Как номады стали кофеманами
На главную

Обычно срок окупаемости кофейни составляет от года до трех лет

Маржинальность кофейного бизнеса может варьироваться в зависимости от местоположения, целевой аудитории и конкурентной среды, отмечают в сети автозаправок Qazaq Oil, развивающей партнерскую франшизу кофеен Q-Cafe.

В этом году сеть автозаправок Qazaq Oil представила новое направление своей экосистемы сервисного бизнеса, открыв три кофейни под брендом Q-Cafe в Астане, отдельные от собственных АЗС. Несмотря на растущую конкуренцию между кофейными сетями при кажущейся насыщенности казахстанского рынка, в компании надеются расширить сеть кофеен в большинстве городов Казахстана с учетом наработанных бизнес-процессов, широкого ассортимента и высоких стандартов обслуживания через франшизные партнерства с МСБ. О том, какие условия предлагает Qazaq Oil по своей кофейной франшизе в интервью inbusiness.kz рассказал гендиректор заправочной сети Тулемис Шотанов.

Тулемис Садыкович, говоря об экспансии сети Q-Cafe, проводили ли вы какую-либо оценку конкуренции в регионах, есть ли у вас детально разработанные планы на регионы Казахстана? Какие-то города, областные центры, моногорода можете порекомендовать для открытия кофеен, где местный рынок еще не насыщен?Сериков Данияр (журналист inbusiness.kz)

Кофейные напитки давно уже стали доброй традицией во всех регионах страны, поэтому в нашем плане развития стоит цель – открытие кофейни в каждой области, в каждом крупном городе. Безусловно, любой бизнес имеет свои особенности, в том числе и логистические для своевременного обеспечения необходимыми запасами, именно поэтому старт проекта в этом году активно реализуется в столице, где есть вся необходимая инфраструктура, в том числе и команда специалистов центрального офиса, которая может в деталях отработать все необходимые процессы при необходимости на объекте.

Следующим городом будет Алматы. Интереснее работать на рынке, где уже есть конкуренция и требования со стороны покупателей по части ассортимента, качества и иных условий.Шотанов Тулемис (генеральный директор сети Qazaq Oil Qazaq Oil)

Что входит в ожидания по франшизе Q-Cafe - какова ее маржинальность, окупаемость, средний чек в ваших кофейнях, порог для инвестиций? Вы ранее говорили, что сумма входа в кофейный бизнес начинается примерно от 20 млн тенге, но если это премиум, то она может вырасти до сотен млн тенге. Какой вариант вы предлагаете больше своим потенциальным партнерам из числа МСБ с учетом вашего опыта трех кофеен вне автозаправок в Астане?

Обычно, срок окупаемости кофейни составляет от года до трех лет. Однако, это значение может меняться и зависит от эффективности управления, конкурентной среды, ожиданий целевой аудитории и спроса на кофейные напитки в выбранном местоположении.

В тоже время Q-Cafe – это формат кофеен, которые являются маржинальными и самыми востребованными на сегодняшний день. Он сочетает в себе возможности формата «кофейня на вынос», который предлагает клиентам возможность быстро купить и взять с собой свежезаваренный кофе, и «кофейня с добавленной ценностью» - такой формат кофеен включает дополнительные услуги, такие как продажа свежей выпечки, сэндвичей, десертов.

Важно отметить, что успешность кофейни формируется множеством факторов, включающих качество продуктов, эффективность управления, эффективную маркетинговую стратегию и удовлетворение потребностей целевой аудитории.

Помогаете ли вы с выбором недвижимости или местоположения для новой кофейни? Предоставляете ли консультации о том, в каких случаях лучше иметь собственное помещение или брать его в аренду? Есть ли у вас предварительные расчеты, в каких местах меньше конкуренции и открытие точек будет рентабельней? Существуют ли какие-либо риски каннибализма?

Совместно с потенциальным партнером наши специалисты проводят осмотр локации, расчет потоков потенциальной точки. В зависимости от возможностей партнера это может быть как аренда, так и собственное помещение – нас устраивает оба варианта, главное, чтобы это было комфортно для партнера. Риски каннибализма мы нивелируем тем, что закрепляем за каждой локацией своего потенциального клиента, обуславливая разделение по микрорайонам и жилым комплексам. Два Q-Сafe рядом с друг другом вы не увидите.

Кто должен будет поставлять зерна, кофе и другие необходимые продукты для кофеен партнерской франшизы – это будет ее владелец или же вы будете давать франчайзи точки закупа или даже, может быть, полностью сопровождать закуп через заказы партнеров?

Поставщики ингредиентов, как для горячих и холодных напитков, так и для готовой продукции общественного питания, являются действующими поставщиками сети АЗС Qazaq Oil. Мы предоставляем франчайзи наши коммерческие условия, которые могут быть использованы при заключении договоров поставок с поставщиками. При этом мы также предлагаем технологическое сопровождение нашими специалистами общественного питания. В него входят первичный аудит коммерческого помещения, составление необходимого перечня оборудования, расходных материалов, вводный инструктаж по процессам приемки, хранения, приготовления и реализации готовой продукции для производственного персонала. После франчайзи самостоятельно работает с поставщиками и контролирует полноценное обеспечение запасами.

Есть ли у владельца франшизы Q-Cafe какие-либо требования по оборудованию - его поставщикам и маркам? Кто его должен поставлять, предоставляется ли там гарантия?

При составлении перечня оборудования, мы, в первую, очередь, отталкиваемся от необходимого функционала для хранения и приготовления готовой продукции. Мы не ставим строгих требований по брендам, для нас важно, чтобы готовая продукция обладала всеми качественными показателями при реализации конечному покупателю. Именно поэтому мы с партнером можем рассмотреть несколько вариаций оборудования и найти оптимальное решение в рамках имеющегося бюджета. Партнер далее самостоятельно заключает договора поставок оборудования и контролирует их гарантийное обслуживание.

Если говорить об оформлении, мебели, дизайне партнерских кофеен в рамках франшизы Q-Cafe – должны ли выполняться какие-то ее специальные требования?

Требования по оформлению и дизайну кафе должны соблюдаться согласно брендбука, в котором описаны основные решения. В то же время они должны быть адаптированы под каждое помещение в зависимости от его конфигурации. Учитывая, что речь идет о сетевом решении, то у нас все должно быть так, чтобы клиент не чувствовал разницы между нашими точками вне зависимости от региона Казахстана.

Проводите ли вы обучение персонала ваших франчайзи?

У нас в Qazaq Oil разработаны стандарты качества обслуживания клиентов, скрипты обслуживания, наши фирменные фразы. Мы проводим обучение персонала по сервису, прививаем ценности Qazaq Oil, учим создавать клиентоориентированную атмосферу в кофейне. Также обучаем особенностям кофейных зерен, например, чем отличается арабика от робусты. Очень важно обучение стандартам работы с гастропродукцией с точки зрения приема, хранения, учета сроков годности, выкладки и приготовления.

Решения по поставщикам предоставляются под ключ?

>

Для наших партнеров у нас есть готовые типовые решения в зависимости от локации, а также мы можем совместно с партнером составить индивидуальную планировку кафе, подбор оборудования и мебели. Также в стоимость франшизы входят контракты с нашими поставщиками со специальными ценами для сети АЗС Qazaq Oil.

Какие платежи делаются владельцу франшизы и какие у вас финансовые условия по ней – роялти, привязанные к потоку или фиксированные, или же что-то еще? Привязан ли успех партнера к потокам? К примеру, некоторые владельцы франшиз просят фиксировано 5% выручки. Есть ли у вас привязка к росту продаж с прибыльностью? Какие-то жесткие рамки у вас есть по условиям и срокам договоров?

Программа Q-Cafe максимально лояльна к партнерам. По текущей системе не требуется внесения паушального взноса, как во многих случаях франшиз в сфере питания. Имеются только роялти с выручки наших партнеров. Цена за франшизу - у нас фиксированная процентная ставка, которая не варьируется в зависимости от локации, местности или формата кофейни.

В плане жесткости рамок по договору, мы считаем, проанализировав предложения партнеров, что наш договор достаточно лояльный, который позволяет нашим партнерам проявлять инициативу. В связи с чем, мы заключаем договора с минимальным сроком от пяти лет, на протяжении которых мы оказываем всестороннюю помощь до момента, когда партнер сможет почувствовать результаты своих трудов.