Фармрынок РК не дает особого повода для оптимизма – эксперт

4787

Почему происходит стагнация, почему в Казахстане продается меньше лекарств, чем в Болгарии, где население втрое меньше?

Фармрынок РК не дает особого повода для оптимизма – эксперт Фото: Stada

Об этом inbusiness.kz беседовал с вице-президентом STADA по региону Евразия Арминасом Мацевичусом. Европейское исследование по вопросам здравоохранения STADA Health Report 2023, участником которого является и Казахстан, показало, что в этом году высокая инфляция негативно сказалась на оздоровлении казахстанцев и профилактике заболеваний, так, 42% соотечественников сократили расходы на оздоровление, а 21% экономят на лекарствах. О том, какие выводы из этих и других результатов исследования должны сделать участники рынка, хорошо ли, что многие нынче предпочитают лечиться через Google, каковы итоги года для фармацевтического рынка и о других актуальных вопросах – в материале inbusiness.kz.

– Итоги уходящего года на фармрынке Казахстана, насколько они позитивны? Дайте, пожалуйста, Вашу экспертную оценку.

– К сожалению, позитивными их назвать сложно. Более того, фармацевтический рынок Казахстана в этом году не дает особого повода для оптимизма, так как стагнирует, сужается, а ряд крупных международных фармкомпаний даже уменьшают на нем свое присутствие, сужают активности до какого-то одного приоритета, например рецептурных препаратов.  То, что присутствие фармацевтических компаний в Казахстане уменьшается, обусловлено, на мой взгляд, несколькими факторами – падением покупательской способности, жестким регулированием цен и геополитикой.

Статистические данные показывают, что в домохозяйствах растут затраты на продукты питания, а также на товары и услуги первой необходимости. Поэтому на какие-то категории казахстанцы вынуждены затраты сокращать, и, как показывают исследования, одни из первых статей расходов, которые урезают, – это расходы на оздоровление, на спорт.  

Второй момент, почему рынок Казахстана начал стагнировать и, кстати, другие рынки вокруг, – это жесткое регулирование цен. Согласно докладу European Medicines Association, инфляция себестоимости лекарств в прошлом году была больше 20%. Но регулирование ограничивает возможности игроков рынка. Мало какие страны подняли цены на лекарства на эти 20%. Это приводит к сокращению представленных на рынке продуктов, что, в свою очередь, влияет на приоритеты крупных производителей активных фармацевтических ингредиентов. Они также сокращают производство вследствие снижения спроса. И сейчас, например, в Европе с большой тревогой ждут зимнего сезона – будет ли произведено нужное количество антибиотиков или нет, и так далее.

Что касается геополитического фактора, то управление бизнесом в Казахстане и Центральной Азии фармкомпаниями ранее велось либо из Украины, из Киева, либо из Москвы, и очень мало случаев, когда это делалось и делается из Турции или ОАЭ. И, конечно, те компании, которые имели структуру, предусматривающую управление из РФ или из Украины, сейчас на казахстанском рынке ослабли, так как наш рынок сам по себе небольшой.

Казахстан по площади девятая в мире страна, и совсем недавно здесь родился 20-миллионный житель, но весь объем фармацевтического рынка составляет порядка 2 млрд евро. Тогда как, например, в Болгарии с ее 7 млн населения рынок составляет 2,7 млрд евро. И я бы не сказал, что в Болгарии люди больше зарабатывают – уровень заработной платы там сопоставим с казахстанским.

Словом, позади остались те времена, когда фармрынок показывал двузначный рост в деньгах и стабильно рос "в упаковках". Во время пандемии коронавируса, правда, был всплеск, но во многом он был обусловлен притоком вакцин. Последние же пару лет о росте в упаковках, который точнее отражает состояние самого рынка, а не инфляции, говорить не приходится. Рынок стагнирует, и многие компании сейчас думают, что им делать дальше.

– А почему так происходит в Казахстане? Почему у нас реализуется меньше лекарственных препаратов, чем в Болгарии, где население в три раза меньше?

– Исследования общественного мнения по вопросам охраны здоровья, которые наша компания проводит в 16 странах мира, в том числе и в Казахстане, в определенной степени показывают тренды, которые наблюдаются на рынках. И один из показателей этого года, который, я думаю, нужно брать на вооружение, – это то, как люди воспринимают профилактические медицинские осмотры для предотвращения болезней. Несмотря на то, что 19% опрошенных казахстанцев отметили, что они стали проходить такие осмотры чаще, почти шесть из десяти человек не проходят вообще никаких медицинских профилактических обследований. При более же детальном рассмотрении выяснилось, что основным препятствием для расширения масштабов профилактики является недостаток знаний о возможностях получения таких услуг также за счет государства.

Восприятие обществом здоровья, здорового образа жизни очень важно. Здесь нужно провести комплексный анализ, чтобы посмотреть реально, что происходит. В некоторых странах, и в Казахстане в частности, есть врачи общей практики, которые прежде всего должны заниматься охраной здоровья и направлением пациентов по правильному пути. Но мне кажется, этот институт пока не такой сильный, как это предполагалось, когда Алматинская декларация делала ставку на этих специалистов, на первичную медико-санитарную помощь, как основу всего. Сейчас у врачей в Казахстане большая загруженность и недостаточно времени на каждого конкретного пациента, чтобы подробно обсудить план лечения или тем более профилактики, пояснить, рассказать, выбрать варианты, пусть и в рамках имеющихся протоколов. А если у врача нет времени поговорить, он просто поинтересовался самочувствием, измерил давление и так далее, а потом говорит: "Идите, медсестра вам вынесет рецепты". Удовлетворен врач? Вроде бы да, ведь он принял пациента, плюсик поставил, рецепт выписал. Пациент получил исчерпывающую информацию? Нет. Что ему остается делать? Искать ответы в YouTube или Google.

– А это плохо или хорошо?

– Я бы сказал, и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что какое-то образование все-таки идет, например, через популярных в интернет-пространстве врачей, у которых есть определенный дар говорить просто о сложном. Но я не знаю, почему люди думают, что всего этого не знает врач, к которому они могут обратиться индивидуально, а не по ссылке в Интернете. Конечно, врач знает, как лечить, и знает он это лучше, чем Google. А плохо, так как поиск информации по Интернету – это лишь часть образовательного и просветительного процесса, а на самом деле он должен быть гораздо шире и системнее. А заниматься им должны все, в том числе государство, причем начиная с малых лет своих граждан. Фармацевтические компании также могут выполнять определенные образовательные функции, причем не только врачей и фармацевтов, но и пациентов, стейкхолдеров, потребителей в случае БАД. И врачи тоже должны взять на себя эту роль – образование своих пациентов, которое очень важно. То есть пациент сам должен лучше разбираться в вопросах собственного здоровья, а врачи ему правильно советовать, как сохранить здоровье на долгие годы путем правильного потребления лекарств и добавок. Где эта работа лучше поставлена – там и процент грамотного применения лекарств выше, и рынок объемнее.

О проблемах логистики, о соотношении цены и качества читайте завтра во второй части интервью.

Ранее сообщалось, что фармацевтический рынок РК серьезно зависит от импорта.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться