Эффективность РОП в Казахстане

11538

Со следующего года планируется резкое расширение механизма расширенной ответственности производителей (РОП), что через механизм утильсбора грозит десятками миллиардов тенге налоговой нагрузки для бизнеса.

Эффективность РОП в Казахстане

В этой связи имеет смысл проанализировать текущую эффективность РОП на тех рынках, где механизм был внедрен первоначально, т. е. порядка трех лет.

Одним из все более популярных в мире механизмов стимулирования переработки отходов выступает введение РОП. Суть его в том, что стоимость конечной переработки или утилизации продуктов несет производитель товара. Производители могут напрямую заплатить государству за расходы по сбору и утилизации (например, утильсбор) или разработать систему возврата товара гражданами.

В Казахстане механизм РОП внедрен с 1 января 2016 года, сконцентрировавшись на утилизации старых автомобилей и их компонентах, в том числе и с импортеров, за сбор и утилизацию отходов. Постановлением Правительства без особых конкурсных процедур был определен единый оператор РОП – частное ТОО "Оператор РОП[1]".

Рассматривая эффективность работы данного механизма, можно отметить, что данных по итогам работы ТОО "Оператор РОП" практически нет. Имеются лишь данные Министерства энергетики РК за период с ноября 2016 г. и за 2017 г. В частности, собрано и переработано 24,2 тыс. тонн отработанных масел, 27,5 тыс. тонн аккумуляторов, 39,6 тыс. тонн изношенных шин, 40,2 тыс. тонн упаковочных материалов, 4,6 тыс. тонн электрооборудования.

Однако за 2017 г. объем отработанных масел по стране составил 97,2 тыс. тонн. С учетом естественных потерь (утечки и испарения), которые, к примеру, в Европе составляют 40-50%[2], объем масел, который остается для переработки, можно оценить в 50-60 тыс. тонн. Как следствие, РОП охвачено лишь 40-50% от всего объема по маслу. Для сравнения, в Европейском союзе доля перерабатываемого масла в среднем составляет 80%.

Рассматривая ситуацию с шинами, можно отметить, что их ежегодный объем оценивается примерно в 3,3 млн штук для легковых автомобилей и еще примерно 2 млн штук по большегрузным автомобилям[3]. Для перевода в килограммы мы исходим из того, что средняя шина легкового автомобиля весит 10 кг, а грузовика – 70 кг[4]. Таким образом, вес ежегодно отработанных шин можно оценить примерно в 187 тыс. тонн, и, соответственно, доля шин, охваченных РОП, составляет порядка 21%. Сравнивая уровень переработки шин в нашей стране с другими странами/регионами мира, можно отметить, что наши показатели чуть более двух раз превосходят показатели РФ или Украины, но по этим странам данные относятся к итогам 2015 г., а у нас 2017 г[5]. В Европе средний показатель составляет 90%, в Индии — 98%, а у мирового лидера – Канады — 111%, т. е. они завозят шины на переработку из других стран.

Таким образом, можно констатировать, что уровень эффективности ТОО "Оператор РОП" в части достижения полной переработки видов отходов, на которые распространяется его деятельность, вызывает много вопросов.

В этой связи логично введение четких показателей по эффективности работы операторов РОП. Ну и, как показывает мировой опыт, универсальным лекарством выступает развитие конкуренции на данном поле деятельности. Логично, что, если будет несколько компаний на этом поле, конкуренция заставит их повысить эффективность своей деятельности. 

 

[2] Improving Markets for Waste Oils, D Fitzsimons, K Deegan, Oakdene Hollins исследование для ОЭСР, 2010 г.

[3] "Резиновые перспективы", А Шалабаева, 13.10.2014 г.

[5] Global ELT Management – A global state of knowledge on collection rates, recovery routes, and management methods, январь 2018 г., World Business Council for Sustainable Development (WBCSD)

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться