Вопрос заключается в том, насколько этот инструмент действительно служит общественной пользе и соответствует принципам благотворительности или же это лишь еще одна уловка по сокрытию богатства, уклонению от налогообложения и защите активов с управлением состоянием в пользу себя?
Эндаумент-фонды, на первый взгляд, представляют собой привлекательный финансовый механизм, который позволяет накапливать капитал и использовать его доходы для поддержки различных благотворительных проектов. Идея кажется простой и благородной – обеспечить долгосрочную финансовую стабильность для организаций и общественных инициатив так, чтобы они могли работать вне зависимости от колебаний рынка и временных финансовых затруднений, нивелируя риски. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что эндаумент-фонды имеют и свои неоднозначные аспекты.
Во-первых, большая часть таких фондов создается представителями высшего класса общества, что нередко вызывает подозрения в использовании этого инструмента для сокрытия богатства и уклонения от налогообложения. Критики утверждают, что эндаумент-фонды предоставляют привилегии только определенным кругам общества, тогда как более уязвимые слои остаются без должной финансовой поддержки. Во-вторых, когда капитал аккумулируется в эндаумент-фондах, он становится отделенным от основных потребностей общества, что может привести к неэффективному и нерезультативному распределению средств. Критики этой модели считают, что лучше было бы направить эти средства непосредственно в развитие социальных программ и помощь тем, кто находится в нужде, а не просто пристраивать их на капитализированных рынках, раздувая и так непомерный объем рынка ценных бумаг, долговых обязательств. Ведь, как мы знаем, деривативы второго и третьего порядка зачастую слишком оторваны от текущих экономических реалий.
Также следует отметить, что эндаумент-фонды, как правило, имеют свои собственные управляющие структуры, которые могут быть подвержены манипуляциям и нередко коррупции. Отсутствие должного контроля и прозрачности в управлении средствами может привести к неэффективному и неэтичному использованию денежных средств, что противоречит основным принципам благотворительности и общественной поддержки. К сожалению, одно слово "фонд", как агрегатор капитала, в Казахстане стало нарицательным, хотя у нас существуют Национальный фонд, Пенсионный фонд, Фонд возвращенных активов, фонд "Казак халкына" и много других. Вопросов по которым столь много, что официальные ответы кажутся оригинальными. Суммарно эндаумент-фонды являются сложным и контроверсиальным финансовым инструментом, однако остаются одним из гуманитарных достижений цивилизации.
Подавляющее большинство достижений цивилизации представляет собой плод коллективных усилий. От строительства пирамид до создания андронного коллайдера – это стало возможным только потому, что существовало нечто, заставившее большое количество людей действовать сообща. В таком контексте часто говорят о политической воле, о существовании эффективного административного аппарата и тому подобных вещах. Однако для координации усилий исключительно важен еще один фактор – целеполагание. Участники предприятия в той или иной степени должны понимать, что и зачем они делают.
Действовать, разумеется, можно по привычке или в силу сложившегося порядка вещей, слепо подчиняясь экономическим и сословным традициям, а также тому, что называют диктатом среды. Ситуация резко меняется, когда изменяются условия обитания, когда становится необходимо реагировать на тот или иной, как принято говорить сейчас, вызов. Чем он значительнее, тем очевидно сложнее определить конкретную цель, понять, что именно необходимо сделать, отвечая на вызов со стороны внешних сил, неважно какой конкретно природы.
На все эти вызовы западная цивилизация отвечала научными исследования и новыми технологиями, что и создало доминанту на управление этим миром. Ведь именно Наука высшей школы служила инструментом, дающим возможность заглядывать за горизонт обыденного, позволяя делать это системно. Выражаясь сентенцией, "основанная ценность науки – в предвидении". Ее развитие столетиями шло бок о бок с развитием инструментов, обеспечивающих создание стратегий, т. е. того, что также требует долгосрочного планирования и ясного целеполагания. Она же отвечала за генерацию новых смыслов, задающих вектор развития.
Инструменты, предоставляемые наукой, методы, обеспечивающие создание стратегий, философия, генерирующая новые смыслы, – все это столетиями вело человечество по дороге, именуемой словом "прогресс". Все это переплеталось в сложный клубок разноплановых идей, но именно они так или иначе определяли стратегические цели. Эти цели могли быть оформлены как явно, так и скрытно. Это не так и важно, главное другое. Как только теряется цель и перестает действовать нечто, что генерирует новые смыслы, сразу пропадает интенция к развитию.
Именно это и демонстрирует современный Казахстан, который стремится к некой новой форме единства, но пока не может придать этому стремлению политического выражения. Казахстану из года в год не удается выработать долгосрочной концепции собственного (как минимум научно-экономического) развития.
Фундаментальная причина, приведшая к тому, что Казахстан – в лице и элит, и народа – утратил видение стратегической перспективы, может быть сформулирована предельно кратко. Системная связь между "умами" и политическими элитами оказалась разрушенной. Скорее всего – необратимо.
Сегодня ощущение глобальных перемен уже непосредственно витает в воздухе. Все чаще появляются социологические исследования, наглядно показывающие, насколько быстро люди (да даже институции) теряют уверенность в завтрашнем дне, все более остро ощущаются духовно-нравственный кризис и депрессивные настроения большей части ее населения в отношении будущего.
Один из примеров, не требующих доказательств, явился в виде трагедий в Жанаозене, Актобе, Атырау, Алматы. События, произошедшие в январе 2022 года в Казахстане, которые получили название "алматинская трагедия", еще долго будут предметом обсуждения как в экспертном сообществе, так и в обществе в целом. Их картина восстановлена далеко не во всех деталях, и вряд ли соответствующая работа завершится в обозримом будущем.
Однако определенные выводы, касающиеся отдельных граней, можно сделать уже сейчас, тем более что они отчетливо коррелируют с прогнозами, сделанными ранее. Подчеркнем, что рассматриваемые события, равно как и повлекшие их причины, многоплановы. Здесь в тесный клубок переплелись социальные, экономические, политические и демографические проблемы, только некоторая часть которых носит сугубо внутриказахстанский характер.
Одна из граней непосредственно связана с проблемами высшей школы, более того, подобное развитие событий в известном смысле было предсказано, и было показано, что ответственность за социально-политическую и экономическую стабильность в государстве во многом несет высшая школа.
Аргументация в пользу данного заключения состоит в следующем. Движущей силой любых трансформаций в обществе, как однозначно показывает вся история человечества, всегда были энергичные и деятельные люди, которые, выражаясь словами братьев Стругацких, "хотели странного".
В условиях, когда высшее образование стало массовым, высшая школа неизбежно должна ориентироваться не только и не столько на задачи по "обеспечению экономики кадрами", сколько на задачи социального плана. Столько лиц, обладающих высшим образованием (а чаще – его имитацией), сколько их выпускают казахстанские университеты, экономика страны просто не в силах переварить. Значительная часть казахстанских университетов де-факто плодит безработных. Эти показатели далеко не в полной мере отражают сложившуюся ситуацию, так как 80% от общего показателя роста занятости достигается за счет "социальной экономики".
В этом смысле университет зачатую является скорее инструментом некой дополнительной социализации студента, нежели организацией, которая готовит специалистов. Учитывая низкое качество образования в современных казахстанских университетах, обусловленное, в том числе и объективными причинами, именно эта задача (равно как и задача по снижению уровня безработицы) является той, которая де-факто и решается сложившейся системой высшего образования. Все остальные задачи высшая школа решает, мягко говоря, неудовлетворительно, хотя, конечно, существуют отдельные интеллектуалы, составляющие исключение, которых Казахстан подвергает системному геноциду.
Одна из важнейших социальных задач, решаемых высшей школой в успешных государствах, как показывает мировая история, была связана именно с тем, чтобы направить энергию пассионариев в созидательное русло. Упрощая, "социализировать" нужно в первую очередь именно их, так как все остальные будут безропотно подчиняться диктату среды. Сломать существующие негативные тенденции могут только пассионарии, но для этого их энергия, подчеркнем это еще раз, должна быть направлена в конструктивное русло.
Народы и государства, которые не справились с задачей эффективной социализации пассионариев (иначе – с эффективным использованием пассионарной энергии), достаточно быстро сходили с исторической сцены.
Один из механизмов создания более гибкой системы в высшей школе – это их независимость в операционном управлении. И этим инструментом могут выступить эндаумент-фонды, как одна из основных тенденций в современном развитии образовательной сферы в мире. Эти фонды представляют собой специальные некоммерческие организации или структуры, которые создаются с целью поддержки социализации молодежи через образовательные учреждения и долгосрочные программы.
Ключевым преимуществом эндаумент-фондов является то, что они способствуют созданию стабильного и постоянного источника финансирования для образования. Сглаживая "кассовые разрывы" и временные рамки финансирования. Эндаументы обычно предназначены для инвестирования средств, а доходы от этих инвестиций используются для поддержки образовательных программ и инициатив. Это позволяет учреждениям и программам обеспечивать непрерывность финансирования на долгие годы или даже десятилетия.
Практика создания подобных фондов насчитывает многовековую историю. На сегодняшний день самый известный кейс использования данного механизма – Международный эндаумент-фонд, созданный по завещанию Альфреда Нобеля в конце XIX века. Вырученные от продажи его собственности средства должны были вложить в надежные ценные бумаги, а премии ученым выдавались бы с процентов от прибыли.
Ключевая идея эндаумент-фонда проста: благотворители жертвуют средства, формируя так называемый целевой капитал, или тело эндаумента (principal), который инвестируется в различные финансовые инструменты для обеспечения его постоянного прироста. Финансирование программ университетов происходит за счет доходов от инвестирования, а сам капитал фонда остается неприкосновенным и гарантированным. Где разрешается передача активов от доноров учреждению в постоянное пользование, долгосрочный временной горизонт их накопления, наличие специальной сети заинтересованных сторон (fund-raising), поддерживающих их функционирование. По различным оценкам, в ведущих американских вузах на поступления из эндаумент-фондов приходится 25-45% доходов бюджета.
Кроме того, эндаумент-фонды также способствуют развитию партнерств между образовательными учреждениями и частными лицами, корпорациями или филантропическими организациями. Благодаря таким партнерствам возможно привлечение значительных средств для образования, что способствует повышению качества образовательных программ и улучшению доступности образования для различных групп населения.
Первый аспект, на который следует обратить внимание, – законодательное регулирование эндаументов. Здесь можно выделить несколько концептуальных подходов.
Модель косвенного регулирования на примере Uniform Prudent Management of Institutional Funds Act (UPMIFA) является рамочным законом США федерального уровня. В основном UPMIFA регулирует правоотношения и финансовую деятельность институциональных фондов. Управление институциональными фондами осуществляется советом директоров, которые избираются коллегиальным органом.
Совет директоров должен состоять из трех или более человек, число которых указано в уставе. Количество директоров может время от времени увеличиваться или уменьшаться (но не менее чем до трех).
В целом UPMIFA определяет пруденциальный стандарт при принятии инвестиционных решений, устанавливает назначение расходов и накоплений фонда, а также правила формирования в нем капитала. Кроме того, UPMIFA устанавливает фиксированный семипроцентный потолок расходования средств фонда (презумпция благоразумия). Также в течение трех лет с момента возникновения фонд обязан предоставить финансовую отчетность.
Аналогическое регулирование применяется в Великобритании – закон о благотворительности (Charities Act 2022), в Германии действует схожая модель, которая не предполагает наличие отдельного закона по эндаументам. Фонды 1964 (Stiftung) управляются системой законов в области некоммерческих организаций.
Модель прямого регулирования: к примеру, во Франции был принят Loi pour la confiance et la modernisation de l’économie 2005 (закон о модернизации экономики), который впервые ввел понятие эндаумент-фондов.
В России правовое регулирование эндаумент-фондов университетов осуществляется с 2006 года отдельным Законом Российской Федерации "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"
Зачастую критики юридических нововведений предсказуемо просят рассмотреть правоприменительную практику.
Сегодня экономическая практика управления эндаумент-фондами в США, по оценкам National Association of College and University Business Officers (NACUBO), сложилась на следующих ориентирах: средний уровень затрат фондов стабильно составляет около 4,5%.
Что касается распределения затрат средств, получаемых из эндаумент-фондов, то они выглядят следующим образом: 47% – поддержка "социализации" студентов, 11% – мотивация ППС, 9% – поддержка матбазы и операционные расходы, 15% – академические программы и исследования, 18 – иные расходы.
Что касается стратегии инвестирования средств фондов, то ключевыми компонентами являются: акции, облигации и другие денежные вложения – 72%, частный акционерный капитал – 21%, природные ресурсы и недвижимость – 7%.
Структура управления фондов состоит из следующих органов: попечительского совета эндаумента, инвестиционного комитета и штата оперативного управления инвестициями эндаумента.
Совет директоров является наиболее важным стратегическим органом эндаумента, определяя, кто входит в состав инвестиционного комитета, устанавливая инвестиционные цели и правила расходования фонда. С советом также будут советоваться, когда предполагается серьезное изменение стратегии эндаумента или начинается крупная кампания по сбору средств.
В среднем две трети членов совета директоров являются членами инвестиционного комитета с правом голоса. В среднем около 90% членов инвестиционного комитета – доноры, большинство из которых имеют опыт работы в бизнесе. При этом около половины членов комитета – выпускники университета. Таким образом, выполняется еще одна крайне важная социальная функция – демонополизация экономики.
Налоговое стимулирование. Практика создания эндаумент-фондов предполагает наличие либерального налогового режима для данных структур. Так, долгие годы (до 2017 года) в США эндаумент-фонды не облагались какими-либо налогами. В Великобритании благотворительные организации, в том числе эндаументы, освобождаются от подоходного налога и корпоративного налога на гранты, пожертвования и аналогичные источники дохода. В Германии налоговое законодательство также определяет исчерпывающий список целей, чтобы получить право на налоговые льготы
Также во многих западных странах действуют различные инструменты налогового стимулирования пожертвований в эндаумент-фонды. Наиболее распространенным механизмом являются вычеты из налоговой базы (tax deductions, в Германии это 20% доходов, в Италии – 10%, в Финляндии – 500 тыс. евро, в США – от 30% до 60% дохода, в зависимости к какой категории относится налогоплательщик).
Другой механизм – налоговые скидки (Tax credits) для спонсоров. К примеру, в Канаде доноры могут получить скидку до 75% в случае денежных пожертвований, при этом также устанавливается лимит от 15% до 33% на сумму пожертвований. Схожий механизм действуют во Франции, Швеции, Израиле.
Также во многих странах ОЭСР действуют корпоративные налоговые вычеты. В Сингапуре корпорации могут получить вычеты до 250%, в Швейцарии – до 20%. В Финляндии корпорации могут получить вычеты от 850 до 250 тыс. евро при поддержке университетов.
Прямое финансирование эндаумент-фондов государством. В международной практике существует несколько механизмов финансовой поддержки эндаументов.
В качестве первой можно выделить косвенную поддержку университетов через создание государственного эндаумент-фонда. К примеру, в июне 2022 года правительство Японии объявило о создании государственного эндаумент-фонда с капиталом в 10 трлн иен.
Другой весьма широко распространенный механизм – схема софинансирования (match funding scheme), в рамках которой государство дает определенное финансирование на каждый вложенный доллар частных пожертвований. Данная схема начала широко использоваться в США с конца 80-х годов прошлого столетия. Однако наиболее широкое распространение данный механизм получил в Сингапуре. Так, еще с 1991 года правительство этой страны поддерживает пожертвования в университеты по схеме 1 к 1. Данная планка была поднята до 1,5 к 1 в 2010-м для автономных университетов. При этом для новых университетов ставка была поднята до 3 к 1.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора