Кратко выжимки из выступления Президента и небольшой комментарий.
Маслихаты – очень важная ветвь государственной власти. На сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано свыше 3300 депутатов маслихатов, около 70% из которых присутствуют в этом зале.
Об этом уже писал Шибутов, недавно в Институте евразийской интеграции был круглый стол: маслихаты областей и районов – это то место, где представительная власть у нас должна переродиться, а не Сенат и не Парламент. Это наиболее массовый пласт представительной власти, с более высокой динамикой обновления и ближе к управляемым территориям.
Что происходит с маслихатами на самом деле сейчас:
1) В депутатский корпус вошли представители шести политических партий, но это все еще очень низкая доля мест, которые достались конкурентам "Аманата". Пока еще значимой фрагментации маслихатов как политического форума не произошло;
2) Тут вопрос не только в выборах или избирателях, это еще и организационный потенциал самих партий. Процесс сжатия оргпотенциала партий происходит во всем мире. Они стали очень полагаться на онлайн-коммуникации, новые медиа, соцопросы, и система "ячеек" теряется. Тот же "Аманат" при этом компенсирует отмирание ячеек новыми форматами вроде "Общественная приемная", это очень здорово.
3) Иногда кажется, что политическая конкуренция у нас организуется не между партиями, а по линии "партия" - "независимые кандидаты". Это интересно. Пока есть цифра, что депутатами были избраны 434 самовыдвиженца. Также видим, как самовыдвиженцы идут через выборы акимов на сельском уровне. Это все очень хороший процесс, обновление корпуса и депутатов, и акимов. Если эти люди все будут реально расти как политики, как функционеры, а электоральная система сохранит мажоритарность и ведущую роль одномандатных округов в местных выборах, то, согласно теориям и академическим исследованиям, это приведет к формированию двухпартийной системы (естественным образом). Только не спрашивайте "когда", этого никто не знает.
Мы окончательно перешли к проведению прямых выборов сельских акимов. За короткое время корпус сельских акимов был обновлен почти на 90% (!!!).
4) Функция надзора депутатов за местным бюджетом усилится за счет передачи ревкомов под кураторство ВАП и расширение зоны проверок ВАП с РБ и на местные деньги тоже. Когда говорят, что депутаты не следят за местным бюджетом, нужно понимать, что там идет колоссальная асимметрия компетенций и доступа к информации между депутатом и всем акиматом. У депутатов нет прямого доступа к детальной бюджетной информации, у них нет штата помощников и аналитиков, у них не всегда есть нужные компетенции, что нормально. Присутствие ВАП частично компенсирует это неравенство потенциалов депутата и исполнительного госоргана.
5) Что даст заявленное обучение депутатов? Оно даст "введение в профессию", как курс молодого бойца. С учетом высокого темпа обновления корпуса депутатов, это нужная мера. Оно даст еще денег Академии госуправления. Оно не даст системного эффекта в работе, потому что не устраняет ту проблему "разницы потенциалов" между депутатами и акиматом. Особенно, если депутат самовыдвиженец и за ним даже хоть какого-то аппарата партии нет.
Нужно правильно и эффективно распределять средства местного бюджета. Прошу депутатов подойти к этому вопросу очень серьезно.
6) Госфинансы - это больное место регионов, Президент еще раз напомнил депутатам, зачем они там нужны. Пора начать следить за бюджетами всерьез.
Telegram-канал Сабины Садиевой
Фото: пресс-служба Акорды
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора