НАЦИОНАЛЬНАЯ ПАЛАТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ "АТАМЕКЕН"
Сидеть или работать?
Специальный совместный проект Atameken Business Channel и НПП «Атамекен» о законотворческих инициативах по декриминализации экономических составов преступлений небольшой тяжести.






НАЦИОНАЛЬНАЯ ПАЛАТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ "АТАМЕКЕН"
Сидеть или работать?
Специальный совместный проект Atameken Business Channel и НПП «Атамекен» о законотворческих инициативах по декриминализации экономических составов преступлений небольшой тяжести.
ABCTV.KZ СОВМЕСТНО С НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАЛАТОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Нурсултан Назарбаев
президент Республики Казахстан
"Нужно проводить дальнейшую работу по снижению санкций за правонарушения в предпринимательской сфере. Следует декриминализировать экономические составы с невысокой степенью общественной опасности"

(из текста послания народу Казахстана 2017 года "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность")

Нурсултан Назарбаев
президент Республики Казахстан
"Нужно проводить дальнейшую работу по снижению санкций за правонарушения в предпринимательской сфере. Следует декриминализировать экономические составы с невысокой степенью общественной опасности"

(из текста послания народу Казахстана 2017 года "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность")

МНЕНИЯ
Бизнес должен
дышать свободно
"Не сажать, а бить штрафами"
МНЕНИЯ
Бизнес должен
дышать свободно
Бизнесмен за решеткой
По данным Генеральной прокуратуры РК, МВД РК, Комитета уголовно-исполнительной системы (КУИС) МВД РК, Transparency Kazakhstan.











2013 год
Количество возбужденных уголовных дел по экономическим преступлениям: 5977

Количество уголовных дел, рассмотренных в суде: 1882

Количество уголовных дел, завершивших приговором: 411

Среднее время периода досудебного расследования (от возбуждения уголовного дела до передачи в суд) по данным Комитета по правовой статистики и правовым учетам Генпрокуратуры РК: от 2 до 6 месяцев

2014 год
Количество возбужденных уголовных дел по экономическим преступлениям: 5186

Количество уголовных дел, рассмотренных в суде: 1891

Количество уголовных дел, завершивших приговором: 455

Среднее время периода досудебного расследования (от возбуждения уголовного дела до передачи в суд) по данным Комитета по правовой статистики и правовым учетам Генпрокуратуры РК: от 1 до 7 месяцев

2015 год
Количество возбужденных уголовных дел по экономическим преступлениям: 8857

Количество уголовных дел, рассмотренных в суде: 1914

Количество уголовных дел, завершивших приговором: 455

Среднее время периода досудебного расследования (от возбуждения уголовного дела до передачи в суд) по данным Комитета по правовой статистики и правовым учетам Генпрокуратуры РК : от 10-15 дней до 7 месяцев
2016 год
Количество возбужденных уголовных дел по экономическим преступлениям: 6569

Количество уголовных дел, рассмотренных в суде: 1576

Количество уголовных дел, завершивших приговором: 413

Среднее время периода досудебного расследования (от возбуждения уголовного дела до передачи в суд) по данным Комитета по правовой статистики и правовым учетам Генпрокуратуры РК: от 10 дней до 7 месяцев

Примечание
: после совместного Форума Генеральной прокуратуры РК и Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» была проведена ревизия всех уголовных дел, возбужденных по экономическим преступлениям и, как следствие, их количество сократилось до 708.

2017 год
Всего в местах заключения находится 36 тысяч 343 человека (данные за 2016 год)

3634 из них осуждены за экономические преступления различной степени тяжести.

Содержание одного осужденного обходится республиканскому бюджету в 800 тыс. тенге в год (без учета средств на содержание инфраструктуры исправительно-трудовых учреждений, довольствия офицеров и личного состава службы КУИС и прочих затрат)

2013 год
Количество возбужденных уголовных дел по экономическим преступлениям: 5977

Количество уголовных дел, рассмотренных в суде: 1882

Количество уголовных дел, завершивших приговором: 411

Среднее время периода досудебного расследования (от возбуждения уголовного дела до передачи в суд) по данным Комитета по правовой статистики и правовым учетам Генпрокуратуры РК: от 2 до 6 месяцев

2014 год
Количество возбужденных уголовных дел по экономическим преступлениям: 5186

Количество уголовных дел, рассмотренных в суде: 1891

Количество уголовных дел, завершивших приговором: 455

Среднее время периода досудебного расследования (от возбуждения уголовного дела до передачи в суд) по данным Комитета по правовой статистики и правовым учетам Генпрокуратуры РК: от 1 до 7 месяцев

2015 год
Количество возбужденных уголовных дел по экономическим преступлениям: 8857

Количество уголовных дел, рассмотренных в суде: 1914

Количество уголовных дел, завершивших приговором: 455

Среднее время периода досудебного расследования (от возбуждения уголовного дела до передачи в суд) по данным Комитета по правовой статистики и правовым учетам Генпрокуратуры РК : от 10-15 дней до 7 месяцев
2016 год
Количество возбужденных уголовных дел по экономическим преступлениям: 6569

Количество уголовных дел, рассмотренных в суде: 1576

Количество уголовных дел, завершивших приговором: 413

Среднее время периода досудебного расследования (от возбуждения уголовного дела до передачи в суд) по данным Комитета по правовой статистики и правовым учетам Генпрокуратуры РК: от 10 дней до 7 месяцев

Примечание
: после совместного Форума Генеральной прокуратуры РК и Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» была проведена ревизия всех уголовных дел, возбужденных по экономическим преступлениям и, как следствие, их количество сократилось до 708.

2017 год
Всего в местах заключения находится 36 тысяч 343 человека (данные за 2016 год)

3634 из них осуждены за экономические преступления различной степени тяжести.

Содержание одного осужденного обходится республиканскому бюджету в 800 тыс. тенге в год (без учета средств на содержание инфраструктуры исправительно-трудовых учреждений, довольствия офицеров и личного состава службы КУИС и прочих затрат)

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Сидящая экономика
Сравнительный анализ наказания за экономические и
прочие преступления в Уголовном Кодексе РК









Статья 215.Лжепредпринимательство

Наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей (4 538 000 тенге) либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Пункт второй этой статьи предусматривает наказание:
штраф в размере от трех тысяч до семи тысяч месячных расчетных показателей (6 807 000 – 15 883 000 тенге) либо исправительные работы в том же размере, либо ограничение свободы на срок от трех до семи лет, либо лишение свободы на тот же срок, с конфискацией имущества.

Пункт третий этой статьи предусматривает лишение свободы на срок от семи до десяти лет с конфискацией имущества.
Меры наказания сопоставимы с:

Статья 298. Хищение либо вымогательство наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов (от трех до семи лет)

Статья 105. Доведение до самоубийства (от трех до семи лет).

Статья 106. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (от трех до семи лет).

Статья 125. Похищение человека (от четырех до семи лет).
Статья 126. Незаконное лишение свободы (до трех лет).

Статья 128. Торговля людьми (от трех до пяти лет с конфискацией имущества).

Статья 134. Вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией (от трех до пяти лет с конфискацией имущества).

Статья 176. Присвоение или растрата вверенного чужого имущества (от семи до десяти лет с конфискацией имущества).

Статья 135. Торговля несовершеннолетними (от пяти до семи лет с конфискацией имущества)

Статья 146. Пытки (в отношении женщины, находящейся в состоянии беременности, или несовершеннолетнего, - от трех до семи лет).

Статья 162. Производство, приобретение или сбыт оружия массового поражения (от пяти до десяти лет).

Статья 170. Наемничество - вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, его использование в вооруженном конфликте, военных действиях или иных насильственных действиях, направленных на свержение или подрыв конституционного строя либо нарушение территориальной целостности государства - от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

Статья 171. Создание баз (лагерей) подготовки наемников -
от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

Меры наказания сопоставимы с:

Статья 162. Производство, приобретение или сбыт оружия массового поражения – от пяти до десяти лет.

Статья 170. Наемничество.

1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, его использование в вооруженном конфликте, военных действиях или иных насильственных действиях, направленных на свержение или подрыв конституционного строя либо нарушение территориальной целостности государства – от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

Статья 171. Создание баз (лагерей) подготовки наемников от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

Статья 179. Пропаганда или публичные призывы к захвату или удержанию власти, а равно захват или удержание власти либо насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан – до семи лет.
Статья 216. Совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров.

Наказывается ограничением свободы либо лишением свободы на срок до трех лет, предусматривает ограничение свободы на срок от трех до семи лет, либо лишение свободы на тот же срок, с конфискацией имущества.

Пункт третий предусматривает лишение свободы на срок от семи до десяти лет.

Статья 245. Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций.

Наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

1) с использованием счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;

2) группой лиц по предварительному сговору – ограничением либо лишением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные преступной группой либо в особо крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет.

Меры наказания сопоставимы с:

Статья 191. Грабеж (открытое хищение чужого имущества) – до четырех лет.

Статья 192. Разбой (нападение с целью хищения чужого имущества, соединенное с насилием) – от трех до семи лет с конфискацией имущества. Преступление, совершенное группой лиц, – от пяти до десяти лет с конфискацией имущества.

Меры наказания сопоставимы с:

Статья 313. Незаконное распространение произведений, пропагандирующих культ жестокости и насилия
- до двух лет

Статья 110. Истязание

1. Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев или иными насильственными действиями, если это деяние не повлекло причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью - до двух лет.


Статья 219. Незаконное получение и нецелевое использование кредита.

Наказывается исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на тот же срок.

Статья 221. Монополистическая деятельность (установление и (или) поддержание субъектами рынка монопольно высоких (низких) или согласованных цен и так далее).

Наказывается штрафом, исправительными работами либо ограничением (лишением) свободы на срок до одного года.

Меры наказания сопоставимы с:

По статье 112. Причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны - до одного года.
Меры наказания сопоставимы с:

Частью 2. Статья 389. Самоуправство - арестом на срок до семидесяти пяти суток.

Статья 391. Незаконный подъем Государственного Флага Республики Казахстан - арест на срок до шестидесяти суток.

Статья 222. Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования и проч. - наказывается

привлечением к общественным работам на срок до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до семидесяти пяти суток.
Статья 233. Нарушение порядка и правил маркировки подакцизных товаров акцизными марками и (или) учетно-контрольными марками.

Предусматривает наказание в виде ограничения (лишения) свободы сроком от двух до трех лет.

Меры наказания сопоставимы с:

Статья 419. Заведомо ложный донос – до трех лет

Часть 2 Статьи 110. Истязание

1. Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев или иными насильственными действиями, если это деяние не повлекло причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью - от трех лет лишения свободы.


Статья 117. Заражение венерической болезнью - до двух лет.

Статья 216. Совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров.

Наказывается ограничением свободы либо лишением свободы на срок до трех лет, предусматривает ограничение свободы на срок от трех до семи лет, либо лишение свободы на тот же срок, с конфискацией имущества.

Пункт третий предусматривает лишение свободы на срок от семи до десяти лет.
Меры наказания сопоставимы с:

Статья 162. Производство, приобретение или сбыт оружия массового поражения – от пяти до десяти лет.

Статья 170. Наемничество.
1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, его использование в вооруженном конфликте, военных действиях или иных насильственных действиях, направленных на свержение или подрыв конституционного строя либо нарушение территориальной целостности государства – от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.
Статья 171. Создание баз (лагерей) подготовки наемников – от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

Статья 179. Пропаганда или публичные призывы к захвату или удержанию власти, а равно захват или удержание власти либо насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан – до семи лет.

Статья 245. Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций.

Наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

1) с использованием счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;

2) группой лиц по предварительному сговору – ограничением либо лишением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные преступной группой либо в особо крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет.

Меры наказания сопоставимы с:

Статья 191. Грабеж (открытое хищение чужого имущества) – до четырех лет.

Статья 192. Разбой (нападение с целью хищения чужого имущества, соединенное с насилием) – от трех до семи лет с конфискацией имущества. Преступление, совершенное группой лиц, – от пяти до десяти лет с конфискацией имущества.

Статья 219. Незаконное получение и нецелевое использование кредита.
Наказывается исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на тот же срок.
Меры наказания сопоставимы с:

Статья 313. Незаконное распространение произведений, пропагандирующих культ жестокости и насилия
- до двух лет

Статья 110. Истязание

1. Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев или иными насильственными действиями, если это деяние не повлекло причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью - до двух лет.

Статья 221. Монополистическая деятельность (установление и (или) поддержание субъектами рынка монопольно высоких (низких) или согласованных цен и так далее).
Наказывается штрафом, исправительными работами либо ограничением (лишением) свободы на срок до одного года.
Меры наказания сопоставимы с:

По статье 112. Причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны - до одного года.
Статья 222. Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования и проч. - наказывается

привлечением к общественным работам на срок до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до семидесяти пяти суток.
Меры наказания сопоставимы с:Частью 2. Статья 389. Самоуправство - арестом на срок до семидесяти пяти суток.

Статья 391. Незаконный подъем Государственного Флага Республики Казахстан - арест на срок до шестидесяти суток.

Статья 233. Нарушение порядка и правил маркировки подакцизных товаров акцизными марками и (или) учетно-контрольными марками.

Предусматривает наказание в виде ограничения (лишения) свободы сроком от двух до трех лет.

Меры наказания сопоставимы с:

Статья 419. Заведомо ложный донос – до трех лет

Часть 2 Статьи 110. Истязание

1. Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев или иными насильственными действиями, если это деяние не повлекло причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью - от трех лет лишения свободы.


Статья 117. Заражение венерической болезнью - до двух лет.

Тюрьма или штраф?
Предложения "Атамекен" по декриминализации Уголовного Кодекса
«Лжепредпринимательство»
Лжепредпринимательство, то есть создание субъекта частного предпринимательства либо приобретение акций (долей участия, паев) других юридических лиц, предоставляющее право определять их решения, без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, в целях незаконного получения кредитов или освобождения от налогов, или сокрытия запрещенной деятельности, или извлечения иной имущественной выгоды, или в целях содействия совершению таких действий, а равно руководство им, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству,

наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные неоднократно; группой лиц по предварительному сговору; лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом, либо лицом, занимающим ответственную государственную должность, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения; с использованием документов другого физического (юридического) лица без его согласия либо поддельных документов, наказываются штрафом в размере от трех тысяч до семи тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок от трех до семи лет, либо лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества, а в случаях, предусмотренных пунктом 3), с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные преступной группой или причинившие особо крупный ущерб, наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового.
Предложения НПП «Атамекен»
Сделать состав формальным и изменить на «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица»

1. Образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, данных, повлекшее внесение сведений о подставных лицах в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров, наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения сведений о подставном лице в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров, наказывается штрафом в размере до одной тысячи месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для внесения сведений о подставном лице в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров, наказывается штрафом в размере до одной тысячи месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные неоднократно; лицом с использованием своего служебного положения; преступной группой,

наказываются штрафом в размере от трех тысяч до семи тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок от трех до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание

Подставные лица – лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.
Действующая статья 216
1. Совершение субъектом частного предпринимательства действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с целью извлечения имущественной выгоды, причинившее крупный ущерб гражданину, организации или государству, наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное неоднократно; группой лиц по предварительному сговору; на сумму свыше десяти тысяч месячных расчетных показателей; лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом, либо лицом, занимающим ответственную государственную должность, если оно сопряжено с использованием им своего служебного положения; путем использования лжепредприятия,

наказывается штрафом в размере от трех тысяч до семи тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок от трех до семи лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, а в случаях, предусмотренных пунктом 4), с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные преступной группой или причинившие особо крупный ущерб, наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового.
Статья 216. Совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров
1. Совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с целью извлечения имущественной выгоды, причинившее крупный ущерб гражданину, организации или государству, наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное неоднократно; группой лиц по предварительному сговору; на сумму свыше десяти тысяч месячных расчетных показателей; лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом, либо лицом, занимающим ответственную государственную должность, если оно сопряжено с использованием им своего служебного положения; путем использования незаконно образованного (созданного, реорганизованного) юридического лица, наказываются штрафом в размере от трех тысяч до семи тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок от трех до семи лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, а в случаях, предусмотренных пунктом 4), с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные преступной группой или причинившие особо крупный ущерб, наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового.
Действующая статья 245. Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций
1. Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций путем непредставления декларации, когда подача декларации является обязательной, либо внесения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и (или) расходах путем сокрытия других объектов налогообложения и (или) других обязательных платежей, если это деяние повлекло неуплату налога и (или) других обязательных платежей в крупном размере, наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное с использованием счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров; группой лиц по предварительному сговору, наказывается штрафом в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные преступной группой либо в особо крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Статью 245 «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций» изложить в следующей редакции:
1. Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций путем умышленного непредставления декларации, когда подача декларации является обязательной, либо внесения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и (или) расходах путем сокрытия других объектов налогообложения и (или) других обязательных платежей, если это деяние повлекло неуплату налога и (или) других обязательных платежей в крупном размере, наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное с использованием счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров; группой лиц по предварительному сговору, наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные преступной группой либо в особо крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание

Лицо, впервые совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности в случае добровольной уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет.

Действующая статья 214 «Незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность»
Осуществление предпринимательской или банковской деятельности (банковских операций) без регистрации, а равно без обязательной для такой деятельности лицензии либо с нарушением законодательства о разрешениях и уведомлениях, а равно занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере или производством, хранением, перевозкой либо сбытом подакцизных товаров в значительных размерах, наказываются штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой.

2. Те же деяния, совершенные преступной группой; сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере; совершенные неоднократно, наказываются штрафом в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества.
Предложения НПП «Атамекен»:
Состав преступления, предусмотренный в этой статье, – осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо с нарушением законодательства о разрешениях и уведомлениях. Эксперты Департамента правового обеспечения предпринимательства полагают, что дефиниция «нарушение законодательства» содержит расплывчатое толкование. Предложение: исключить это словосочетание и конкретизировать текст статьи: «осуществление деятельности без лицензии и без разрешения». Осуществление банковской деятельности оставить на усмотрение Кодекса РК об административных правонарушениях (КоАП).
Действующая статья 219 «Незаконное получение кредита или нецелевое использование бюджетного кредита»
1. Получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита, дотаций либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении, финансовом состоянии или залоговом имуществе индивидуального предпринимателя или организации, или об иных обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита, дотаций, льготных условий кредитования, а равно несообщение банку или иному кредитору информации о возникновении обстоятельств, могущих повлечь прекращение кредитования, дотирования, отмену льгот либо ограничение размеров выделенного кредита или дотаций, если эти деяния причинили крупный ущерб, наказываются штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Использование бюджетного кредита не по целевому назначению, если это деяние причинило крупный ущерб гражданину, организации или государству, наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Предложения НПП «Атамекен»:
Заем – это по своей сути гражданский правовой договор, ответственность сторон за невыполнение обязательств определена Гражданским кодексом РК.

Гражданский кодекс РК предусматривает возможность возмещения ущерба путем подачи иска в суд. Закон «О банках и банковской деятельности в РК» также предусматривает меры, которые применяются в отношение неплатежеспособного заемщика:

- обратить взыскание на деньги, имеющиеся на любых банковских счетах;

- изменить условия договора;

- обратиться с иском в суд о взыскании долга.

Эксперты НПП «Атамекен» полагают, что уголовная ответственность за невозврат кредита должна быть менее жесткой. В то же время, понимая возможную угрозу всплеска невозврата кредитов в случае декриминализации этого состава, эксперты предлагают квалифицировать его не как уголовное преступление, а как уголовный проступок, не предусматривающий лишение свободы. Лицо, впервые совершившее такое правонарушение, должно быть освобождено от наказания при условии возмещения ущерба.
Действующая статья 221 «Монополистическая деятельность»
1. Установление и (или) поддержание субъектами рынка монопольно высоких (низких) или согласованных цен, установление ограничений на перепродажу купленных у субъекта рынка, занимающего доминирующее или монопольное положение, товаров (работ, услуг) по территориальному признаку, кругу покупателей, условиям покупки, количеству либо цене, раздел товарных рынков по территориальному признаку, ассортименту товаров (работ, услуг), объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов или покупателей, а также иные деяния, направленные на ограничение конкуренции, если они причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжены с извлечением субъектом рынка дохода в крупном размере, наказываются штрафом в размере до одной тысячи месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору, либо лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные преступной группой; с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения при отсутствии признаков вымогательства, наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет с конфискацией имущества или без таковой.
Предложения НПП «Атамекен»
Анализ уголовных процессов не выявил ни одного случая вынесения приговора по этой статье Уголовного кодекса.

В период с 2015 по 2017 год было зарегистрировано всего лишь три материала, из которых ни один не завершился судебным процессом.

Однако при этом ведется активная работа в рамках Кодекса РК об административных правонарушениях: 86 юридических лиц привлечено к ответственности в 2016 году.

КоАП достаточно четко прописывает положение о деятельности государственных уполномоченных органов при нарушении законодательства о естественных монополиях. Как правило, ими накладывается штраф, исчисляемый в зависимости от процента незаконно полученного монопольного дохода, а также предусматривается освобождение от ответственности юридических лиц, заранее сообщивших о нарушениях, устранивших причиненный ущерб и возместивших его гражданам.

Эксперты НПП «Атамекен» полагают, что монополистическую деятельность можно регулировать в рамках КоАП, не прибегая к уголовному преследованию.
Действующая статья 222. Незаконное использование товарного знака
1. Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров или услуг, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, - наказывается штрафом в размере до трехсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до семидесяти пяти суток.

2. Незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Республике Казахстан товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, - наказывается штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шестидесяти суток.
Предложения НПП «Атамекен»
Вопросы интеллектуальной собственности – это сфера гражданско-правовых отношений. И это само по себе является поводом для исключения этой статьи из состава Уголовного кодекса.

Однако нужно учитывать ряд международных договоров и конвенций, подписанных Казахстаном с рядом стран и организаций.

Принят Закон РК «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара», согласно которому Казахстан предоставляет защиту товарным знакам, зарегистрированным Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) на основании Мадридского соглашения о международной регистрации знаков от 1891 года и Протокола к Мадридскому соглашению от 1989 года.

В силу подписанных Казахстаном обязательств существует положение об уголовной ответственности за незаконное использование товарного знака.

В практике уголовного права это рассматривается как уголовный проступок.

НПП «Атамекен» предлагает внести редакции уточняющего характера, предложив законодателю из конструкции «незаконное использование товарного знака неоднократно или с причинением крупного ущерба» исключить слово «или», предполагающее выбор. Эксперты полагают излишним употребление слова «неоднократно» и считают возможным привязать уголовную ответственность к крупному ущербу.

Стоит отметить, что КоАП также предусматривает ответственность за незаконное использование чужого товарного знака. По итогам 2016 года в рамках административной ответственности было привлечено 29 юридических лиц. По уголовному законодательству было осуждено 3 человека.
Действующая редакция статья 233 «Нарушение правил маркировки подакцизных товаров»
1. Нарушение порядка и правил маркировки подакцизных товаров акцизными марками и (или) учетно-контрольными марками, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Изготовление или приобретение с целью сбыта, а равно использование или сбыт заведомо поддельных акцизных марок и (или) учетно-контрольных марок наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Предложения НПП «Атамекен»
Формулировка статьи прямо указывает на нарушение такого нормативно-правового акта, как правила. А они регулируются подзаконными актами и содержат достаточно широкий перечень требований и регламентаций.

В то же время уголовная ответственность должна наступать при однозначно трактуемом деянии, следовательно, перечень требований должен быть исчерпывающим и не подлежащим регулярным изменениям. Следует также учесть, что аналогичная ответственность предусмотрена в КоАП с учетом суммы ущерба, но при этом Уголовный кодекс РК предусматривает еще и конфискацию немаркированного имущества.

В силу этого предлагается следующая формулировка: «Неиспользование учетно-контрольных марок в случаях, предусмотренных законодательством». Эксперты НПП «Атамекен» также предлагают убрать из наказаний лишений свободы как чрезмерно жесткое, и, возможно, вообще перенести этот состав в сферу административных правонарушений.
Действующая статья 234 «Экономическая контрабанда»
1. Перемещение в крупном размере через таможенную границу Таможенного союза товаров или иных предметов, в том числе запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, за исключением указанных в статье 286 настоящего кодекса, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, наказывается штрафом в размере до пятисот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 300 часов, либо арестом на срок до 90 суток с конфискацией имущества.

2. То же деяние, совершенное неоднократно; лицом с использованием своего служебного положения; с применением насилия к лицу, осуществляющему пограничный или таможенный контроль; в особо крупном размере; группой лиц по предварительному сговору,

наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом, либо лицом, занимающим ответственную государственную должность, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения; преступной группой, наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества, а в случаях, предусмотренных пунктом 1), с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Предложения НПП «Атамекен»
Экономическая контрабанда – сложно спорить, она есть как факт. Но эксперты НПП отмечают, что в КоАП эти составы правонарушений прописаны более четко и детально.

НПП «Атамекен» предлагает оставить контрабанду в юрисдикции Уголовного кодекса как правонарушение, а именно, «деяние, совершенное с нарушением таможенного контроля либо помимо таможенного контроля». Вопросы не идентификации и не декларирования, то есть процедурные моменты предлагается регулировать на уровне Кодекса РК об административных правонарушениях.

Примечательно, что в Российской Федерации вообще отошли от понятия «экономическая контрабанда» и предусмотрели точечные изменения в Уголовный кодекс – «денежная контрабанда», «контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий», «контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих и наркотических средств» и так далее.
Действующая Статья 241. Нарушение законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности
Уклонение уполномоченного для ведения бухгалтерского учета лица от документирования сведений, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, либо внесение этим лицом в бухгалтерскую документацию заведомо ложной информации о хозяйственной и финансовой деятельности организации, а равно уничтожение бухгалтерской документации до истечения сроков их хранения, причинившие крупный ущерб, - наказываются штрафом в размере до пятисот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до трехсот часов, либо арестом на срок до девяноста суток, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
Предложения НПП «Атамекен»
Эксперты НПП «Атамекен» полагают, что данное правонарушение относится к сфере регулирования Кодекса РК об административных правонарушениях. Рассматривать его в плоскости уголовного права возможно только тогда, когда речь идет о намеренном уклонении от уплаты налогов. А за это предусмотрена отдельная уголовная ответственность.

Кроме того, в действующем законодательстве предусмотрена административная ответственность за нарушения в сфере бухучета, занижение налоговых и других обязательных платежей.

По статистике, в период с 2014 по 2016 год за это преступление осуждено два человека. К административной же ответственности было привлечено 529 юридических лиц. За отсутствие налоговой документации и нарушения налогового учета было привлечено к ответственности 396 юридических лиц.

У соседей
Декриминализация.
Опыт стран СНГ
Декриминализация экономических преступлений
в России...
Государственная дума Российской Федерации летом 2016 года одобрила президентский законопроект о частичной декриминализации преступлений экономической направленности. Декриминализация-2016 в России предусматривает условия освобождения от уголовной ответственности тех, кто впервые совершил экономическое преступление и увеличивает минимальный размер ущерба для возбуждения уголовных дел по таким преступлениям.

Впервые оступившимся – не место за решеткой

От уголовной ответственности могут быть освобождены те, кто впервые совершил следующие преступления: "Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории", "Ограничение конкуренции путем заключения ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля)", "Совершенные организованной группой злоупотребления при эмиссии ценных бумаг", "Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга", "Совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере уклонение от уплаты таможенных платежей".

"Стоимость" преступлений и возмещений пересчитали

Закон призван создать реальные условия для компенсации ущерба, причиненного неправомерными действиями предпринимателей, и освобождения их от уголовной ответственности за экономические преступления. Для этого, в частности, им снижен размер подлежащего перечислению в федеральный бюджет денежного возмещения с пятикратной суммы причиненного ущерба до двукратной. Замглавы комитета Госдумы по уголовному и процессуальному законодательству Александр Ремезков заявил тогда, что в нынешнем законопроекте сделано то, чего давно добивались предприниматели, – не менявшиеся с начала 2000-х минимальные значения причинённого ущерба приведены в соответствие с нынешними экономическими реалиями.

"Они увеличены вдвое почти во всех статьях Уголовного кодекса, по которым можно возбуждать уголовные дела о преступлениях в сфере экономики, в том числе связанные с ценными бумагами, с производством и сбытом немаркированных товаров, уклонением от уплаты таможенных платежей", - цитировало депутата РИА «Новости».

В частности, вдвое (с 1,8 миллиона до 2,7 миллиона рублей) увеличена пороговая сумма неуплаченных налогов и сборов, которая дает основание для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях. Повышен размер ущерба (дохода, задолженности), являющийся основанием для возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере экономической деятельности (в том числе по налоговым преступлениям) либо для отнесения преступления к наказываемым более строго, предусмотрев, что по общему правилу крупным размером признается ущерб (доход, задолженность) в сумме более 2,25 миллиона рублей (ранее более 1,5 миллиона рублей), а особо крупным – в сумме более 9 миллионов рублей (ранее более 6 миллионов рублей).

Снижаются санкции за незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг), совершенное группой лиц по предварительному сговору (часть 4 ст. 180 УК РФ), – штраф в размере от 200 тысяч до 400 тысяч рублей (ранее от 500 тысяч до 1 миллиона рублей) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет (ранее от 3 до 5 лет), либо принудительными работами на срок до 4 лет (ранее до 5 лет), либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до 100 тысяч рублей (ранее до 6 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года (ранее до 3 лет) либо без такового.

"Но самое главное, на мой взгляд, созданы законодательные инструменты, которые позволят сохранить бизнес предпринимателям, на которых заведены уголовные дела", - подчеркнул представитель Госдумы. Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс предусматривают, что подозреваемый и обвиняемый с момента ареста или домашнего ареста имеет право на свидания с нотариусом для оформления доверенности на право представления интересов в сфере предпринимательской деятельности без ограничения числа и продолжительности таких свиданий.

Всплеска криминала не наблюдается

Напомним, что еще в 2010 году в Российской Федерации была отменена статья Уголовного кодекса, предусматривающая уголовную ответственность за лжепредпринимательство, а лица за создание и осуществление лжепредпринимательской деятельности с тех пор привлекаются к уголовной ответственности за мошенничество и незаконное предпринимательство. Причем декриминализация экономических преступлений в России не привела к их всплеску: по данным МВД РФ, по итогам 2016 года по сравнению с январем-декабрем 2015 года в России на 3,3% сократилось число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. А после отмены статьи за лжепредпринимательство количество осужденных за экономические преступления, по данным российской генпрокуратуры, за пять лет (с 2010 по 2015 год) сократилось в четыре раза: с 8 тысяч человек в 2010 году до 2 тысяч человек в 2015 году.
Декриминализация экономических преступлений
на Украине...
Декриминализация отдельных видов экономических преступлений была проведена на Незалежной в 2011 году: подписанный еще Виктором Януковичем законопроект о внесении изменений в ряд действующих законов страны, содержал, в частности, такую важную новеллу, как замену штрафа иным видом наказания только в том случае, если провинившийся бизнесмен не выплатил штраф вовремя. То есть закон изначально предполагал крен в сторону административного наказания бизнеса.

Внеси залог – и будь свободен

Тогда же на Украине впервые появилась возможность внесения залога для освобождения подозреваемых на время следствия – до 2011 года по уголовным делам, связанным с экономическими преступлениями, такого механизма законодательство не предусматривало: видимо, законодатели опасались, что бизнесмены имеют больше возможностей воспользоваться такой возможностью, нежели простые смертные.

Арест по подозрению в совершении экономического преступления на Украине теперь вообще возможен только в том случае, когда инкриминируемая статья предусматривает наказание в виде лишения свободы свыше пяти лет, и то только в случае рецидива. То есть если подозреваемый раньше привлекался к уголовной ответственности. Арестовать подозреваемого в совершении данного рода преступлений на Украине теперь также можно в случае, если он скрывается от следствия либо препятствует расследованию дела.

Рай для контрабандистов?

Изменения в законодательные акты предусмотрели отмену уголовной ответственности за контрабанду товаров – эту категорию перенесли в Кодекс об административных правонарушениях. При этом контрабанда культурных ценностей, оружия, боеприпасов, отравляющих и взрывчатых веществ осталась в уголовной плоскости. Также были выведены из уголовной плоскости нарушение порядка занятия хозяйственной деятельностью, занятие запрещенными видами хоздеятельности, уклонение от возвращения выручки в инвалюте и незаконное открытие валютных счетов за границей.

Как и по предыдущим видам деяний, штрафами полностью заменили отсидку на Украине при нарушении правил сдачи драгметаллов и камней, подделке знаков почтовой оплаты, при незаконном изготовлении, сбыте и использовании государственного пробирного клейма. Также штрафуют, а не садят теперь тех, кто занимался фиктивным банкротством, сокрытием стойкой финансовой несостоятельности или попался на незаконных действиях в случае банкротства.

Отменена была уголовная ответственность за размещение ценных бумаг без регистрации выпуска, за обман покупателей и заказчиков, за фальсификацию средств измерения и принуждение к антиконкурентным согласованным действиям. Декриминализированы были незаконные действия в отношении приватизационных бумаг, несоблюдение обязательных условий приватизации государственного и коммунального имущества и предприятий.

Пять тысяч – на свободу автоматически

Декриминализация, предполагавшая освобождение от уголовной ответственности тех подследственных, которым "посчастливилось" во время ее проведения оказаться под следствием по декриминализируемым статьям, освободила автоматически, по данным генпрокуратуры Украины, около пяти тысяч человек. А резкий рост контрабанды, который предсказывали противники нововведений в законодательство, Украину действительно настиг, но только не в 2011 году, когда были приняты поправки, а в 2015-м: всего в том году по сравнению с предыдущим сумма изъятой контрабанды выросла в 3,2 раза, составив 722,6 миллиона гривен. Однако эксперты связывали это печальное обстоятельство не с дикриминализацией, а с так называемой антитеррористической операцией на части территории страны – по данным государственной пограничной службы Украины, именно в зоне АТО было задержано около 42% всей контрабанды в тот год.
Декриминализация экономических преступлений
в Армении...
К декриминализации одного из видов экономических преступлений – контрабанды – Ереван подтолкнуло весной прошлого года вступление страны в Евразийский экономический союз. В мае в Армении был принят пакет поправок о внесении изменений в законы «О налогах» и «О таможенном регулировании». Согласно обоснованию, разработка пакета реформ связана с необходимостью приведения законодательства, регулирующего налоговую и таможенную сферу, в соответствие со стандартами ЕАЭС.

Предметом регулирования пакета поправок является гармонизация положений об уголовной ответственности за нарушение таможенных правил, а также решение проблемы двояких трактовок и нечеткостей в правовых актах, связанных со вступлением в ЕАЭС. Краеугольным камнем предусмотренных поправок является декриминализация контрабанды по части импортируемой в Армению продукции.

Заместитель председателя Комитета государственных доходов Вахтанг Мирумян полагал, что после принятия этого пакета импорт товаров в Армению, совершённый в обход таможенного контроля, а также в случае если в таможенных декларациях будет содержаться неточная информация об импортируемом товаре, не будет рассматриваться в качестве контрабанды и, соответственно, не повлечет уголовной ответственности. В подобных случаях хозяйствующим субъектам теперь предлагается погасить невыплаченные пошлины. А вот если хозяйствующие субъекты не компенсируют нанесенный государству ущерб, то тогда против них будет применяться ст. 205 Уголовного кодекса Республики Армения, как это делается в случае невыплаты налогов.

При этом декриминализация не коснулась случаев контрабанды наркотиков, оружия и боеприпасов, а также допустимой нормы наличных средств.
Декриминализация экономических преступлений
в Азербайджане...

Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о применении соответствующих изменений в Уголовный кодекс страны весной прошлого года. Согласно закону "Об изменениях в Уголовный кодекс Азербайджана", лица, лишившиеся свободы и отбывавшие срок за действия, которые после вступления в силу закона перестали считаться преступлениями, были освобождены от наказания, а лица, уже отбывшие свой срок за такие преступления, стали считаться не имеющими судимости.

Штрафы стали соразмерными проступку

По большинству статей, которые относятся к экономическим преступлениям, изменилась сумма штрафа, который уплачивается в случае совершения преступления. Если ранее в этих статьях указана конкретная сумма штрафа, то после вступления в силу поправок она была заменена штрафом, соразмерным нанесенному ущербу. Например, прежде штраф за незаконное использование товарного знака, в результате чего был нанесен значительный ущерб, составлял от одной до пяти тысяч манатов. В поправках эта сумма была заменена на "штраф в двух-, четырехкратном размере от нанесенного ущерба (полученной прибыли)".

Таким образом, штрафы стали более адекватными и соразмерными нанесенному ущербу. При этом ужесточились наказания за некоторые преступления. Например, за нарушение правил выпуска ценных бумаг (эмиссии) ввели лишение свободы сроком до одного года, притом что ранее Уголовный кодекс за это карал штрафом в размере от ста до пятисот манатов либо общественными работами на срок от трехсот до четырехсот часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Потолок "уголовного" ущерба увеличили

Ряд внесенных в прошлом году изменений предусматривает повышение суммы нанесенного ущерба, после которой применяется уголовная ответственность. В целом, по старому законодательству Азербайджана, к уголовной ответственности человек привлекался за экономические преступления, в результате которых нанесен ущерб в размере от одной тысячи до семи тысяч манатов. Теперь же привлечение к уголовной ответственности возможно по ряду преступлений только в том случае, если сумма нанесенного ущерба составляет 20-100 тысяч манатов.

Это относится к следующим преступлениям: незаконное предпринимательство; незаконная организация или проведение лотерей и спортивных тотализаторов; лжепредпринимательство; приобретение денежных средств или другого имущества, заведомо полученного преступным путем, владение, пользование и распоряжение ими; незаконное получение кредита или использование его не по назначению руководителем организации или индивидуальным предпринимателем; нарушение правил использования государственного долга или долга, полученного под государственную гарантию; умышленное уклонение от погашения кредиторской задолженности; незаконное использование товарного знака; заведомо ложная реклама; незаконный оборот пищевой продукции, изготовленной с применением генно-модифицированных растений; нарушение правил выпуска ценных бумаг (эмиссии); изготовление, приобретение или сбыт поддельных денег или ценных бумаг; изготовление, приобретение или сбыт поддельных акцизных марок; неправомерные действия при банкротстве; преднамеренное банкротство; фиктивное банкротство.

Также, если по старому законодательству в ряде статей понятие "преступления, совершенные с нанесением ущерба в крупном размере" подразумевало ущерб в размере более семи тысяч манатов, то поправки увеличивают эту сумму до более ста тысяч манатов. Эти изменения затрагивают следующие преступления: препятствование законной предпринимательской деятельности; незаконное предпринимательство; незаконная организация или проведение лотерей и спортивных тотализаторов; лжепредпринимательство; приобретение денежных средств или другого имущества, заведомо полученного преступным путем, владение, пользование и распоряжение ими; незаконное получение кредита или использование его не по назначению; нарушение правил использования государственного долга или долга, полученного под государственную гарантию; умышленное уклонение от погашения кредиторской задолженности; незаконное использование товарного знака; заведомо ложная реклама; незаконный оборот пищевой продукции, изготовленной с применением генно-модифицированных растений; незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну; распространение документов и сведений по экспортному контролю; незаконное использование служебной информации инсайдером; нарушение правил выпуска ценных бумаг (эмиссии); манипулирование ценами на рынке ценных бумаг; изготовление, приобретение или сбыт поддельных денег или ценных бумаг; изготовление, приобретение или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов; неправомерные действия при банкротстве; преднамеренное банкротство; фиктивное банкротство; преднамеренное уничтожение, подделка, незаконное изготовление, использование и продажа контрольной марки.

Лжепредпринимательство: оплати ущерб – и будь свободен

Ранее в Азербайджане лжепредприниматели, которые своими действиями нанесли значительный ущерб или получили доход в значительных размерах, помимо штрафа в двукратном размере от нанесенного ущерба (полученного дохода), могли также лишиться свободы на срок до шести месяцев. Теперь же, если преступление совершено впервые, появляется возможность освободиться от уголовной ответственности в случае полного возмещения нанесенного ущерба или полного перевода в государственный бюджет средств, заработанных от лжепредпринимательства.
ТРИ ИСТОРИИ О Крушении БИЗНЕСА
"Узники бизнеса"
«Что важнее – жесткое наказание или предприятие, продолжающее работать?» это главный вопрос, который ставит бизнес перед сторонниками «жесткой линии» в отношении предпринимателей, умышленно или неумышленно преступивших экономические нормы уголовного законодательства. ABCTV.KZ предлагает рассмотреть эту ситуацию на конкретных примерах.
Бог отвернулся от «Богви»
В мае 2013 года Агентство РК по экономической и коррупционной преступности возбудило уголовное дело в отношении должностных лиц АО «НК «Продкорпорация». Им вменялось, что с 2007 по 2013 год они совершили растрату 12,5 млрд тенге, заключив фиктивные договоры на поставку зерна.

В числе основных обвиняемых фигурировал директор холдинга «Богви» Виктор Богданец. Именно его предприятию, крупнейшему на севере страны зерновому хозяйству, под гарантии ТОО «ЭкспАгро» предоставлялись 7 млрд тенге на проведение посевных и уборочных работ.

В январе 2010 года общая задолженность группы компаний «Богви» и других зерновых предприятий перед корпорацией составляла свыше 10 млрд тенге. Несмотря на это, она продолжала заключать договоры о реализации зерна с отсрочкой платежа под фиктивные зерновые расписки. Было установлено, что Комитетом по управлению зерном «Продкорпорации» при отсутствии экспертного заключения по рискам была неоднократно одобрена пролонгация сроков исполнения обязательств группы компаний «Богви».

В числе кредиторов холдинга «Богви» оказался Банк развития Казахстана.

Причиной задолженности стала стратегическая ошибка предприятия, руководство которого заложило в бизнес-план завышенные прогнозные данные об урожайности и конъюнктуре цен. Стоит отметить, что руководство «Богви» с самого начала расследования предоставило следственным органам все документы, а Виктор Богданец активно сотрудничал с финполом, не делая попыток скрыться.

Между тем досудебная процедура расследования затянулась, превысив все отведенные Гражданско-процессуальным кодексом нормы. В результате в хозяйстве сложилась критическая ситуация: из-за арестованных счетов и изъятой документации предприятие не могло вести хозяйственную деятельность в нормальном режиме.

«Обезглавленную» компанию ждут проблемы с посевной, а значит, неминуемое банкротство. 400 тыс. га земель останутся необработанными. Страна недополучит свыше 500 тыс. тонн пшеницы. Тысячи людей потеряют работу, еще больше людей потеряют источник дохода. Понесут потери государство и кредиторы», - писали работники компании в обращении к президенту страны.

В мае 2014 года Национальная палата предпринимателей «Атамекен» обратилась с письмом к председателям Акмолинского областного и Бурабайского районного судов, в котором просила изменить меру пресечения в отношении Виктора Богданца и освободить его из-под стражи.

«После возбуждения уголовного дела в отношении учредителя и директора ТОО «Богви» (головной компании ГК «Богви») Богданца В. Г. и его ареста (апрель 2013 года), а также в связи с накопленной кредиторской задолженностью ГК «Богви» оказалась в крайне тяжелой (предбанкротной) ситуации. Арест учредителя и директора ТОО «Богви» Богданца В. Г. показал, что ГК «Богви» оказалась совершенно не готовой к самостоятельному проведению агротехнических работ и в целом к самостоятельному функционированию», - указывалось в письме, подписанном председателем агропромышленного комитета НПП Иваном Сауэром.

Главным обвинением, выдвинутым против Виктора Богданца, стало нецелевое использовании кредитных средств, полученных в Банке развития Казахстана и других банках. При этом еще во время следствия на предприятии шла реализации активов компании по дешевым ценам, санкционированная должностными лицами финпола. Эксперты НПП указывали суду на то, что только сам создатель компании имеет возможность выйти из ситуации с максимальной эффективностью и возместить все убытки банкам и бюджету.

«Ситуация с Богданцом больше напоминает историю про «мальчика для битья» – он должен стать примером для остальных. Какого-то смысла держать его за решеткой нет, он не убийца и не представляет общественной опасности», - так одному из республиканских СМИ прокомментировал ситуацию крупный казахстанский аграрий Геннадий Зенченко.

Многофункциональный агропромышленный холдинг на территории Акмолинской и Северо-Казахстанской областей входил в пятерку крупнейших агрохолдингов страны. В производстве зерновых было задействовано 24 предприятия, в том числе 7 предприятий в Акмолинской области и 17 предприятий в Северо-Казахстанской области. По данным НПП, в период с 2009 по 2012 год обрабатывались площади не менее 350 тысяч га, производилось зерновых в пределах 300-600 тысяч тонн. В сезонных работах (в период посевных и уборочных работ) было задействовано свыше 5 тыс. человек, преимущественно проживающих в сельской местности. Миноритарными участниками компании, входящими в ГК «Богви» (жители сел, передавшие свои условные земельные доли в оплату уставного капитала) и получающими от деятельности доход (в денежном и товарном виде), было свыше 16 тыс. человек.

Затянувшееся расследование, а затем и судебное разбирательство, содержание главы компании под стражей затрагивало интересы большого круга людей и предприятий в АПК страны. Руководство НПП «Атамекен» указывало, что неблагоприятный исход дела приведет «к значительным финансовым потерям квазигосударственных финансовых институтов, входящих в систему АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» и АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек», поскольку конкурсной массы может оказаться недостаточно для погашения обязательств перед всеми кредиторами». В связи с этим Национальная палата предпринимателей предложила план комплексного финансового оздоровления, который включал в себя мораторий на банкротство ТОО «Богви».

Спустя два года после расследования Виктор Богданец был освобождён в зале суда, и большинство инкриминированных ему обвинений были сняты. Но предприятие уже не достигло былых объемов производства.

Горючее дело Людмилы Белик
Резонансное дело индивидуального предпринимателя Людмилы Белик в 2010 году всколыхнуло все бизнес-сообщество Казахстана. По факту ее осуждения впервые в Казахстане была создана совместная рабочая группа генеральной прокуратуры, куда вошли представители самого ведомства, адвокаты и эксперты НПП «Атамекен».

Суть дела вкратце такова. Летом 2007 года в Казахстане было законодательно введено обязательное лицензирование деятельности АЗС. Однако получить саму лицензию на осуществление данной деятельности стало возможным только с сентября 2008 года, после введения в действие соответствующего постановления правительства РК.

За два с половиной месяца до вступления в силу этих требований Людмила Белик прекратила деятельность АЗС и подала заявление на закрытие индивидуального предприятия. Тем не менее, против нее возбудили дело, и вскоре приговором Панфиловского районного суда Алматинской области г-жа Белик была признана виновной в незаконном предпринимательстве.

Многочисленные обращения Людмилы Белик в госорганы не дали никаких результатов. Поддержку предпринимательнице оказала союз «Атамекен»: палата опротестовала приговор в Генеральной прокуратуре РК.

В итоге Генпрокуратура признала, что доводы «Атамекен» убедительны. Параллельно были выявлены нарушения, допущенные судами при применении уголовного закона. В мае 2010 года генеральным прокурором был внесён протест в Верховный суд об отмене приговора и прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления в действиях индивидуального предпринимателя. Однако судебный приговор привел к тому, что Людмила Белик навсегда потеряла интерес к предпринимательству, на дальнейших ее планах продолжить деятельность в бизнесе был поставлен жирный крест.
Ложь и предпринимательство
В декабре 2015 года приговором Алмалинского районного суда города Алматы предприниматель Евгений Минаков был осужден за лжепредпринимательство.

В течение двух лет несколько компаний под руководством Минакова Е.С. осуществляли оптовые поставки нефтепродуктов на территории Жамбылской и Южно-Казахстанской областей. Всего в уголовном деле фигурировало 356 субъектов предпринимательства, общая сумма сделок с ними составила 63 469 663 648 тенге.

Каждая партия нефтепродуктов, поступивших в адрес субъектов предпринимательства, оформлялась в соответствии с требованиями законодательства. В деле были отражены все договоры, акты выполненных работ, счета-фактуры, транспортные накладные, сопроводительные накладные, в том числе и оформленные в электронном виде.

Партнеры Евгения Минакова осуществляли законную предпринимательскую деятельность, оплачивали налоги и акцизы, предусмотренные законодательством. При осуществлении операций у них не было оснований ставить под сомнение добросовестность оптового поставщика, который выиграл тендер.

Однако в ряду бесчисленного количества сделок предприятий-контрагентов проявилась одна: одна из компаний, помимо своей основной деятельности, осуществляла обналичивание средств. В итоге все предприятия по всей цепочке бизнеса оказались под дамокловым мечом уголовного преследования.

Исследовав материалы дела, эксперты НПП «Атамекен» пришли к выводу, что в ходе досудебного расследования и судебных заседаний не были исследованы сделки контрагентов (заявителей) с лжепредприятиями на предмет их действительности. Следовательно, и обвинительный приговор Минакову был вынесен без подтверждения всех обстоятельств дела.

Однако то, что произошло после вынесения приговора, поразило бы фантастичностью даже любителей романов в жанре «антиутопия». В адрес добросовестных контрагентов, недействительность сделок с которыми не была доказана в ходе уголовного процесса, стали поступать налоговые уведомления. Их общая сумма составила 14,5 млрд тенге.

13 июня 2016 года генеральным прокурором по инициативе НПП РК внесен протест на приговор суда по делу Минакова Е.С. В июле Верховный суд поддержал протест и отменил решение суда первой инстанции, направив уголовное дело на новое рассмотрение в Алмалинский районный суд города Алматы. В марте этого года с Евгения Минакова были сняты обвинения в лжепредпринимательстве.

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» неоднократно заявляла, что рассматривает гуманизацию и декриминализацию права одной из своих важнейших задач. Сегодня эксперты палаты настаивают на уточнении квалифицирующих признаков правонарушений, позволяющих применять к предпринимателям уголовные наказания. В противном случае, как говорил герой известного сериала, «закон превратится в кистень».

Аблай Мырзахметов
Председатель правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен»
«Про лжепредпринимательство - который год говорим, и президент, и со всех трибун говорят, а все не движется. Декриминализировать очень просто. Необходимо убрать 215 статью Уголовного кодекса. Есть множество смежных статей, которые позволяют наказывать за схожие преступления. Главное надо перейти на другие принципы. Необходимо отменить проверки. Страхование, саморегулирующийся стандарт, технические регламент – это самое строгое требование к качеству продукции, которую производят. Зачем пытаться в ручном режиме это все делать. Надо разгрузить бизнес. Меньше заставлять его бояться и сдавать какие-то бумаги. Бизнес должен нести ответственность через саморегуляцию, страхование и техрегламент».

(сказано 24 февраля в эфире программы «Время говорить» на телеканале «Atameken business channel»)
Аблай Мырзахметов
Председатель правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен»
«Про лжепредпринимательство - который год говорим, и президент, и со всех трибун говорят, а все не движется. Декриминализировать очень просто. Необходимо убрать 215 статью Уголовного кодекса. Есть множество смежных статей, которые позволяют наказывать за схожие преступления. Главное надо перейти на другие принципы. Необходимо отменить проверки. Страхование, саморегулирующийся стандарт, технические регламент – это самое строгое требование к качеству продукции, которую производят. Зачем пытаться в ручном режиме это все делать. Надо разгрузить бизнес. Меньше заставлять его бояться и сдавать какие-то бумаги. Бизнес должен нести ответственность через саморегуляцию, страхование и техрегламент».

(сказано 24 февраля в эфире программы «Время говорить» на телеканале «Atameken business channel»)