Указом президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 229 был введен мораторий с 1 января 2020 года до 1 января 2024 года на проведение проверок и профилактического контроля с посещением субъектов малого предпринимательства в Республике Казахстан. Следовательно, после 1 января 2024 года в отношении субъектов малого предпринимательства возобновятся проверки в рамках профилактического контроля.
В связи с этим субъектам предпринимательства пригодится понимание некоторых положений Предпринимательского кодекса о проверках.
Предпринимательский кодекс о госконтроле и госнадзоре
Глава 13 Предпринимательского кодекса (далее – ПК) именуется "Государственный контроль и надзор". Часть статей данной главы равным образом относится как к госконтролю, так и к госнадзору.
Так, единым образом регулируются:
- отношения в сфере государственного контроля и надзора;
- цели и задачи государственного контроля и надзора;
- гарантии для субъектов предпринимательства при осуществлении государственного контроля и надзора;
- субъекты и объекты государственного контроля и надзора;
- требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) государственного контроля и надзора;
- гарантии субъектов частного предпринимательства при осуществлении государственного контроля и надзора правоохранительными органами.
Однако имеются и различия в правовом регулировании государственногоконтроля и государственногонадзора и последствиях данных видов деятельности. Провести четко различия между госнадзором и госконтролем непросто, так как положения законодательства в данной сфере далеки от совершенства и дают основание для различного толкования и применения.
Что такое госконтроль?
Согласно статье 134 ПК, государственный контроль – это деятельность органа контроля и надзора по проверке и наблюдению на предмет соответствия деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан.
Контроль подразделяется на:
- внутренний, который проводится в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее - АППК) и
- внешний, который проводится в соответствии с нормами ПК, как это прямо указано в ПК, а также нормами АППК, на применение которого в ПК не указано, но который применяется в силу положений АППК об урегулировании взаимоотношений между частными лицами и административными органами.
По результатам внешнего контроля в случае выявления нарушений законодательства Республики Казахстан государственные органы в пределах своей компетенции:
- возбуждают административное или дисциплинарное производство либо
- инициируют соответствующие исковые заявления в пределах своей компетенции и (или)
- принимают иные меры, предусмотренные законами Республики Казахстан.
Сферы деятельности субъектов предпринимательства, в которых осуществляется контроль, перечислены в статье 138 ПК.
Что такое госнадзор?
Что такое государственный надзор, определено в статье 135 ПК, - это деятельность органа контроля и надзора по проверке и наблюдению на предмет соответствия деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан, с правом применения мер оперативного реагирования в ходе ее осуществления. Надзор заключается в применении органом контроля и надзора мер оперативного реагирования без возбуждения административного производства.
Надзор подразделяется на:
- высший надзор за соблюдением законности – его осуществляют органы прокуратуры и
- надзор, осуществляемый органами контроля и надзора.
Меры оперативного реагирования, которые вправе применять орган госнадзора, - это предусмотренные законами Республики Казахстан способы воздействия на субъектов (объектов) контроля и надзора в целях предотвращения наступления общественно опасных последствий, применяемые в ходе осуществления и по результатам контроля и надзора. Из статьи 136 ПК можно сделать вывод, что такими мерами оперативного реагирования являются предписание, акт или постановление о применении меры (мер) оперативного реагирования.
Сферы деятельности субъектов предпринимательства, в которых осуществляется надзор, перечислены в статье 139 ПК.
Госконтроль и госнадзор – близнецы-братья?
Таким образом, сходство между госконтролем и госнадзором заключается в том, что в обоих случаях госорган проверяет и наблюдает на предмет соответствия деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан.
Различие заключается в последствиях деятельности:
- орган госконтроля по результатам внешнего контроля - возбуждает административное, дисциплинарное производство либо инициирует соответствующие исковые заявления и (или) принимает иные меры, предусмотренные законами Республики Казахстан;
- орган надзора применяет меры оперативного реагирования без возбуждения административного производства.
При этом меры оперативного реагирования в госнадзоре (статьи 135, 136 ПК) и "иные меры, предусмотренные законами Республики Казахстан" в госконтроле (статья 134 ПК) должны различаться. Иначе стирается грань между двумя видами государственной деятельности.
Этот вывод подтверждается пунктом 4 статьи 136 ПК: меры оперативного реагирования применяются органами контроля и надзора в сферах деятельности, определенных статьей 139 ПК, то есть в сфере государственного надзора.
Хотя следует признать, что использование в тексте Предпринимательского кодекса словосочетаний "субъектов (объектов) контроля и надзора", "орган контроля и надзора" создает впечатление, что особой разницы между госконтролем и госнадзором нет. В этом таится опасность произвола государственных органов в отношении субъектов предпринимательства, который недопустим и который следует пресекать. В частности, следует тщательно проверять компетенцию государственного органа, который осуществляет контроль или надзор.
Рассмотрим кейс
Изложенные выше положения законодательства и различия между госконтролем и госнадзором можно продемонстрировать на практическом примере.
КСК оспорил в суд предписание об устранении нарушений, которое вынесла жилищная инспекция по результатам внеплановой проверки по обращению собственника квартиры о непредоставлении ему отчета по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума.
Ответчик – жилищная инспекция - иск не признал, ссылаясь на то, что предписание вынесено в соответствии с пунктом 1 статьи 41–1, подпунктами 5), 6) пункта 1 статьи 41–2 Закона Республики Казахстан "О жилищных отношениях", а также согласно требованиям статьи 136, 144 ПК.
Процитируем указанные ссылки на закон "О жилищных отношениях":
"1. Государственный контроль в отношении субъектов контроля в пределах границ населенных пунктов на объектах социальной инфраструктуры в сферах управления жилищным фондом, газа и газоснабжения, а также государственный надзор в отношении субъектов надзора в пределах границ населенных пунктов на объектах социальной инфраструктуры в области промышленной безопасности за соблюдением требований безопасной эксплуатации опасных технических устройств осуществляются посредством проведения должностными лицами жилищной инспекции проверок и профилактического контроля.
Проверки и профилактический контроль субъектов предпринимательства осуществляются в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан…" и
"1. Жилищная инспекция осуществляет полномочия по:
5) вынесению обязательных для исполнения предписаний (представлений) по устранению нарушений настоящего Закона и правил по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума и составлению протоколов об административных правонарушениях;
6) проведению проверки наличия отчета по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума при обращении собственников квартир, нежилых помещений."
Анализ кейса
Следует проверить компетенцию жилищной инспекции: правомочна ли она провести внеплановую проверку и вынести оспариваемое предписание.
Из указанной статьи 41–1 Закона "О жилищных отношениях" следует, что жилищная инспекция выступает как:
1) орган государственного контроля на объектах социальной инфраструктуры в сферах управления жилищным фондом и
2) орган государственного надзора в области промышленной безопасности.
Согласно подпункту 20) статьи 138, подпункту 18) статьи 139 ПК:
- контроль осуществляется в сфере управления жилищным фондом;
- надзор осуществляется в области промышленной безопасности.
Предписание об устранении нарушений закона относится к мерам оперативного реагирования. Согласно пункту 4 статьи 136 ПК, мера оперативного реагирования применяется только в сфере государственного надзора.
В кейсе рассматривается случай проведения внеплановой проверки в сфере управления жилищным фондом – это сфера государственного контроля.
Жилищная инспекция как орган государственного контроля в сфере управления жилищным фондом, проверяя наличие отчета по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума, не вправе выносить предписание – меру оперативного реагирования.
Предписание жилищная инспекция вправе вынести только как орган государственного надзора и в сфере промышленной безопасности – но об этом речь не ведется.
Следовательно, жилищная инспекция, выступая органом госконтроля, применила меру оперативного реагирования как орган госнадзора и вынесла предписание, которое следует признать незаконным.
Подведем итоги
Таким образом, госконтроль и госнадзор - это различные виды деятельности госорганов. Компетенцию госоргана как органа госконтроля или госнадзора следует установить, исходя из закона и соответствующих ему подзаконных нормативных актов. В зависимости от компетенции госоргана можно определить правовые последствия его деятельности и проверить их законность.
Изображение StockSnap с сайта Pixabay
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора