На днях Высшая аудиторская палата (ВАП) опубликовала итоги госаудита сферы электроэнергетики. Одной из важных проблем, выявленных в результате проверки аудиторами, было названо увеличение так называемых "провайдеров" на рынке электроэнергии, передает inbusiness.kz.
“Наблюдается увеличение провайдеров на рынке электроэнергии. В настоящее время в их число входит 18 юридических лиц. Стоимость услуг провайдеров не регулируется, объемы и цены поставляемой электроэнергии основаны на договорных взаимоотношениях. Это создает условия для скрытия реальных объемов потребления и выработки электроэнергии, что приводит к недостаточной прозрачности на рынке. Только за 2024 год провайдерами, минуя операторов рынка – ТОО "РФЦ" и АО КОREМ, закуплено у 187 организаций и реализовано электроэнергии на 13,7 млрд кВт*ч. (ориентировочно на сумму более 200 млрд тенге)”, – говорится в сообщении ВАП.
Напомним, обычно около 70% вырабатываемой электроэнергии в стране на оптовом рынке закупал единый закупщик – расчетно-финансовый центр (РФЦ) при минэнерго, приобретающий электроэнергию у электростанций и продающий по дифференцированным ценам крупным оптовым потребителям и гарантирующим поставщикам, работающим с населением, в лице РЭК по льготным ценам, установленным комитетом по регулированию естественных монополий (КРЕМ).
В модели единого закупщика формально не участвуют промышленные группы, потребляющие свою генерацию. Кроме того, в Казахстане работает балансирующий рынок на площадке Казахстанского оператора рынка электроэнергии и мощности (КОРЭМ), где участники вне модели единого закупщика могут через формирование пар оперативно докупать недостающее для потребления электричество или же продавать его излишки. В целом рынок электроэнергии в Казахстане оценивается в 2 трлн тенге. То есть, по сути, провайдеры уже захватили около 10% на нем, если верить сообщению ВАП.
Чтобы понять, кто такие провайдеры на рынке электроэнергии, корреспондент inbusiness.kz обратился в пресс-службу Высшей аудиторской палаты с просьбой дать пояснение, о ком идет речь.
"У нас есть два специализированных органа – КОРЭМ и РФЦ – расчетно-финансовый центр. Этот расчетно-финансовый центр, он определен единым закупщиком на оптовом рынке для того, чтобы у всех, кто энергию производит, у них закупает и дальше распределяет. Помимо оптового рынка есть еще балансирующий рынок – это излишки электроэнергии – их закупает КОРЭМ по определенному тарифу. У нас закон позволяет помимо единого закупщика и КОРЭМ еще создавать провайдеры, которые, у тех, кто электроэнергию производит, у них закупают и сами продают. Кому продают, у кого закупают – вот этого контроля над ними нет", - пояснил в комментарии, предоставленном пресс-службой ВАП, член аудиторской палаты Рустем Нурпеисов.
Со своей стороны еще уточним, что балансирующий рынок представляет собой рынок отклонений фактического почасового производства и потребления электроэнергии от планового торгового графика и предназначен для обеспечения баланса производства и потребления в реальном времени.
Провайдеры-посредники
Корреспондент inbusiness.kz также обратился с просьбой прокомментировать вопрос о провайдерах с точки зрения их рыночности к эксперту в сфере электроэнергетики Алексею Преснову.
"Речь идет о провайдерах баланса, которые обеспечивают электроэнергией на балансирующем рынке тех, у кого нет собственных источников. Очевидно, они продают по свободным ценам свою электроэнергию. Имелось в виду, что при отклонениях от заявки (плановой заявки на предстоящие сутки на определенный объем электричества от единого закупщика. – Прим.) потребители должны или докупить (в основном) или продать часть объемов электроэнергии через этих провайдеров, чтобы обеспечить баланс производства и потребления", – пояснил специалист в письменном комментарии.
По его словам, ценовой диапазон на электроэнергию, реализуемую или закупаемую провайдерами, был ограничен регулированием от минэнерго.
"Насколько я понимал, они (потребители. – Прим.) покупали в пределах "вилки" – минимум или максимум по самым низким и самым высоким тарифам производителей (предельным тарифам электростанций, установленным минэнерго. – Прим.). Там вроде как коэффициент 30% вводился еще вверх от самого высокого тарифа не так давно. То есть это не совсем свободные цены — это внутри "вилки" цен. Но, очевидно, провайдеры могут давать скидки, и это создает рынок для тех, кто как бы намеренно манипулирует уходом на балансирующий рынок с рынка на сутки вперед (с рынка единого закупщика. – Прим.). На это влияет, на мой взгляд, вся эта тема с перекрестным субсидированием внутри РФЦ (из-за растущего дифференцирования цен от единого закупщика для крупных оптовых потребителей и льготных цен гарантирующим поставщикам, работающим с населением, в лице основных РЭК. – Прим.). Из-за этого цены у единого закупщика для тех, кто не получает субсидии, высокие, на максимуме тарифов производителей – почти 25 тенге за кВт*ч, и поэтому, может быть, выгодно покупать на балансирующем рынке со скидкой у провайдеров", – предположил Алексей Преснов, отвечая на вопрос inbusiness.kz.
В переписке он выразил полное согласие с замечанием госаудита, что институт провайдеров непрозрачен.
"Сам институт провайдеров и торговля парами – то, чем очень непрозрачно занимается КОРЭМ, присущи нецентрализованным рынкам, с самодиспетчерированием. Там каждый субъект при выходе на торги должен обеспечивать гарантии, что он поставит или купит объемы точно по заявкам, не создавая другим участникам проблем небалансов, то есть будет нести за них персональную ответственность, покупая или продавая энергию кому-то конкретно вне торгов. На централизованном рынке обычно все производители являются провайдерами, а торговля небалансами централизована через биржу, при этом те, кто создает небалансы платит штрафы на рынок, а те, кто помогает их устранить, из этих штрафов получают вознаграждение. Там все гораздо понятнее и проще, хотя тоже сами расчеты платежей остаются вотчиной биржи. Почему в Казахстане при централизации рынка пошли на схему для нецентрализованных рынков – не очень понятно", – отметил эксперт по электроэнергетике.
Лица под подозрением
К слову, на сайте КОРЭМ можно увидеть список провайдеров баланса. В апреле 2025 года их на балансирующем рынке было задействовано 15 – ТОО Nomad Power Energy, работающее в основном с Kaz Minerals и Экибастузской ГРЭС-1 (далее наиболее известные субъекты, делегирующие дисбалансы провайдерам, названы в скобках), ТОО QazEnergy-XXI (Экибастузская ГРЭС-2, майнинговая компания Netlogic Ltd.), ТОО Amanat Energy Resources (Евроазиатская электроэнергетическая компания (ЕЭК), "ПетроКазахстан Ойл Продактс", канал им. Сатпаева), ТОО Prime Energy Resources (Усть-Каменогорская ГЭС, Qarmet), ТОО Halyk Energу (Шульбинская ГЭС, Бухтарминская цементная компания), АО "АК Алтыналмас" (структуры "Казахмыс", "Казахалтын"), ТОО Green Oil (золотодобывающая компания Altynex, "Караганда Энергоцентр"), ТОО Green Provider ("Жанажолская ГТЭС", майнинговые компании Panda Power Ltd., Zhetisu Technology Co., Ltd), ТОО "Главная распределительная энергостанция Топар" ("Казфосфат", "Каражыра", Kazakhmys Distribution), ТОО SK Energy (газовая электростанция ТОО "Батыс Пауэр" в ЗКО, майнинговая компания Smart Lab Ltd), ТОО "Каз Экотранс" ("КазАзот", Kazakhstan Petrochemical Industries, Karabatan Utility Solutions, майнинговая компания Netlogic Ltd), ТОО "ЭталонПауэр" (майнинговая компания Algorithm Ltd), ТОО "Жибек Жолы Оперейтинг" (Актобе ТЭЦ), ТОО "Караганда ЭнергоСбыт" (Усть-Каменогорская ТЭЦ), РФЦ (карагандинский филиал "Казводхоз", в основном проекты ВИЭ).
Читайте по теме:
Доходы KEGOC от регулируемых услуг за 2024 год отклонились на 20% по году