Возник вопрос
На одном из семинаров по изучению трудового законодательства задали вопрос: сколько дней дополнительного отпуска положено предоставить сотруднику, проживающему и работающему в зоне повышенного радиационного риска в Семее, если в его полигонном удостоверении прописано, что он родился и проживал ранее в Кокпектинском районе, то есть в зоне с минимальным радиационным риском. Как будет правильно предоставить экологический отпуск: по зоне, где он родился, или где сейчас проживает и работает?
Из данного вопроса следовало, что у участников семинара – менеджеров служб по управлению персоналом, юристов возникли проблемы с пониманием и применением на практике Закона Республики Казахстан от 18 декабpя 1992 года "О социальной защите гpаждан, постpадавших вследствие ядеpных испытаний на Семипалатинском испытательном ядеpном полигоне" (далее – Закон).
Поэтому проанализируем основные положения данного Закона и ответим на вопрос.
На кого распространяется Закон?
Закон называется "О социальной защите гpаждан, постpадавших вследствие ядеpных испытаний на Семипалатинском испытательном ядеpном полигоне".
Однако на самом деле Закон распространяется не только на тех, кто когда-то пострадал вследствие ядерных испытаний, но и тех, кто продолжает в настоящее время испытывать неблагоприятное воздействие экологического загрязнения, хотя они не относятся и не именуются пострадавшими.
То есть следует разграничивать различные статусы граждан, которые установлены для некоторых категорий граждан, подпадающих под действие указанного Закона.
Пострадавшие вследствие ядерных испытаний
Статья 10 Закона перечисляет лиц, которые относятся к гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний. Это граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу (в том числе срочную):
- на территориях, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами в период проведения воздушных и наземных ядерных взрывов (1949-1965 годы);
- на этих территориях в период проведения подземных ядерных взрывов с 1966 по 1990 годы;
- на территории с льготным социально-экономическим статусом с 1949 по 1990 год.
Кроме того, к пострадавшим вследствие ядерных испытаний относятся также дети указанных лиц, проживавших, работавших или проходивших службу на экологически загрязненных территориях, за исключением территорий с льготным социально-экономическим статусом, при условии, если такие дети:
- имеют инвалидность или заболевания, утвержденные перечнем заболеваний, которые связаны с воздействием ионизирующего излучения;
- при установлении причинной связи между их состоянием здоровья и фактом пребывания одного из родителей на указанных в Законе зонах.
Перечень заболеваний, связанных с воздействием ионизирующего излучения, и Правила установления причинной связи утверждены приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 ноября 2020 года № ҚР ДСМ-217/2020.
Льготы и компенсации пострадавшим
Для пострадавших вследствие ядерных испытаний Законом предусмотрено:
- регистрация и выдача им удостоверений (статья 11 Закона);
- единовременная денежная компенсация (статья 12 Закона).
Правила регистрации граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, выплаты им единовременной государственной денежной компенсации и выдачи удостоверений, подтверждающих право на льготы и компенсации, утверждены постановлением правительства Республики Казахстан от 20 февраля 2006 года № 110.
Статья 12 Закона изначально называлась "Льготы и компенсации гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний" и предусматривала не только выплату единовременной денежной компенсации, но и льготные условия выхода на пенсию, льготы при исчислении стажа, ежегодное лечебное пособие для инвалидов, у которых инвалидность явилась следствием ядерных испытаний. После неоднократных изменений (в Закон 13 раз вносились изменения и дополнения) в статье 12 Закона осталась только одна льгота - единовременная денежная компенсация, размер которой зависит от зоны загрязненной территории и длительности проживания.
Зоны загрязненных территорий
Территории, подвергшиеся воздействию радиоактивных осадков при проведении ядерных испытаний, делятся на зоны:
- зону чрезвычайного радиационного риска – территории Саржалского сельского округа Абайского района, Долонского сельского округа Бескарагайского района, населенных пунктов Сарапан и Иса упраздненного Жанасемейского района Восточно-Казахстанской области;
- зону максимального радиационного риска - населенные пункты Абайского, Бескарагайского и упраздненного Жанасемейского районов, Акбулакского, Абралинского, Алгабасского, Айнабулакского, Караоленского и Танатского сельских округов города Семей Восточно-Казахстанской области, Акжарского и Малдарского сельских округов Майского района Павлодарской области;
- зону повышенного радиационного риска - Бородулихинского, Жарминского, Аягузского, Глубоковского, Шемонаихинского, Уланского районов, города Семей, Курчатов, Усть-Каменогорск и Риддер Восточно-Казахстанской области; Каркаралинский район Карагандинской области в пределах территории упраздненного Казыбекбийского района, Майский район Павлодарской области;
- зону минимального радиационного риска - населенные пункты Урджарского, упраздненного Таскескенского, Кокпектинского, Аксуатского, Зыряновского, Зайсанского и Тарбагатайского районов Восточно-Казахстанской области; Каркаралинского района Карагандинской области, не включая территорию упраздненного Казыбекбийского района; Лебяжинского района Павлодарской области;
- территорию с льготным социально-экономическим статусом - Баянаульский район Павлодарской области.
- Для проживающих на загрязненной территории
Социальная поддержка оказывается гражданам, которые не относятся к вышеуказанным пострадавшим вследствие ядерных испытаний, но проживают на экологически загрязненных территориях и, соответственно, подвергаются неблагоприятному воздействию окружающей среды.
Статьей 13 Закона для таких граждан предусмотрены следующие меры социальной поддержки:
1) надбавка к пенсии при выходе на пенсию до 01.01.1998 г. – для проживающих в 2 зонах: чрезвычайного и максимального радиационного риска (статьи 5 и 6 Закона);
2) дополнительная оплата труда по зонам в размере:
чрезвычайного радиационного риска - двух месячных расчетных показателей;
максимального радиационного риска - 1,75 месячного расчетного показателя;
повышенного радиационного риска - 1,5 месячного расчетного показателя;
минимального радиационного риска - 1,25 месячного расчетного показателя;
на территории с льготным социально-экономическим статусом - одного месячного расчетного показателя.Размер месячного расчетного показателя с 1 апреля 2022 года составляет 3180 тенге согласно изменениям, внесенным Законом
3) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск по зонам:
чрезвычайного радиационного риска - 14 календарных дней;
максимального радиационного риска - 12 календарных дней;
повышенного радиационного риска - 10 календарных дней;
минимального радиационного риска - 7 календарных дней;
на территории с льготным социально-экономическим статусом - 5 календарных дней.
Для получения указанных льгот работникам достаточно самого факта их проживания на соответствующей экологически загрязненной территории, так как в статье13 Закона указано: "Население, проживающее на территориях, указанных в статьях 5, 6, 7, 8, 9, имеет право на…". То есть никаких иных условий, связанных с регистрацией, получением удостоверения и т.п., не установлено.
Еще о льготах и компенсациях
Кроме того, для отдельных категорий граждан, проживающих на загрязненных территориях, предоставляются дополнительные льготы и компенсации (статья 14 Закона):
- удлиненный отпуск по беременности и родам женщинам;
- бесплатное оздоровление в санаторно-оздоровительных учреждениях для детей и подростков в возрасте до 18 лет;
- оплату листа нетрудоспособности по уходу за больным ребенком за весь период болезни.
Согласно статье 15 Закона военнослужащие и сотрудники специальных государственных органов при прохождении воинской службы и службы на загрязненных территориях пользуются правами и льготами в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Казахстан.
Если работник переехал
Казалось бы, положения Закона изложены четко и ясно. Тем не менее, применение данного Закона на практике постоянно ставит новые вопросы.
Так, в блоге министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан встретила интересный вопрос: распространяется ли социальная помощь, предусмотренная статьей 13 ЗРК "О социальной защите гpаждан, постpадавших вследствие ядеpных испытаний на Семипалатинском испытательном ядеpном полигоне", на пострадавших вследствие ядерных испытаний лиц, выехавших из территорий Семипалатинского полигона?
На данный вопрос был дан следующий ответ:
"Согласно статьи 13 Закона Республики Казахстан "О социальной защите гpаждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" от 18 декабря 1992 года, население, проживающее на территориях чрезвычайного, максимального, повышенного, минимального радиационного риска и на территории с льготным социально-экономическим статусом, имеет право на социальную поддержку в виде дополнительной оплаты труда и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска. При этом нормы данного Закона распространяются на работников всех организаций и предприятий, независимо от их форм собственности, в том числе и на работников государственных учреждений и казенных предприятий.
Вместе с тем, на выехавших из вышеуказанных зон, а также работающих в организациях, расположенных в других регионах, вышеуказанная социальная поддержка (в виде дополнительного отпуска и дополнительной оплаты труда), к сожалению, не оказывается, если иное не предусмотрено трудовым или коллективным договорами".
Вопросы к ответу
Ответ дан однозначный и со ссылкой на норму Закона.
Однако данный ответ не представляет собой развернутый правовой анализ норм Закона, не содержит ссылки на Закон, кроме всем понятной и не вызывающей особых вопросов статьи 13 Закона; не объясняет, как соотносится статья 13 Закона с иными нормами этого же Закона.
Например, большой интерес представляет толкование статьи 2 Закона, который дает основание полагать, что спектр льгот для пострадавших не столь узок, как предлагает это считать министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
Так, абзац первый статьи 2 Закона предусматривает, что "Категории граждан, перечисленные в статье 10 настоящего Закона, имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу в размерах, определенных статьями 12, 13, 14, 15 настоящего Закона".
То есть пострадавшие вследствие ядерных испытаний имеют право не только на получение единовременной денежной компенсации (статья 12 Закона), но и на возмещение ущерба по правилам статей 13, 14, 15 Закона – то есть, также на получение дополнительной оплаты труда и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска. Но если пострадавшие проживают и работают на загрязненных территориях, то они пользуются данными льготами в силу прямого указания Закона на основании самого факта проживания. Тогда в чем заключается "льготность" такого возмещения для пострадавших? К чему такая сложная конструкция нормы Закона, если проживания достаточно для получения мер социальной поддержки независимо от того, пострадал ли ты вследствие ядерных испытаний или просто приехал работать на загрязненных территориях?
Как толковать третий абзац статьи 2 Закона, согласно которому "Граждане, выехавшие из указанных районов и городов на другое место жительства, подпадающие под действие настоящего Закона и проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются льготами, предусмотренными настоящим Законом"? То есть пользоваться какими-то льготами можно и после того, как пострадавший переедет в другой регион Республики Казахстан? Какие льготы имеет в виду законодатель? Вряд ли это предусмотренная статьей 12 Закона единовременная денежная компенсация, которую пострадавший вправе получить независимо от того, проживает он или нет на загрязненной территории – здесь достаточно регистрации и получения соответствующего удостоверения.
Пока четких объяснений по данным вопросам в ответе Минтруда нет.
В следующей публикации предложим на обсуждение правовой анализ и толкование норм Закона.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора