Антифрод-центр: цифровая защита от мошеннических транзакций

5 августа 2024 года на базе Казахстанского центра межбанковских платежей Национального банка РК запущен в эксплуатацию антифрод-центр для финансового рынка. Центр по обмену данными о мошеннических транзакциях - антифрод-центр разработали еще в прошлом году. Все это время его работа совершенствовалась, проводился сбор данных и экспертная оценка.

Антифрод-центр: цифровая защита от мошеннических транзакций

Главная задача антифрод-центра – это выявление и блокировка мошеннических транзакций, оперативное реагирование на операции с признаками мошенничества и ведение единой базы данных по мошенническим операциям.

Но самое главное – обмен информацией между участниками, то есть регуляторами, государственными органами и участниками финансового рынка будет происходить в реальном времени, что значительно повысит оперативность реагирования на любые подозрительные финансовые транзакции.

Какую пользу приносит?

С момента запуска платформы финансовыми организациями и правоохранительными органами установлено около 400 инцидентов по мошенническим операциям и заблокированы средства на сумму порядка 30 миллионов тенге.

При дальнейшем развитии антифрод-центра будут использоваться открытые интерфейсы (API), проводиться автоматизация бизнес-процессов. Это позволит расширить функционал и охват платформы. Кроме того, для повышения эффективности выявления подозрительных транзакций планируется применение технологий искусственного интеллекта.

Таким образом, антифрод-центр в первую очередь будет блокировать подозрительные денежные переводы, получение фиктивных онлайн кредитов и других сомнительных операций. Эти меры значительно помогут сохранить деньги граждан.

Что стоит знать?

Антифрод-центр не взаимодействует с физическими лицами, работает только с финансовыми, платежными организациями, правоохранительными органами и сотовыми операторами.

Основные правила безопасности для граждан, чтобы не стать жертвой мошенников

Если вдруг вы получили звонок якобы от сотрудника антифрод-центра, следует немедленно прекратить общение и сообщить о звонке в правоохранительные органы. Помните, что сотрудники антифрод-центра или финансовых организаций никогда не будут запрашивать персональные данные по телефону. Эти конфиденциальные сведения нужны только мошенникам. Если у вас есть сомнения, то самостоятельно наберите официальный номер контакт-центра своего банка.

Если вам позвонили якобы из правоохранительных органов, то ни в коем случае не паникуйте. Спросите, в каком именно отделении полиции находится потенциальный подозреваемый, какую статью ему вменяют, когда было совершено деяние, предоставлена ли помощь адвоката и как с ним связаться. Также следует сделать самостоятельный звонок на горячую линию организации, от имени которой вам позвонили: МВД РК или районного отделения полиции.

Никогда и никому не сообщайте свои персональные данные, реквизиты банковской карты, особенно срок ее действия, CVC/CVV-код (три цифры на обороте, код проверки подлинности карточки), кодовое слово и остаток денежных средств, SMS/push-код для подтверждения совершаемой операции: платежа, перевода и т. д. Никогда и никому не сообщайте пароль от своего личного кабинета в интернет-банкинге или мобильном приложении.

Об основных схемах финансовых мошенников вы можете узнать на интернет-портале Fingramota.kz в  разделе "Осторожно, мошенники". Также в мобильном приложении "Fingramota Online" действует раздел "Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество", где пользователи могут получить консультацию по деятельности сомнительных организаций, имеющих признаки финансовых пирамид, и сообщать о мошеннических схемах, с которыми столкнулись.

Изображение Kris с сайта Pixabay

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться