреждения заказывают символику в комплекте. Мы разработали три вида экспозиции госсимволики: герб, стенд, вывеска, флаг, флагшток», — говорит директор завода.
Экономика символов

Руководитель проекта: Арман Джакуб
Текст: Майра Медеубаева
Фото: Мария Матвиенко, архив ТОО "Industrial Company Zoom"


© Atameken Business Channel, 2018
Made on
Экономика символов
Tilda