Чем поможет страховой омбудсман?

5259

Страхование – это важно!

Чем поможет страховой омбудсман?

Страхование занимает важную часть в жизни каждого. Мы страхуем от  несчастных случаев и иных напастей свою жизнь и имущество, заключаем обязательные договоры  страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, нас  страхуют  как работников. Законодательство о страховании постоянно совершенствуется, в том  идет по пути упрощения порядка возмещения страховых выплат и защиты прав страхователя.

В данной статье изложены новеллы о страховом омбудсмане, которые действуют с начала текущего года. 

Новеллы  2024 года

С 01 января 2024 года  в действие вступили положения Закона Республики Казахстан от 12 июля 2022 года № 138-VII ЗРК, который внесли изменения в дополнения  в  законодательные акты по вопросам регулирования и развития страхового рынка.  В частности, изменения внесены в  Гражданский кодекс Республики Казахстан и Закон Республики Казахстан "О страховой деятельности" в части института страхового обмудсман.

Кто такой страховой омбудсман?

Статус и деятельность страхового омбудсмана регулируется Законом Республики Казахстан "О страховой деятельности".

Страховой омбудсман – это лицо, которое осуществляет урегулирование разногласий:

  • между страховыми организациями, возникающих по вопросам обязательного и добровольного страхования;
  • между страхователями (застрахованными, выгодоприобретателями) и страховыми организациями, возникающих из договоров страхования.

Согласно  Гражданскому кодексу Республики Казахстан:

  • страхователь – это лицо, которое заключило договор страхования со страховщиком, то есть страховой компанией (статья 813 ГК);
  • застрахованный - лицо, в отношении которого осуществляется страхование. Им может быть как страхователь, так и другое лицо (статья 815 ГК). Например, работодатель, который заключил со страховой компанией  договор обязательного страхования работника от несчастных случаев,  является страхователем, а работник - застрахованным лицом.
  • выгодоприобретатель - лицо, которое в соответствии с договором страхования или законодательными актами Республики Казахстан является получателем страховой выплаты от страховой организации (статья 816 ГК). Им может быть  страхователь, либо застрахованный,  либо  третье лицо (например, наследник страхователя или застрахованного). 

Разногласия по договору страхования могут возникнуть по поводу:

  • отказа страховой компании произвести выплату;
  • размера страховой выплаты;
  • оценки причиненного вреда и др.

Правила избрания и осуществления деятельности страхового омбудсмана утверждены Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 12.09.2022 г. № 60.

Чтобы обратиться к страховому омбудсману

За урегулированием разногласий к страховому омбудсману вправе обратиться:

  • физические лица и (или) субъекты малого предпринимательства, являющиеся страхователями (застрахованными, выгодоприобретателями) по всем видам страхования;
  • иные юридические лица - только по классу (виду) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств;
  • при сумме требований по разногласиям не выше 10 000 месячных расчетных показателей. На  2024 год эта  сумму составляет  до 36 920 000 тенге.

Досудебный порядок урегулирования спора

До 01 января 2024 г. страховщик, который отказался выплатить страховую выплату, сообщал об этом страхователю в письменной форме с мотивированным обоснованием причин отказа. Страхователь мог обжаловать данный отказ в суд (статья 839 ГК).

Этот порядок изменился.

С 01 января 2024 г. страховщик, который отказался выплатить страховую выплату, сообщает об этом страхователю в письменной  форме:

  • с мотивированным обоснованием причин отказа и
  • уведомлением о праве страхователя (застрахованного, выгодоприобретателя) обратиться к страховому омбудсману для урегулирования разногласий с учетом особенностей законодательства Республики Казахстан.

Такой отказ можно обжаловатьв суд приусловии соблюдения порядка урегулированияспора страховым омбудсманом.

Таким образом, новшества заключаются в том, что:

  • в письменном сообщении страховой компании  должно быть разъяснено право обратиться к страховому омбудсману;
  • если страхователь (застрахованный, выгодоприобретатель) решил пойти в суд, то вначале следует обратиться к страховому омбудсману.

Фраза "с учетом особенностей законодательства Республики Казахстан" означает, что:

  • такой досудебный порядок необходим только при сумме разногласий до 10 000 МРП. Если  сумма разногласий превышает 10 000 МРП, то к страховому омбудсману не обращаются – он некомпетентен рассматривать такие разногласия; 
  • физическим лицам и (или) субъектам малого предпринимательства следует обращаться по всем видам страхования, а юридическим лицам – только по договорам  обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.

Как обратиться кстраховому омбудсману?

Страхователь (застрахованный, выгодоприобретатель) может подать заявление обурегулировании разногласий в письменной форме, в том числе:

  • через интернет-ресурс страхового омбудсмана либо
  • через страховую компанию (старховащика), в том числе через его филиал, представительство, иное обособленное структурное подразделение, интернет-ресурс.

К заявлению следует приложить подтверждающие документы.

Как работает страховой омбудсман?

При получении обращения от страховой организации, а также страхователя (застрахованного, выгодоприобретателя) страховой омбудсман в соответствии с законодательством Республики Казахстан и  условиями заключенного договора страхования единолично рассматривает спор. При этом страховой омбудсман не ограничивается представленными заявителями доводами, доказательствами и иными материалами дела. Он вправе запрашивать от страховых организаций сведения, необходимые для рассмотрения заявления,  проводит расчеты размера страховой выплаты.

Срок рассмотрения заявления не превышает 2 месяцев, за исключением случаев необходимости получения от государственных органов, иных организаций, иностранных государственных органов и организаций дополнительных сведений и (или) подтверждающих документов.

Спор по  существу страховой омбудсман осуществляет в очном порядке в офисе страхового омбудсмана и (или) с использованием интернет-ресурса страхового омбудсмана и иных технических средств. Участники разногласий за 3 рабочих дня уведомляются о рассмотрении спора и могут принять участие. 

По результатам рассмотрения заявления страховой омбудсман принимает одно из следующих решений:

  • о полном или частичном удовлетворении заявления;
  • об отказе в удовлетворении заявления с обоснованием принятия такого решения;
  • о прекращении рассмотрения заявления с указанием оснований.

Решение принимается в письменной  форме и доводится до сведения сторон спора.  

Важно, что рассмотрение спора производится на безвозмездной основе.

Какую силу имеет решение страхового омбудсмана?

Если страховой омбудсман рассматривает спор между страховыми организациями, то его решение является обязательным  к  исполнению.

Если страховаой омбудсман рассмотрел спор между страхователем  (застрахованным, выгодоприобретателем) и страховой организацией, то решение:

  • обязательно для страховой организации в случае принятия его страхователем (застрахованным, выгодоприобретателем);
  • необязательно для страхователя (застрахованного, выгодоприобретателя), которые  при несогласии с решением страхового омбудсмана вправе обратиться в суд.

При обращении в  суд страхователь (застрахованный,  выгодоприобретатель) оспаривает решение страховой компании, а не решение страхового обмудсман, которое служит "пропуском" в суд.      

Фото: pixabay.com

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться