АППК: как судья может помочь стороне?

7186

АППК – это очень  актуально!

АППК: как судья может помочь стороне?

Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее – АППК) остается быть популярной правовой темой. Он вызывает интерес не только  у  юристов, но  и у граждан, особенно тех, кто решил прибегнуть к помощи административной юстиции. Для того, чтобы вся мощь административной юстиции была использована на "полную катушку", полезно знать и применять некоторые правила административного судопроизводства.

Данная статья из  цикла "Всё об АППК" разъясняет отдельные положения кодекса и судебную практику.

АППК и ГПК

АППК  регулирует новую для казахстанской правовой системы административную форму судопроизводства – рассмотрение судом споров гражданина, юридического лица, с одной стороны, и административного органа, наделенного властными полномочиями, с другой.

Ранее такие споры рассматривались по правилам главы 29 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – ГПК) в  особом исковом производстве.

Хотя так называемые публично-правовые споры перешли из ГПК в АППК, связь между двумя кодексами не прервалась: в административном судопроизводстве применяются положения ГПК, если  иной порядок не предусмотрен нормами АППК (часть  3  статьи  1 АППК).

Например, нормы ГПК о доказательствах и недопустимых доказательствах, предмете доказывания (то есть, что именно следует доказывать по делу), а также порядке собирания, исследования, оценки и использования доказательств применяются  в административном судопроизводстве за исключением отдельных особенностей доказывания.

По АППК суд активен  

Главное различие АППК и ГПК по роли суда в процессе заключается в  том, что в гражданском судопроизводстве действует принцип состязательности, а в административном судопроизводстве суд занимает активную роль.

Активная роль суда означает, что в  административном судопроизводстве суд:

  •  всесторонне, полно и объективно исследует все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела.
  •  вправе высказать свое предварительное правовое мнение по делу;
  •  по собственной инициативе собирает дополнительные материалы и доказательства.

Держать уши открытыми!    

Знакомый судья из Германии Генрих Шнитер, рассуждая о том, как судья должен вести заседание по гражданскому делу, то есть  в состязательном процессе, выразился так, что  судья должен иметь "открытые уши" для того, чтобы услышать, что излагают стороны и каковы их аргументы.

Это применимо и  к административному судопроизводству.

Однако это положение – держать уши открытыми - будет полезно и стороне в административном деле. Именно потому, что  в силу активной роли судья имеет правовые возможности подсказать и помочь сторон, в том числе высказав свое предварительное правовое мнение. Стороне надо только слушать и слышать, что говорит судья, и делать  соответствующие выводы.

Что такое предварительное правовое мнение?

Одной из революционных новелл АППК  является право судьи высказать свое предварительное правовое мнение.

До этого пункт 3 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 14 мая 1998 года № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти в Республике Казахстан" разъяснял:

"Судья при осуществлении правосудия должен быть беспристрастным, строго придерживаться принципа состязательности и равноправия сторон. Высказывание судьей в какой-либо форме предварительных суждений по делу, находящемуся в его производстве, недопустимо. Судья свое мнение по конкретному делу высказывает только в совещательной комнате".

Что такое предварительное правовое мнение судьи – в законе не раскрыто,  а Верховный Суд пока не разъяснил.

     В статье 16 АППК указано:

"Судья вправе высказать свое предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям, относящимся к фактическим и (или) юридическим сторонам административного дела."

Исходя из данного положения, можно предложить, что предварительное правовое мнение  - это высказанные до вынесения решения с соблюдением всех  установленных правил  судопроизводства и основанные на анализе дела суждения судьи о:

  1. надлежащем или ненадлежащем истце;
  2. надлежащем или ненадлежащем ответчике;

3)  правовой природе иска – правильный ли  вид иска предъявлен и полно ли сформулированы исковые требования;

4) фактическом основании требовании – судья не  связан заявленным основанием иска и  в  пределах исковых требований  вправе исследовать  все необходимое для дела;

5) правовом основании требования - то есть правовой норме, на которой основано требование истца: суд сам выбирает применимую норму права;

6) предмете доказывания – в подтверждение  каких обстоятельств надо  представлять доказательства и  что доказывать не надо;

7) относимости и допустимости, достаточности  доказательств.

Рассмотрим подробнее, что может подсказать судья стороне по каждому указанному пункту.

Надлежащий ли истец?

Суд должен определить, надлежащим ли является истец. Такое понятие и соответствующий термин отсутствуют в  АППК. Однако согласно статье 129 АППК в предмет доказывания обязательно входит доказывание нарушения прав, свобод и законных интересов истца, а по иску о признании - фактов, подтверждающих наличие или отсутствие какого-либо правоотношения.

Следовательно,  суд должен разъяснить истцу необходимость нести соответствующее бремя доказывания и вправе высказать предварительное правовое мнение о том, что от доказанности или недоказанности данного обстоятельства может зависеть исход дела: истец имеет шансы на  успех только, если истец докажет нарушение своего права (либо наличие или отсутствие какого-либо правоотношения).

Надлежащий ли ответчик?

Суд должен установить, надлежащим ли является ответчик. 

В гражданском  судопроизводстве возможно заменить ненадлежащего ответчика на надлежащего. Однако АППК не предусматривает замены ненадлежащего ответчика на надлежащего.  

Истец может допустить ошибку в определении ответчика.

Например, истец оспаривает решение акима области, на основании которого госорган в  период моратория проводит проверку у субъекта малого предпринимательства. А надо бы  оспорить действия или акт госоргана, который проводит эту проверку.

В таком случае предварительное правовое мнение судьи о том, что иск предъявлен  к ненадлежащему ответчику, не даст право истцу заменить ответчика, но позволит отозвать иск, чтобы своевременно предъявить новый иск к надлежащему ответчику. Тем более, что ч. 1 ст.  142 АППК прямо предусматривает, что такое действие сторона вправе совершить как по собственной инициативе, так и по итогам выражения судьей предварительного мнения.

Тот ли вид иска выбран?

Судья вправе высказаться о правовой природе иска. Так, если истец ошибочно предъявил не тот вид иска, суд вправе разъяснить и помочь стороне изменить исковые требования (ч. 1 ст. 116 АППК), в  том  числе  перейти от одного  вида административного  иска  к другому.  

Например, не все истцы знают, что  оспорить административный  акт можно предъявлением иска об оспаривании (статья 132 АППК) или иска  о принуждении (статья 13 АППК). А вот административное действие оспаривается иском о совершении действия (статья 134 АППК). Иск о признании (статья 135 АППК) подается по "остаточному принципу" - если не удается защитить свои права указанными тремя видами иска.

Фактов много не бывает!

В гражданском судопроизводстве судья не вправе самостоятельно расширять фактическое обоснование и исследовать новые факты, о которых стороны не говорят – судья вправе только  указать сторонам на те обстоятельства,  которые имеют значение для дела и  которые сторонам необходимо доказать.

В административном судопроизводстве судья не  связан заявленным основанием иска и  в  пределах исковых требований вправе исследовать все необходимое для дела (ч.  1  ст.  116 АППК). В силу активной роли суд вправе собирать дополнительные материалы  (ч. 3  ст. 16 АППК).

Какой закон выбрать и применить?

Представляется, что судья вправе высказываться  по правовому обоснованию иска.

Здесь действует постулат Jura novit curia (с лат. —  "суд знает законы"): суд волен сам выбирать, какие законы следует применить для решения рассматриваемого спора, даже если стороны ссылаются на иные нормы права.

Здесь надо внимательнее отнестись к вопросам судьи, который спрашивает – почему Вы ссылаетесь именно на эту норму закона. Или слушать,  какие именно  фактические обстоятельства выясняет и уточняет судья – возможно, он ищет фактическое обоснование совсем для другой нормы закона, о  которой истец не подумал и которую надо бы найти и проанализировать.

Что надо доказать?

Поскольку стороны в правовом споре занимаются доказыванием,  судья вправе высказать  свое мнение и по данному вопросу.

Здесь ключевой момент – правильно определить  предмет доказывания - совокупность спорных  обстоятельств, имеющих значение для дела.

Судья вправе и даже должен указать те обстоятельства,  которые сторонами не  оспариваются (бесспорные факты), чтобы стороны не тратили силы и  время на доказывание данных обстоятельств и не представляли суду доказательства в их подтверждение. И одновременно судья может обратить  внимание сторон на те значимые по делу обстоятельства, которые сторонами оспариваются – именно они входят в предмет доказывания. 

Например, по делу не оспаривается, что истец своевременно обратился в  госорган. Однако спорным является вопрос, полный или нет пакет документов он приложил к своему обращению.

Оценка доказательств

Судья может высказать предварительное правовое мнение о доказательствах, которые оцениваются с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Так, если доказательство  является неотносимым, то есть не относится к  сути дела, то нет смысла тратить время на его  исследование.

Вряд ли  судья сразу заявит, что доказательство является неотносимым. Однако следует внимательно прислушаться к вопросам судьи о том, какое отношение имеет доказательство  к спору? Какие обстоятельства хочет доказать сторона таким доказательством? Такие вопросы – сигнал, что относимость представленного стороной доказательства под большим вопросом.

Судья может сразу сказать о недопустимости тех или иных доказательств. Правила недопустимости доказательств регулируются статьей 66 ГПК. Если судья спрашивает о том,  каким путем сторона раздобыла доказательство, не получила ли сторона данное доказательство при проведении процедуры медиации – это повод задуматься о допустимости  доказательства.

Если по делу недостаточно доказательств, то суд вправе предложить сторона представить дополнительные доказательства (часть 3  статьи  73 ГПК) и собрать их по собственной инициативе (часть 2  статьи  130 АППК).

Суд  вместе  с  участниками административного дела будет проверять и достоверность доказательств. Здесь также могут быть вопросы о том, как появилось доказательство у стороны, имеется ли  у стороны подлинник документа, копия которого  представлена и т.д.  

Подведем итоги

Как видим,  АППК дает суду право помочь стороне в административном деле.

Однако это не повод пренебрегать средствами защитить свои права – когда сторона утверждает только о нарушении своего права, а все остальное надо запрашивать у ответчика.  Качественная подготовка иска, логичное изложение своих требований и четкая их аргументация -  все это  шаги к успешному и скорому разрешению административного спора.   

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться