Прошло заседание Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан. Я рассказал об актуальных вопросах защиты прав предпринимателей в нашей стране.
Большой пласт проблемных вопросов при взаимодействии бизнеса с правоохранительными и контролирующими органами был поднят на совещании Главы государства 19 мая текущего года.
Одной из задач в этом направлении нашей совместной работы с Генеральной прокуратурой является выявление, устранение причин и условий необоснованного вовлечения субъектов бизнеса в орбиту уголовного процесса.
В 2020 году зафиксировано 51,3 тыс. преступлений и 3,9 тыс. осужденных лиц. В 2021 году стало 58,5 тыс. преступлений и 5,1 тыс. осужденных лиц.
Правовая статистика не отражает реальной картины по предпринимателям. Поэтому невозможно определить сколько предпринимателей были вовлечены в уголовный процесс. Заполнение статданных по юрлицам носит необязательный характер. Нет учета по субъектам индивидуального предпринимательства.
Как показывает практика, проблема разграничения гражданско-правовой и уголовной ответственности приводит к необоснованному давлению на бизнес.
Это касается взаимоотношений госорганов и бизнеса по договорным обязательствам – чаще всего это стройка, госзакупки, госзаказы и др.
Также заключения органов госаудита – КВГА Минфина, ревизионных комиссий – зачастую становятся основанием для начала уголовного преследования.
Проверки госорганов-заказчиков отражаются на их поставщиках-предпринимателях. Система выстроена так, что результаты госаудита, проведенного по запросу правоохранительных органов, в принципе невозможно обжаловать в рамках адмпроцедур. Предприниматель сразу попадает в уголовный процесс со всеми вытекающими последствиями.
А в сфере закупок следует провести анализ эффективности существующих процедур в части облегчения и избавления от излишней бюрократии.
Считаем необходимо создать национальную систему предварительного квалификационного отбора (ПКО), которая не должна быть государственной. В ее основе должен быть отраслевой подход и саморегулирование. И во главу угла ставится прежде всего безопасность граждан, повышение качества товаров, работ и услуг.
Еще одна большая проблема – кабальные условия договоров со стороны квазигоскомпаний.
Заказчик может отказаться от договора в одностороннем порядке, ссылаясь на дальнейшую его нецелесообразность. А поставщики вложили средства, понесли расходы, но им отказывают в выплате положенного.
Кроме того, если поставщик откажется от договора, то ему грозит штраф, возмещение убытков, репутационные потери и будущие проблемы участия в закупках.
Такая ситуация лишает стабильности в деловых отношениях.
Она порождает злоупотребление правом, искусственные адмбарьеры, и, соответственно, коррупционные риски.
Одной из актуальных проблем сегодня также является действующая практика признания сделок недействительными. У налоговых органов есть право на подачу исков по таким сделкам и зачастую это становится инструментом давления на бизнес.
Как правило, все начинается с камерального контроля, направления уведомлений, принуждения к выполнению требований, в том числе через блокировку банковских счетов и др. Многие предприниматели вынуждены соглашаться, иначе бизнес просто встанет.
Мы по поручению Президента пытались закрепить в Налоговом кодексе принцип должной осмотрительности. Нами проведена работа по созданию такой базы. Однако сам принцип в кодексе не реализован.
В настоящее время предприниматели уже могут проверить своего контрагента на благонадежность, но без самого принципа должной осмотрительности им не гарантируется налоговая неприкосновенность, о которой говорил Глава государства на указанном совещании. Необходимо в Налоговом кодексе предусмотреть принцип должной осмотрительности.
К сожалению, Верховный Суд РК затянул работу по подготовке проекта нормативного постановления по данному вопросу. Поэтому данный вопрос в ближайшее время буду выносить на рассмотрение Президенту.
Считаем необходимым уполномоченным органам вплотную заняться этими вопросами.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора