Указ о реорганизации Национального банка Казахстана путем выделения из него Агентства "О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан" подписан президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым 11 ноября 2019 года и введен в действие с 1 января 2020 года.
Основными задачами и миссией Агентства являются регулирование и развитие финансового рынка, содействие обеспечению финансовой стабильности финансового рынка и финансовых организаций, поддержание доверия к финансовой системе в целом и создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке, обеспечение надлежащего уровня защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг.
Агентство осуществляет регуляторные, надзорные функции, а именно: госрегулирование, контроль и надзор финансового рынка и финансовых организаций (за исключением юрлиц, осуществляющих деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Нацбанка), их филиалов и аффилированных лиц, Банка Развития Казахстана, юрлиц, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг, кредитных бюро, банковских холдингов, крупных участников банков, страховых холдингов, организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, коллекторских агентств, временных администраций (временных администраторов), ликвидационных комиссий банков, страховых (перестраховочных) организаций и др.
Финрегулятор вправе применять к финансовым и иным организациям ограниченные меры воздействия, меры надзорного реагирования, в том числе с использованием мотивированного суждения, санкции и иные меры, предусмотренные законами Казахстана, по вопросам, входящим в его компетенцию.
Одними из функций надзорного органа являются осуществление реализации программ рефинансирования ипотечных жилищных займов и ипотечных займов физических лиц, осуществляемых через дочерние организации Национального банка Республики Казахстан, а также контроль за исполнением банками обязательств, принятых в рамках данных программ.
Потребители финансовых услуг по-прежнему могут обращаться за консультациями и разъяснениями по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг и норм действующего законодательства в банковской, страховой, пенсионной сферах, а также в области рынка ценных бумаг в общественную приемную при Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка. Предварительная запись не требуется.
Оперативную информацию по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг можно получить, обратившись напрямую ко мне по телефону: +77011110471 или написав на моей страничке в Facebook. Каждый вторник (для социально уязвимых слоев населения и получателей адресной социальной помощи) и каждый четверг я провожу личный прием граждан.
Что касается мобильной приемной, в настоящий момент ведутся работы по обновлению приложения "FinGramota Online" (прежнее название – "НБК Online"), в котором можно будет получить оперативную консультативную помощь по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг и финансовой грамотности населения. О старте функционирования и начале приемов вопросов посредством мобильного приложения будет объявлено дополнительно.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора