ВИРУС
СПЕЦПРОЕКТ
Как бизнес в РК перестраивался по ходу карантина
ПЕРЕМЕН
КРИЗИС ПРИДАЛ УСКОРЕНИЕ ПРОЦЕССАМ МНОГИХ КОМПАНИЙ

HR! No more drama – под таким названием прошла первая международная онлайн-конференция, организованная ассоциацией HR-менеджеров и Астанинским Хабом государственной службы. Площадка собрала ведущих экспертов Казахстана, России и других стран СНГ, которые поделились своим видением выхода из кризиса.
Сандугаш
Искендирова

HR - аналитик
Так, эксперт-аналитик по социально-трудовым отношениям Сандугаш Искендирова представила результаты исследования, проведенного с 1 по 8 апреля 2020 года в Казахстане, посвященного новым вызовам HR в период пандемии.
Так, эксперт-аналитик по социально-трудовым отношениям Сандугаш Искендирова представила результаты исследования, проведенного с 1 по 8 апреля 2020 года в Казахстане, посвященного новым вызовам HR в период пандемии.

Сандугаш Искендирова
HR-аналитик
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ НОВЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА
20%
68%
12%
Легко перестроились
Нуждаются в помощи
Испытывали панику
Если ранее HR стремился к тому, чтобы человек ходил на работу с удовольствием, то теперь задача полностью поменялась, сотрудник должен работать с удовольствием из дома. Мы видим, что поменялись все факторы, способствующие эффективности сотрудника. Как показали результаты, при переходе на удаленный формат работы только 20% сотрудников легко перестроились, 68% заявили, что нуждаются в помощи и поддержке, к примеру, в практиках по изменению работы с вовлеченностью и тревожностью, в целом с настроениями персонала, у 12% участников наблюдалась паника, выпадение из процесса. Что отличает организации, в которых сотрудники легче перестроились на новый формат работы? К слову, в основном это транснациональные и частично квазигосудартсвенные компании, отличающиеся более стабильной и высокой оплатой труда, где в большинстве случаев у сотрудников имеется «подушка безопасности». В этих же организациях чаще используется возможность использования отпусков в счет будущего периода на время карантина.
Нацеленность на результат
Справедливость оценки
Лояльность работников
Доверие коллегам
3%
10%
32%
43%
12%
5%
7%
33%
30%
26%
3%
7%
27%
38%
25%
29%
39%
28%
3%
РАБОТОДАТЕЛИ ИЩУТ ВОЗМОЖНОСТИ УДЕРЖАТЬ КОЛЛЕКТИВ
Если посмотреть на нематериальную составляющую, то мы задались вопросом о культуре взаимоотношений. Какая она должна быть в компании, чтобы люди, находясь на самоизоляции, могли продолжать слаженно работать? Это компании, нацеленные на результат, со справедливой оценкой труда, высокой лояльностью сотрудников и самое важное – наличием доверия между работодателем и работником. В этих организациях сотрудники могут ошибаться, они всегда знают, что коллеги и руководство им помогут, исправят, таких организаций, не более 50% на рынке Казахстана, рассказала Сандугаш Искендирова.

Если говорить о сокращении персонала как мере реагирования на кризис, то, по словам аналитика, это характерно для частного бизнеса, консалтинга и транспортных организаций, так как они в большей степени почувствовали на себе кризис.
ВОЗМОЖНЫ ЛИ СОКРАЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ И ОПЛАТЫ ТРУДА
В числе названных проблем в связи с новыми условиями работы HR-специалисты отметили сохранение социального самочувствия в коллективах, работу с вовлеченностью сотрудников, адаптацию к новым условиям труда и выстраивании системы внутренних коммуникаций.
ПРЕФЕРЕНЦИИ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ИЛИ НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ НА ПЕРИОД ЧП
Напоминаем, что благодаря совместным действиям правительства и Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» принят ряд мер для поддержки отечественного бизнеса.

42500

Социальная выплата по потере дохода из ГФСС на период ЧП в размере 42 500 тенге. Получателями выплаты являются:

• работники МСБ
• сотрудники крупного бизнеса
• ИП
• физлица, получающие доходы по договорам ГПХ
• самозанятые и неофициально работающие граждане.

На реализацию дорожной карты занятости выделено 300 млрд тенге. Средства будут направлены в регионы для стабилизации ситуации и обеспечения массовой занятости. В рамках инфраструктурных проектов планируется проведение капитального и текущего ремонта инфраструктуры, школ, больниц, дорог и т. д.
Напоминаем, что благодаря совместным действиям правительства и Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» принят ряд мер для поддержки отечественного бизнеса.
Социальная выплата по потере дохода из ГФСС на период ЧП в размере 42 500 тенге. Получателями выплаты являются:
42500
• работники МСБ
• сотрудники крупного бизнеса
• ИП
• физлица, получающие доходы по договорам ГПХ
• самозанятые и неофициально работающие граждане
ПРЕФЕРЕНЦИИ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ИЛИ НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ НА ПЕРИОД ЧП

Напоминаем, что благодаря совместным действиям правительства и Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» принят ряд мер для поддержки отечественного бизнеса.

Социальная выплата по потере дохода из ГФСС на период ЧП в размере 42 500 тенге. Получателями выплаты являются:
• работники МСБ
• сотрудники крупного бизнеса
• ИП
• физлица, получающие доходы по договорам ГПХ
• самозанятые и неофициально работающие граждане.

На реализацию дорожной карты занятости выделено 300 млрд тенге. Средства будут направлены в регионы для стабилизации ситуации и обеспечения массовой занятости. В рамках инфраструктурных проектов планируется проведение капитального и текущего ремонта инфраструктуры, школ, больниц, дорог и т. д.

«Насколько компании были готовы к кризису? 64% имеют антикризисный план, при этом каждый пятый говорит о том, что он требует изменений, потому что ситуация меняется ежедневно. У каждой пятой организации антикризисный план отсутствует. Стоит отметить, что более легко перешли на новый формат работы те организации, которые имели два-три сценария развития событий в ответ на кризис», – сообщила Сандугаш Искендирова. Здесь важно отметить, что 24% организаций заявляют о сложности с обеспечением ортехникой и ноутбуками. При практически 100% переходе на удаленный формат работы только у 64% имеется удаленный доступ к рабочему столу и лишь у 18% используется ЭЦП.
Отвечая на вопрос, как изменятся условия труда после пандемии, более 40% опрошенных считают, что все останется по-прежнему, 27% отмечают, что значительная доля сотрудников будут работать удаленно либо появятся смешанные формы работы.
«К сожалению, на моей практике это уже второе исследование, в котором наблюдается, что наиболее популярными каналами коммуникаций остаются непрофессиональные и небезопасные с точки зрения кибербезопасности каналы, как Whataspp - 83% и Zoom - 49%. Специальными проектными программами, как средством коммуникаций, такими как Trello, Ms Teams, Yammer и др. пользуется не более 20%, в основном из секторов консалтинга и финансов. Мобильное приложение для взаимодействия с сотрудниками также имеется лишь не более, чем у 20% организаций, в основном это IT -организации и банки.

В заключении хотела бы сказать, что мы видим, как вырисовывается новая роль HR, в качестве риск-менеджера, лидера по коммуникациям, а также навигатора в применении новых технологий», - рассказала Сандугаш Искендирова.
О триггерах социальной напряженности в Казахстане в период карантина в ходе онлайн-конференции рассказала бизнес-тренер Ширин Оразбекова. Исследование проводилось среди населения РК 5-6 апреля 2020 года, когда предполагалось, что карантин закончится 13 апреля.
Ширин
Оразбекова

бизнес-тренер
О триггерах социальной напряженности в Казахстане в период карантина в ходе онлайн-конференции рассказала бизнес-тренер Ширин Оразбекова. Исследование проводилось среди населения РК 5-6 апреля 2020 года, когда предполагалось, что карантин закончится 13 апреля.

Ширин
Оразбекова
бизнес-тренер
Tilda Publishing
В свою очередь директор филиала Korn Ferry в Казахстане Тамерлан Ларионов поделился результатами исследования на тему управления бизнесом и людьми в условиях пандемии. Опрос был проведен в конце марта, в нем приняли участие порядка четырех тысяч организаций из 100 стран. Основное влияние было сделано на систему вознаграждений, как изменится оплата труда.
Тамерлан Ларионов
директор
филиала Korn Ferry
В свою очередь директор филиала Korn Ferry в Казахстане Тамерлан Ларионов поделился результатами исследования на тему управления бизнесом и людьми в условиях пандемии. Опрос был проведен в конце марта, в нем приняли участие порядка четырех тысяч организаций из 100 стран. Основное влияние было сделано на систему вознаграждений, как изменится оплата труда.

Тамерлан Ларионов
директор
филиала Korn Ferry
«По результатам исследования выяснилось, что сокращение затрат, включая уровень оплаты труда, уже началось. Компании изыскивают все возможные способы для того, чтобы сохранить персонал, но при этом сократить на него расходы, речь идет о заморозке повышения зарплат, выходе в отпуск с содержанием или без, раннем выходе на пенсию», - отметил спикер.
Ранее в интервью генеральному директору медиахолдинга ATAMEKEN BUSINESS Канату Сахарие председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов рассказал о том, какие принимаются антикризисные меры поддержки бизнеса в период ЧП.

Ранее в интервью генеральному директору медиахолдинга ATAMEKEN BUSINESS Канату Сахарие председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов рассказал о том, какие принимаются антикризисные меры поддержки бизнеса в период ЧП.
Исследованием российского рынка поделилась директор по развитию бизнеса в Казахстане Kontakt InterSearch Russia Анастасия Овчаренко.
Анастасия
Овчаренко
Исследованием российского рынка поделилась директор по развитию бизнеса в Казахстане Kontakt InterSearch Russia Анастасия Овчаренко.

Анастасия
Овчаренко
HR-директор НАК «Казатомпром» Ляззат Кожахметова рассказала, что компания ставит основную задачу – сохранение здоровья сотрудников, которых насчитывается более 20 тысяч человек. По ее словам, в условиях карантина повышается взгляд на роль первого руководителя, который является ролевой моделью, управляет ситуацией и коммуницирует с работниками.
Ляззат Кожахметова
HR-директор НАК «Казатомпром»
HR-директор НАК «Казатомпром» Ляззат Кожахметова рассказала, что компания ставит основную задачу – сохранение здоровья сотрудников, которых насчитывается более 20 тысяч человек. По ее словам, в условиях карантина повышается взгляд на роль первого руководителя, который является ролевой моделью, управляет ситуацией и коммуницирует с работниками.

Ляззат Кожахметова
HR-директор НАК «Казатомпром»
«Развитие онлайн корпоративной культуры не в критической ситуации происходило бы месяцами. Сейчас же буквально за неделю нужно было адаптироваться, не останавливать процессы и не оставить без внимания ни одного сотрудника компании, соответственно, HR оказался на передовой. Какие плюсы в этой ситуации? Повышается персональная ответственность каждого, появились возможности введения новых критериев оценки эффективности персонала, его производительности. Я думаю, что, когда закончится карантин, у каждого руководителя будут новые подходы в организации работы», – отметила Ляззат Кожахметова.
В свою очередь HR-директор Air Astana Евгения Ни рассказала, что с 2016 года кадровый документооборот в компании переведен на безбумажный формат с использованием ЭЦП, 100% сотрудников имеют подпись и используют для подачи заявлений, поэтому переход на удаленную работу произошел безболезненно, сообщила Евгения.
Евгения Ни
HR-директор
Air Astana
В свою очередь HR-директор Air Astana Евгения Ни рассказала, что с 2016 года кадровый документооборот в компании переведен на безбумажный формат с использованием ЭЦП, 100% сотрудников имеют подпись и используют для подачи заявлений, поэтому переход на удаленную работу произошел безболезненно, сообщила Евгения.

Евгения Ни
HR-директор
Air Astana
В своем выступлении HR-директор METRO Cash&Carry в Казахстане Динара Дадабаева рассказала, что по положительному опыту Сингапура в компании разделили всех сотрудников на две группы, которые между собой не пересекаются ни в рабочее, ни во внерабочее время.
Динара Дадабаева
HR-директор
METRO Cash&Carry
В своем выступлении HR-директор METRO Cash&Carry в Казахстане Динара Дадабаева рассказала, что по положительному опыту Сингапура в компании разделили всех сотрудников на две группы, которые между собой не пересекаются ни в рабочее, ни во внерабочее время.

Динара Дадабаева
HR-директор
METRO Cash&Carry
«Вплоть до того, что мы попросили сотрудников, чтобы их семьи не ходили не в свои дни в наши торговые центры. Это позволяет бизнесу быть готовым к любому сценарию. Если кто-то из работников будет инфицирован, мы будем понимать, что часть компании у нас есть, которая не взаимодействовала с этим сотрудником, и бизнес будет продолжать работать. Помимо этого, есть запасная группа из офисных служащих, которых в случае чего также можем вывести в торговые центры», – сообщила Динара Дадабаева.

От идеи до внедрения проекта доставки прошло всего 72 часа, раньше потребовалось бы больше времени, чтобы его внедрить, резюмировала спикер.

«Мы привыкли к стандарту банковского обслуживания, когда человек должен обязательно приходить в офис. Почему не сделать формат, когда банк к тебе приходит домой через сотовый телефон, планшет? Все это есть в карточном бизнесе, но нет в кредитовании, открытии депозитов, поэтому сейчас мы усиленно над этим работаем и многие вещи уже делаем», – рассказал Акшанов.
Нурлан Акшанов
Зампред
правления ЖССБ
«Мы привыкли к стандарту банковского обслуживания, когда человек должен обязательно приходить в офис. Почему не сделать формат, когда банк к тебе приходит домой через сотовый телефон, планшет? Все это есть в карточном бизнесе, но нет в кредитовании, открытии депозитов, поэтому сейчас мы усиленно над этим работаем и многие вещи уже делаем», – рассказал Акшанов.

Нурлан Акшанов
Зампред
правления ЖССБ
«Что касается продаж, компания перевела весь ритейл на различные другие бизнесы, в течение двух дней с некоторыми партнерами организовали доставку продуктовых корзин. Заключили контракт с сетью аптек Europharma, и сейчас наши сотрудники обслуживают клиентов в их точках продаж – в аптеках», – рассказала Тахмина Кодири.
«Сотрудники перешли на удаленный режим работы, школьники – на дистанционный режим обучения. Это привело к большому потреблению трафика. Мы оказались в ситуации, когда объем работы возрос в разы, особенно для технических служб, инженеров, поддержки, но в то же время столкнулись с вызовом, когда закрыты точки продаж и нам надо было в течение одного-двух дней выходить из этой ситуации», – поделилась специалист.
Тахмина Кодири
HR-директор
Beeline Kazakhstan
«Сотрудники перешли на удаленный режим работы, школьники – на дистанционный режим обучения. Это привело к большому потреблению трафика. Мы оказались в ситуации, когда объем работы возрос в разы, особенно для технических служб, инженеров, поддержки, но в то же время столкнулись с вызовом, когда закрыты точки продаж и нам надо было в течение одного-двух дней выходить из этой ситуации», – поделилась специалист.

Тахмина Кодири
HR-директор
Beeline Kazakhstan

«Что касается продаж, компания перевела весь ритейл на различные другие бизнесы, в течение двух дней с некоторыми партнерами организовали доставку продуктовых корзин. Заключили контракт с сетью аптек Europharma, и сейчас наши сотрудники обслуживают клиентов в их точках продаж – в аптеках», – рассказала Тахмина Кодири.
«Многие компании все-таки рассматривают предстоящий период как возможность определиться, кто из работников наиболее эффективен, кого нужно сохранить, а с кем можно и расстаться. Произойдет «сегментация» персонала, и часть наименее эффективных, с кем мирились ранее, могут остаться без работы. Но есть и компании, которые будут «резать» по живому из-за сокращения объема бизнеса. По результатам опроса, 30% респондентов из частного сектора, а именно консалтинга, обучения и транспорта, говорят о возможном сокращении персонала», – подчеркивает Гульмира Раисова.
Гульмира Раисова
Президент координационного совета Ассоциации HR-менеджеров
«Многие компании все-таки рассматривают предстоящий период как возможность определиться, кто из работников наиболее эффективен, кого нужно сохранить, а с кем можно и расстаться. Произойдет «сегментация» персонала, и часть наименее эффективных, с кем мирились ранее, могут остаться без работы. Но есть и компании, которые будут «резать» по живому из-за сокращения объема бизнеса. По результатам опроса, 30% респондентов из частного сектора, а именно консалтинга, обучения и транспорта, говорят о возможном сокращении персонала», – подчеркивает Гульмира Раисова.

Гульмира Раисова.
Президент координационного совета Ассоциации HR-менеджеров
По ее мнению, многие организации, распробовав преимущества дистанционного режима работы, в будущем перейдут на него. Например, позволив работникам один-три дня в неделю работать дистанционно, что сократит расходы на офисные помещения и многие другие.
Сандугаш Искендирова
HR-аналитик
В свою очередь, аналитик Сандугаш Искендирова считает, что необходимо поднять вопрос о развитии цифровой культуры общения, основанной на доверии между работодателем и работниками, ответственности за командную работу и справедливую оценку эффективности работника.

«К сожалению, только чуть более половины (56%) HR-специалистов говорят о том, что в их организациях действует справедливая оценка эффективности деятельности на данный момент. Отдельно следует отметить низкую готовность наших лидеров, руководителей ставить задачи оперативно, давать мотивирующую обратную связь и поддерживать работников в столь сложный момент неопределенности, что особенно свойственно для государственного и квазигосударственного секторов», – отмечает тренер.

«Безусловно, это будет дополнительным преимуществом для декретниц и семей с маленькими детьми. Хотя есть и те, кто говорит, что выполнять обязанности по домохозяйству и одновременно работать стало, наоборот, сложнее. Это потребует введения новых правил работы и взаимодействия» - отмечает аналитик ПРЕИМУЩЕСТВА ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ.
В свою очередь, аналитик Сандугаш Искендирова считает, что необходимо поднять вопрос о развитии цифровой культуры общения, основанной на доверии между работодателем и работниками, ответственности за командную работу и справедливую оценку эффективности работника.

«К сожалению, только чуть более половины (56%) HR-специалистов говорят о том, что в их организациях действует справедливая оценка эффективности деятельности на данный момент. Отдельно следует отметить низкую готовность наших лидеров, руководителей ставить задачи оперативно, давать мотивирующую обратную связь и поддерживать работников в столь сложный момент неопределенности, что особенно свойственно для государственного и квазигосударственного секторов», – отмечает тренер.
«Безусловно, это будет дополнительным преимуществом для декретниц и семей с маленькими детьми. Хотя есть и те, кто говорит, что выполнять обязанности по домохозяйству и одновременно работать стало, наоборот, сложнее. Это потребует введения новых правил работы и взаимодействия» - отмечает аналитик ПРЕИМУЩЕСТВА ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ.

Сандугаш Искендирова
HR-аналитик
С 20 апреля МСБ поэтапно возобновил работу в двух городах. В рамках первого этапа с 20 апреля возобновлена работа предприятий промышленности и строительства, а также определенных секторов сферы услуг. Обязательным условием их функционирования является строгое соблюдение санитарно-эпидемиологических норм.

С 20 апреля МСБ поэтапно возобновил работу в двух городах. В рамках первого этапа с 20 апреля возобновлена работа предприятий промышленности и строительства, а также определенных секторов сферы услуг. Обязательным условием их функционирования является строгое соблюдение санитарно-эпидемиологических норм.
Руководитель проекта: Мира Халина
Текст: Майра Медеубаева
Корректор: Яна Рябцева
Дизайн: Ахтам Зиперов
Верстка: Анара Адильгереева