< Назад Бизнес-гайд Далее >

Рынок электронной
коммерции

В последние годы сектор электронной коммерции в Казахстане показывает впечатляющий рост. По предварительным оценкам, доля рынка электронной коммерции занимала в 2023 году 13% рынка розничной торговли и достигла 2,5 трлн тенге. Таким образом, рост рынка в 2023 году по отношению к предыдущему году составил 27%, а за последние 5 лет объем рынка в номинальном выражении вырос в 4,2 раза.

Основным стимулом для роста e-com остаются маркетплейсы, которые за счет широкого ассортимента товаров, удобных форм доставки и возможности приобретения в рассрочку делают этот сегмент с каждым годом все более привлекательным. По оценкам PwC, доля продаж с маркетплейсов от розничной электронной коммерции достигла 84%. А также очень активно, особенно в крупных городах, растет сектор eGrocery.

Чтобы понять, почему электронная коммерция набирает обороты, надо посмотреть, какая возрастная категория сейчас является основным потребителем e-com и е-услуг. Это поколение миллениалов и зумеров (Z). Согласно данным отчета исследовательского института Capgemini, более двух третей (68%) представителей поколения Z и более половины (58%) миллениалов за последние шесть месяцев заказывали товары напрямую у брендов и предпочитали доставку, особенно в сегментах здоровье, красота и еда. Миллениалы - люди, которые всегда онлайн. У 70% есть аккаунты в соцсетях.

Миллениалы любят пробовать что-то новое и нелояльны к брендам. Зумеры (Z) –это люди до 20 лет. Они практически родились с телефоном в руках, живут в цифровом мире, и в два раза чаще покупают онлайн. Следовательно, именно это поколение делает заказы в интернете. В Казахстане в 2022 году, по официальным данным статистики, 60% рабочей силы составляют миллениалы и зумеры, и они составляют значительную долю платежеспособного населения.

Маркетплейсы играют ключевую роль в развитии рынка электронной коммерции. Они предоставляют платформу, на которой множество продавцов могут предлагать свои товары или услуги потребителям. Согласно отчету Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан, рынок маркетплейсов в стране относится к высоко концентрированным товарным рынкам. В первом полугодии 2023 года 77% рынка занимал Каспи-магазин, который еще 1,5 года назад занимал 97% этого рынка.  На этом маркетплейсе более 60 тысяч продавцов представляют свои товары. Очень уверенно на рынок зашел Wildberries: в 2021 году его не было в списке основных крупных игроков, а в первом полугодии 2023 года он занимал уже 17%.  На конец 2023 года Wildberries было зарегистрировано уже   55 тысяч казахстанских селлеров. Еще один активный игрок рынка - JusanMart c долей 4,5% и количеством продавцов больше 25 тысяч.

Еще одна торговая площадка, которая активно развивается и, скорее всего, в ближайшее время увеличит свое присутствие на рынке, учитывая ее активность, – это Ozon. Доля рынка пока не велика – 0,2%, но учитывая то что, маркетплейсом уже запущены 2 фулфилмент-сортировочных центра в Алматы и Астане, общей площадью 43 тыс. кв. м, открыты 1189 пунктов выдачи заказа (что в 2 раза больше, чем у Wildberries) и на ней зарегистрированы уже 45 тыс. казахстанских продавцов, ожидаем в этом году значительные изменения в делении рынка.